Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). 2. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству

8.1 Основная литература

1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.

2. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 112с.

3. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. – М.: Высшая школа, 1992. – 270с.: ил.

4. Пленэр. Советы начинающим. Москва «Юный художник», 1994. – 32 с.

5. Табакова Н. Ф. Живопись. Приемы работы акварелью. Учебно-методическое пособие для абитуриентов и студентов 1 – 2 курсов для специальностей «Дизайн» и «Декоративно-прикладное творчество». – Саранск, 2009. – 28 с.

6. Табакова Н.Ф. Цветной карандаш. Применение мягких материалов на занятиях по академическому рисунку. Саранск, 2008. – 20 с.

. 8.2 Дополнительная литература

1. Живопис Галини Новоженець: Альбом. – Львов: ТЗОВ «Аз-Арт», 2006. – 24 с.

2. Кандинский В.В. Художественная педагогика. Аналитический рисунок. // Изобразительное искусство в школе. – М.: Изобразительное искусство, 2001. – 85 с. - №1.

3. Пикассо. Сост. Пименова И. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.- 184 с.

4. Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2006. – 480 с.

5. Соколов – Ремизов С.Н. Чжихуа – живопись пальцем// Искусство Востока. Художественная форма и традиция.: Сб.статей. – СПб, 2004. – С.237-271.

6. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Минск: ХарВест, 1999. – 89 с.

7. Школа рисования: Стили в искусстве: орнаменты и декоративные мотивы. – М.: АСТ: Астель, 2005. – 318с.

9 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля):

Живописные работы на I курсе выполняются акварельными красками, на II и III курсах - маслом. Рисунки выполняются различными графическими материалами (карандаш, фломастер, уголь, соус, сангина, пастель) с использованием белой и тонированной бумаги с шероховатой поверхностью.

Художественные материалы (краски, кисти, картон и т.д.) студенты приобретает самостоятельно. Желательно иметь этюдник. Для прохождения практики студенты разбиваются на подгруппы (по 12-15 человек) и под руководством преподавателя ежедневно выезжают на природный объект для выполнения живописной работы. В ненастные дни можно работать под навесом или сходить с руководителем практики в музей. Студенты работают на пленэре полный световой день (6 часов).

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Рабочая учебная программа по пленэрной практике составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО по направлению 072500 «Культура и искусство» и учебного плана по профилю подготовки (или специализации) «Дизайн»

. Работа студентов в ходе учебно-творческой практики составляет 144 часа. В ходе работы студенты выполняют рисунки, живописные работы, эскизы, этюды и наброски.

Работа с натуры по теме «Натюрморт» проводится с учетом местных погодных условий. При переменной погоде натюрморты первого и второго задания выполняют параллельно. При отсутствии условий для выполнения заданий в запланированное время необходимо продолжить изучение темы «Натюрморт» в период выполнения пейзажных этюдов.

Работая над передачей состояния в пленэре необходимо помнить, что освещенный солнцем пейзаж светлее вечернего или утреннего. В серый день не бывает резких различий света и тени. В пленэрной живописи важно уметь выражать состояние освещенности в природе. Пейзажи, написанные в разное время дня и в различную погоду, должны отличаться друг от друга так же как отличаются состояния освещенности утром и вечером, осень, зимой и летом.

Чтобы передать в живописном изображении общее тоновое и цветовое состояние, при построении цветовых отношений этюда с натуры, самое светлое и самое интенсивное по цвету пятно в натуре не надо брать на холсте самой светлой и самой яркой краской. Для достижения пропорциональности тоновых и цветовых отношений необходимо, прежде всего, решить в какой гамме красок следует строить пропорциональные отношения – в более светлой или более темной - и в каких пределах интенсивности цвета. Насыщенные цвета в природе встречаются очень редко, поэтому для соблюдения правильного тонового и цветового масштаба художники чаще употребляют более сдержанные краски и не полностью используют диапазоны светлых и ярких тонов палитры.

Успех в живописи этюда будет обеспечен, если верно взять тоновые и цветовые отношения земли, неба, воды. Поэтому краткосрочные этюды дают возможность научиться работать отношениями, учитывать при этом состояние освещенности в пейзаже, что является специфической особенностью пленэрной живописи.

К характерным трудностям изучения данной темы в период летней пленэрной практики следует отнести цветовое однообразие окружающей среды, особенно если практика проводится за городом в лесу. Доминирующим цветом травы и деревьев в летнем лесном пейзаже является зеленый. Несмотря на то, что это наиболее доступная глазу область цветового спектра, ее изображение оказывается сложным делом потому, что зеленый цвет больше других маскирует рефлексы неба и соседних предметов, поэтому у начинающих живописцев этюды получаются ядовито-зелеными, без влияния цвета неба и воздушной среды.

Чаще всего существенные недостатки в работе над этюдом появляются так же из-за торопливости и небрежности в запоминании общего цветового тона световоздушной среды, результатом чего становится «ядовитость», пестрота или чернота этюда. Поочередное закрывание и сравнение между собой «спорных» частей этюда позволяет верно оценить характер ошибок, допущенных при определении общего тона. Главная причина учебных ошибок в тоне часто допускается не в процессе непосредственной работы с материалом, а в процессе восприятия натуры. Поэтому важно уже в начале работы с натуры стремиться увидеть цельно все основные объекты или хотя бы несколько из них, наиболее контрастных друг к другу по своей форме и цвету. Каждый тон принято находить не по отдельности (земля, вода, небо), а все тона одновременно, в определенных отношениях между собой: самый светлый – небо, самый темный – земля, промежуточный между ними – вода. Для этого на палитре по соседству друг с другом стараются найти и сопоставить три группы красок. Которые должны различаться между собой пропорционально натуре и вместе с тем объединяться цветовой гармонией.

Правдивое изображение пейзажа требует тщательного изучения природы. Поэтому, параллельно с работой над краткосрочными этюдами пейзажа необходимо учиться детально прорабатывать форму отдельных частей пейзажа (например, дерево, цветы, растения, группа облаков и др.). Целесообразно выполнить несколько кратковременных этюдов с натуры, чтобы научиться изображать характерные особенности пород деревьев, кустарников, трав, лепить цветом форму облаков при разных состояниях погоды. Параллельно с выполнением живописных заданий необходимо делать наброски и зарисовки и рисунки длительного характера в любой графической технике.

Натурными объектами для этюдов по теме «Архитектурные мотивы» могут быть памятники архитектуры и достопримечательности данной местности. Следует помнить, что в памятных местах нелегко сразу найти выразительное композиционное решение этюда. Определенное время требуется для осмотра архитектурного памятника, чтобы определить его характерные признаки. Однако не надо забывать, что часто обыденные, внешне малопримечательные архитектурные мотивы гораздо выразительнее и интереснее для рисования.

Наши рекомендации