Адание 23. Расставьте в тексте необходимые знаки препинания.

(1) Вопрос Кто виноват называют чисто русским вопросом якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2) На эту тему без устали острят эстрадные сатирики глубокомысленно философствуют политтехнологи... (3) У каждого готов свой ответ на заданный еще Герценом вопрос. (4) Огромная наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (6) Почему? (7) Кто виноват? (8) Мне кажется что причина всех наших проблем коренится глубже чем мы себе представляем ни гуманистические призывы ни экономические реформы ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главное. (9) Она в нашем неуважении к человеку. (10) Надо сделать человека высшей ценностью. (11) Мы подсчитываем золотовалютный запас радуемся когда на внешнем рынке дорожает нефть гордимся тем что снизили уровень инфляции... (12) И что? (13) Что из того обыкновенному человеку? (14) Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов в этой же ветхой избушке она живет и при уровне в 9 процентов! (15) Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку дескать товарищ нас не понимает! (16) Да нет это вы отделенные от реальности толстой стеной макроэкономических соображений не видите микроскопическую клетку общественного организма живого человека. (17) Неработающие лифты перемороженные дома закрытые двери равнодушное Ждите нам некогда все это симптомы самой страшной социальной болезни пренебрежения к человеку. (18) О человеке никто не думает когда строится дом и в космос запускают очередную ракету и голосуют за какое-то якобы судьбоносное решение. (19) О человеке подумали ровно настолько чтобы он мог существовать в качестве некоей полезной функции. (20) А раз так то и человек перестает заботиться об окружающих и ему нет дела до того кто живет рядом с ним он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде за порядок на улице за процветание государства. (21) Не нужно призывов! (22) Надо просто починить сломанный лифт а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23) Надо в больничном коридоре поставить кушетку чтобы больные не стояли в очереди надо засыпать гравием лужу у остановки чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров... (24) Надо чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорбленным тогда поднимется и производительность труда вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленным вопросом Кто виноват.

(По В.Тимофееву)

ТЕМА 2

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Список рекомендуемой литературы по теме

1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для сред. проф. образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

2. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи: Для средней школы/ Е.Д. Бердникова, А.Г.Петрякова. – М.: Флинта, 2000. – 80 с.

3. Былкова С.В. Русский язык и культура речи: пособие для вузов/ С.В. Былкова, Е.Ю. Махницкая. – М.: Ростов-н/Д: МарТ, 2005. – 304 с.

4. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие для вузов/ Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

5. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 18-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 544 с.

6. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш.шк., 2004. – 509 с.

7. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/ В.И.Максимов [и др.]; под ред. В.И. Максимова. – 2-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2007. – 408 с.

8. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/ О.Я.Гойхман [и др.]; Под ред. О.Я. Гойхмана.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 240 с.

9. Сёмушкина Л. Н. Культура русской устной речи. Трудные случаи: ударения, произношения, формообразования: словарь-справочник/ Л. Н.Сёмушкина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 352 c.

10. Соловьев Н. В. Словарь правильной русской речи: около 85000 слов; более 400 коммент., объясняющих произношение, написание, сочетаемость/ Н.В.Соловьев; Ин-т лингвистических исследований РАН. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2004. – 848 с.

За выполнение данного вида самостоятельной работы студент получает 20 баллов.

Наши рекомендации