Укажите предложения с нарушенным словопорядком.
а) Все больше говорят о том, что Крым губит бурное развитие
промышленности.
б) Голос знакомого журналиста, как обычно, искажал плохой телефон.
в) Этот запах доносит до картинной галереи равномерный ветер с
чужих островов.
г) Сумерки высветили квадраты окон.
5. Правильно поставьте ударение в словах:
древко, квартал, свекла, бутыль, новорожденный, шелковица, каталог, торты, банты, аэропорты, дояр, танцовщик, творог, ходатайствовать, бармен, афинянин, чистильщик, сироты.
При подготовке к домашней контрольной работе (вариант 4) обратите внимание на следующие рекомендации:
1. Слово- основная единица языка. Именно слово во всем многообразии его значений и смысловых связей с другими словами является предметом изучения такого раздела языкознания, как лексикология. Лексика – словарный состав языка в целом или отдельного носителя данного языка. Так, например, говорять о лексическом запасе современных школьников, о лексическом запасе списателя или поэта.
Фразеология – раздел лексикологии, изучающий устойчивые
сочетания слов – фразеологизмы («рабо тать спустя рукава» -
бездельничать, «делать из мухи слона» - преувеличивать и т. д.
. Из приведенных определений следует, что под. лексико-фразеологическими нормами понимают правильность выбора слова или фразеологизма и уместность его применения в общепринятых сочетаниях.
2. Синонимы – слова, принадлежащие к одной части речи и близкие по лексическому значению. Синонимы когут отличаться следующими признаками:
А) оттенками значения (дефект, изъян, не достаток);
Б) степеню проявления признака, действия (хороший, замечательный, прекрасный, великолепный);
В) эмоциональной окраской (уходи – убирайся);
Г) стилистической окраской: стилистические синонимы потребляються в различных сферах общения и речевых ситуациях (голова-чело-башка).
3. Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопрос сколько? Который? (какой?).
В правописании числительных следует помнить несколько основних правил:
- слитное написание числительных;
- раздельное написание числительных;
- буква ь в числительных;
- особенности склонения количественных и порядкових числительных;
- особенности склонения дробных и собирательных числительных.
4. Чтобы правильно выполнить 4-е задание необходимо соблюдать логику повествования. Предложение должно быть логически завершенным.
5. При выполнении данного задания необходимо воспользоваться «Новым орфографическим словарем русского языка Т. Ф. Ивановой.
Литература к теме:
1.Алексеева Т. В. Сочинение: теория и практика.- СПб., 2003.
2. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка.- М.,2002.
3. Воителева Т. М. Синтаксис и пунктуация.- М.,2002.
4. Горшков А. И. Русская словесность.- М, 1997.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Знаки препинания.- М., 1998.
6. Лосева Л. М. Как строится текст.- М.,1980.
7. Русский язык: секреты орфографии: В 2-х ч.: Авторская коллекция образовательно-познавательных видеокассет/ Телекомпания «Мастерская Игоря Шадхана»- СПб.,1994.
8. Скворцов Л. И. Экология слова, или поговорим о культуре речи.- М,, 1996.
9. Соколова В. В. Культура речи и культура общения.- М.,1993.
10. Солганик Г. Я, Синтаксическая стилистика. М.: Высшая школа, 1973.
ВАРИАНТ 5
Научный стиль в русском языке.
Вставьте пропущенные буквы в словах и словосочетаниях.
Поч..нить, непром..каемый, раск..лить, ур..внять, обог..щать
знаниями, прож..вать в лесу, хл..потливый, нагром..ждение, м..кать сухарь в
молоко, покл..ниться матери, предл..гать услуги, прик..снуться к двери,
предусм..трительная хозяйка, обм..кнуть перо, подск..чить, выр..щу урожай,
снар..жение, уд..вительная пан..рама, ум..лять чужие заслуги, обв..ваться
вокруг дерева, кр..м..нальный, ижд..венец, имп..зантный, ц..в..лизация.