Тема 2. Влияние промышленной революции на культуру стран Европы в последней четверти XVIII-середине XIX в.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Кафедра истории и теории культуры

Культура Европы XIX – начала ХХI века

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению

03000 — Культурология,

профиль

Культура стран и регионов мира: Европа

Москва 2011

Культура Европы XIX – начала XXI века

Учебно-методический комплекс

Составитель:

канд. культурологии, доц. О.В. Гавришина

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры истории и теории культуры

20.04.2011 протокол №8

© Российский государственный гуманитарный университет, 2011

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАмма

Аннотация

Дисциплина «Культура Европы XIX – начала XXI века» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 03000 — Культурология, профиль подготовки «Культура стран и регионов мира: Европа» (Культурно-исторический модуль). Дисциплина реализуется на факультете Истории искусства кафедрой истории и теории культуры.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

· владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

· владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

· способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме опросов на семинарах, коллоквиума, творческого задания (коллаж) и группового проекта; промежуточный контроль в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (16 час.) занятия, семинары (24 час.), самостоятельная работа студентов, включая экзамен (104 час.)

Пояснительная записка

Цель и задачи дисциплины:

Цель:дать целостную характеристику европейской культуры XIX- начала XXI вв., определить содержание ее качественных преобразований в процессе модернизации западного общества, показать специфику взаимодействия с традиционными культурами Востока, рассмотреть многообразие культурных форм в современном мире.

Задачи:

· на основе историко-типологического подхода к изучению культуры XIX- нач. XXI вв. содействовать формированию у студентов понимания европейской культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и социальных практик;

· показать сложность культуры, неоднородность и многообразие культурных феноменов;

· представить методы текстуального анализа.

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Культура Европы XIX – начала XXI века» принадлежит к вариативной части профессионального цикла дисциплин (культурно-историческому модулю). При ее изучении студенты опираются на теоретические и конкретно-исторические знания, полученные в результате освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («История моровой культуры в Новое время», «История мировой культуры в Новейшее время», «История литературы», «Техники анализа текстов культуры»). Важным является владение полученными в процессе освоения вышеперечисленных дисциплин навыками сбора и анализа информации, а также анализа текстовых и визуальных источников. Содержание дисциплины «Культура Европы XIX – начала XXI века» и ее место в профессиональной подготовке культуролога тесно связано с содержанием дисциплин «Литература Европы XIX – начала XXI века», «Искусство Европы XIX – начала XXI века».

Дисциплина «Культура Европы XIX – начала XXI века» необходима для последующего успешного освоения таких дисциплин, как «Интеллектуальная культура современной Европы», «Массовая культура современной Европы», «Культура регионов современной Европы». Курс адресован студентам третьего года обучения.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

· Знать: основными тенденциями развития европейской культуры в Новейшее время, ориентироваться в основных направлениях изучения культуры Европы XIX – начала XXI века (ОК-1, ПК-1).

· Уметь: логично представлять освоенное знание; применять полученные теоретические знания к анализу конкретных «текстов» культуры; раскрыть социальные функции и ценностное содержание конкретных феноменов культуры изучаемого периода (ОК-2, ОК-7, ПК-1).

Владеть: понятийным аппаратом дисциплины; современными методами изучения культуры; навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных явлений и практик; техниками анализа текстов (ПК-1, ПК-2).

Курс предполагает включение существенных элементов теории культуры, определение содержания базовых категорий и понятий, которые вырабатывались в связи со складыванием основ европейской культуры XIX – начала XXI века.

Структура дисциплины.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы, 144 часа.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции прак- тичес-кие заня-тия семи- нары само-стоятель-ная работа
Предмет курса. Подходы к изучению культуры Европы XIX- начала XXI века       Опрос на семинаре. Коллоквиум.
Формирование культуры индустриального общества в странах Европы кон. XVIII пер. полю XIX века         Опрос на лекциях.
Культура романтизма       Опрос на семинарах.
Самосознание новоевропейской культуры во вт.пол.XIX – нач.ХХ в.       Опрос на семинарах.
Культура Европы в меняющемся мире: первая половина ХХ в.       Опрос на семинарах. Коллаж. Коллоквиум.
Трансформация культуры «современности» во вт.пол.ХХ века         Опрос на семинарах.
              Устный экзамен
  Итого:        

Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ КУРСА И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ XIX – НАЧАЛА XXI ВЕКА.

Тема 1. Введение в проблематику курса.

Предмет курса. Исследовательские подходы и проблематика истории культуры Европы XIX-XX вв. в современном социально-гуманитарном знании. Характеристика содержания базовых понятий, применяемых для изучения истории культуры Европы Нового и Новейшего времени. Проблемы периодизации истории культуры XIX-XXI вв. Смена типов мышления в истории культуры. Проблема одновременного сосуществования разных культурных парадигм. Изменение и усложнение структуры культуры в Новое и Новейшее время.

Источники по истории культуры XIX-XXI вв. и особенности работы с ними.

РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ XVIII - СЕРЕДИНЕ XIX вв.

Тема 2. Влияние промышленной революции на культуру стран Европы в последней четверти XVIII-середине XIX в.

Содержание демографических процессов в связи с технологическими изменениями в повседневной жизни. Рост социальной мобильности. Перемены в семейных отношениях. Изменение стиля жизни в деревне. Особенности урбанизации в странах Европы в первой половине XIX в.

Соотношение циклического и линейного понимания времени в массовом сознании в условиях становления фабричной системы. Изменение коллективных представлений о пространстве в период промышленной революции. Соотношение Европы, “Нового света” и Востока в культурном сознании европейцев.

Новации в городской культуре. Формирование культуры среднего класса. Становление культуры досуга как части культуры повседневности. Рождение массовой культуры, ее взаимодействие с народной и элитарной культурами в середине XIX в. Изучение проблем становления культуры индустриального общества в “новой социальной” и “новой культурной истории”. Труды Вальтера Беньямина о городской культуре.

Наши рекомендации