XV век – время «собирания» Руси
Русь XV века. Впятнадцатом веке, во время правления Ивана Третьего, вновь была начата перестройка кремля. Его возвели из красного кирпича. Появились 20 башен и 1045 зубцов на стенах. Появляется площадь, которая впоследствии получит название – красной. Возводится пятиглавый Успенский собор.
Русскую культуру пятнадцатого века часто называют «собирательницей» Русских земель. Литературные произведения, созданные в это время призывали к объединению и борьбе с татаро-монгольским нашествием.
Образы русских богатырей XV века.В русских былинах издавна народ наделял богатырей необыкновенными способностями и силой. Один богатырь мог справиться с врагом. Это воодушевляло русских людей на борьбу с врагом и способствовало объединению, т.е. «собиранию» страны.
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай Иванович, Святогор, Чурило, пахарь Микуло Селянинович – вновь становятся народными героями. В былинах черты врагов приняли Идолище поганый, Соловей разбойник, Кощей бессмертный, Змей Горыныч.
Богатыри, сражавшиеся со всей этой нечестью, тоже имели исторические прообразы. К примеру, прообразом Добрыни Никитича был воевода Добрыня – дядя Владимира Красное Солнышко. И сам Владимир не раз упоминается в русских былинах. Именно к нему на службу отправился в стольный град Киев из села Карачарова крестьянский сын Илья Муромец. «Буду служить Руси родной верой и правдой, беречь землю русскую от недругов – ворогов», обещает Илья Муромец.
Всего в русских былинах упоминается более 90 богатырей, но одним из самых любимых был – Илья Муромец. Его подвиги вдохновляли русичей на борьбу за свою Родину.
Андрей Рублев – великий русский иконописец.Москва в пятнадцатом веке является не только культурным, но и духовным центром Руси. Именно в это время творит русский иконописец Андрей Рублев.
Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев (считают, что это 1360 год), кто был его учителем. Когда ему было лет 14-15, он попал в Троицкий монастырь. Во главе обители стоял хорошо известный на Руси и уважаемый в народе человек – Сергий Радонежский. Он оказал огромное влияние на Андрея. В монастыре Рублев выучился грамоте и освоил иконописание. Научился выбирать подходящие для икон липовые доски, правильно готовить краски.
Для красок использовали минералы различных цветов. Их растирали до мельчайшего порошка, а затем добавляли в него яичный желток и квас. Каждый цвет имеет свое особое значение: золотой- цвет бога, красный- цвет любви, синий и голубой - цвет неба и богоматери, зеленый- цвет природы, коричневый - цвет земли, черный - цвет зла и смерти… Первоначально Андрею доверяли писать только несложные места. Но постепенно оттачивалось мастерство иконописца.
Мастерство иконописи.Для того чтобы написать икону, надо было знать много правил, ведь икона это не картина. Это окно, помогающее человеку во время молитвы заглянуть в другой, высший мир. Поэтому здесь все так непривычно: нет уходящего вдаль пространства; фигуры, часто расположенные на золотом фоне, будто лишены веса, «бесплотны». Каждый жест выражает какое-то чувство. Рука, прижатая к щеке, означает печаль, протянутая вперед – покорность. … Очень часто предметы на иконе по мере удаления в глубину не уменьшаются, а увеличиваются, как бы разворачиваются навстречу зрителю. Если на иконе все линии предметов продолжить, то они сойдутся впереди иконы. Икона как бы открывается навстречу, помогая ему войти в свой, особый мир. Нередко фигуры святых на иконах изображали, вписанными в круг, это очень важный символ иконописи, он означает Вечность, не имеющий ни начала, ни конца. Нашим предкам иконы были понятны, они легко разбирались в сюжетах и святых, потому что с детства читали библию.
Иконопись Андрея Рублева.До нас дошло немного работ художника - он расписывал храмы Москвы, Владимира, Звенигорода. Известно, что вместе со старыми признанными мастерами молодой Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском кремле. Но эти росписи не сохранились. К счастью, частично уцелела его роспись в Успенском соборе во Владимире.
В 20-х годах пятнадцатого века мастера во главе с Андреем Рублевым украсили иконами и фресками Троицкий собор в монастыре Сергия Радонежского. Именно в это время Андрей Рублев написал свою известную икону – «Троицу»(1422 – 1427), в похвалу «своему святому отцу Сергию».
Икона была написана на сюжет из библии. Под видом трех странников явились к человеку по имени Авраам три юноши. Авраам был стар, да и его жена была уже немолодой женщиной. Детей у них не было, что очень огорчало их. Какова же была радость Авраама, когда трое странников предсказали ему рождение сына. Авраам догадался, что перед ним ангелы, и отблагодарил их за добрую весть – накрыл богатый стол и хорошо угостил.
Андрей Рублев изображает трех ангелов, которые сидят за столом и ведут тихую беседу. Юноши изображены так, будто-то они переговариваются друг с другом взглядом. Левый ангел, означающий Бога – Отца, правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Бог – сын), с опущенной на престол рукой выражает покорность воле Бога – Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (святого духа) утешает обреченного на жертву. Икона была написана прозрачными и нежными цветами: зеленый, золотистый. Выделяется на иконе голубой цвет.
Произведение полно радости жизни, веры в победу. А ведь оно было создано в тяжелое время для Руси – монголо–татарского ига. Живопись Андрея Рублева – часть истории нашего Отечества. Как без Московского Кремля, Великого Новгорода, Куликова поля нет Руси, так ее нет и без Андрея Рублева.
1. Объясни, почему культуру пятнадцатого века часто называют «собирательницей» русских земель?
2. Вспомни названия русских былин. Расскажи, что тебе известно о былинных героях.
3. Расскажи об Андрее Рублеве и русской иконописи.
4. Расскажи о создании Андреем Рублевым иконы «Троица».
Русь святая – XVI век
Русь XVI века. Царь Иван IV.Русь шестнадцатого века – это христианское государство, не случайно его называют святым. Все люди живут по христианским законам и строго подчиняются им. В это время правил страной Иван Четвертый. В 16 лет его провозгласили первым русским царем. Все должны подчиняться ему и выполнять его волю. С непокорными людьми Иван Грозный расправлялся беспощадно. Всех, кого он считал противниками царской власти, царь приказывал или казнить, или сурово наказывать. Поэтому его прозвали Грозным. Царь был не только грозным правителем, но и литератором. Современники считали, что царь умён, умеет спорить, красиво и понятно говорить. Такое представление о царе сложилось по многим причинам.
Во-первых, известны созданные Иваном Васильевичем молитвы и духовные песни, а также многочисленные послания и письма.
Во-вторых, царь был не просто хорошо образованным человеком, но и большим любителем чтения. Известна библиотека царя Ивана Грозного.
В-третьих, Иван Грозный дает поручение Ивану Федорову организовать типографию и начать печатать книги, что оказало огромную роль на всю русскую культуру.
В-четвертых, царь приказывает не только печатать книги, но и собирать все книги. Их перепечатывают под новым именем: «Великие Минеи - Четьи» (чтение на каждый день).
«Домострой» энциклопедия XVI века.В XVI веке была написана книга «Домострой». Автором её был образованный человек, приближенный Ивана Грозного – Сильвестр. Он был великий книжник, писал и переписывал книги, которые дарил храмам и монастырям.
«Домострой» - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования. В этой книге можно выделить три части. В них говорилось о правилах, которым должен следовать человек во время проведения религиозных обрядов, семейных правилах поведения, а также были даны советы по ведению домашнего хозяйства. В книге подробно излагались наставления по воспитанию детей, приготовлению пищи, приему гостей, свадебным ритуалам, торговле. Главой семьи должен быть мужчина и все подчинялись его воле и распоряжениям.
«Домострой» - энциклопедия семейной жизни, книга XVI века, в которой закреплялись главные нормы и правила поведения образцового человека московского царства.
Архитектура Москвы XVI века.В XVI веке Московское царство продолжает укрепляться. Возводится много каменных сооружений. Это говорит о силе и могуществе царской власти.
Различные здания и сооружения зачастую завершают крыши особого вида – шатры. Шатер – остроконечная крыша.Первоначальноостроконечная крыша у храмов появилась в деревянном строительстве. Из деревянных досок гораздо легче было построить крышу с прямыми линиями, а не округлыми формами. Затем этот прием был перенесен и в каменное строительство.
Церковь Вознесения.В 1532 году была построена церковь Вознесенияв селе Коломенском под Москвой. Заложена она была после рождения Ивана Четвертого, наследника царя Василия. Высота храма – 62 метра, он устремлен ввысь и внешне напоминает космический корабль, который вот-вот взлетит.
Нижняя часть церкви построена (по плану) в виде креста. На ней стоит восьмерик (восьмиугольное в плане сооружение). Завершается церковь высоким восьмигранным шатром с небольшой главой.
Это одно из удивительных творений каменных дел мастеров. И сегодня мы можем любоваться этим белоснежным храмом – одним из самых красивых памятников старины.
Иконописец Дионисий.Строившиеся храмы на Руси необходимо было украшать росписями и иконами. Поэтому творчество иконописцев ценилось на Руси.
В XV-XVI веке очень широкую известность получил иконописец – Дионисий. О жизни этого великого человека нам известно немного. Скорее всего, Дионисий был москвичом, имел двух сыновей – Феодосия и Владимира, которые помогали отцу в его работе. Иконописец расписывал храмы русского севера и Москвы. Сам царь, восхищался иконописью Дионисия.
Творчество Дионисия.Далеко не все работы великого мастера дошли до нашего времени. Светлые, чистые краски, легкий и изящный рисунок, удлиненные пропорции фигур, плавные, будто льющиеся линии, ощущение праздника – вот характерные черты творчества Дионисия. Материалом для красок служили минералы и растения.
Известна икона Дионисия «Распятие» из Павло – Обнорского монастыря. Написана она около 1500 года. Сейчас икона хранится в собрании Третьяковской галереи.
Иконописец изобразил самый трагический момент из земной жизни Христа - его распятие на кресте. Но Дионисий видит, прежде всего, в этой сцене - торжество веры. Он придает телу Иисуса столь изящный изгиб, что не возникает и мысли о страданиях и смерти. Кажется, что Христос приподнялся на носках и раскинул руки подобно крыльям, чтобы воспарить в небо. А прилетевшие ангелы должны помочь ему.
Охристые, голубые, киноварные, вишневые одеяния дополняют праздничное звучание иконы.
Просветленная печаль героев Рублева сменилась дионисиевской праздничностью, ощущением радости жизни. Творчество Дионисия определило собой целую эпоху укрепления Русского государства, с верой в будущее.
1. Почему Русь шестнадцатого века принято называть святой?
2. Расскажи о русском царе Иване Грозном.
3. Что такое «Домострой»?
4. Расскажи о церкви Вознесения в селе Коломенском.
5. Расскажи о творчестве русского иконописца Дионисия.