Типы культурных изменений

Под культурной изменчивостью понимают свойство самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десемантизацию (утрату смысла) отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами культурной изменчивости являются:

Адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ;

Необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий;

Творческая инициатива отдельных личностей.

Изменчивость может иметь прогрессивную направленность, а может быть и деградирующей. Последняя связана со снижением функциональной эффективности тех или иных объектов и структур.

1. Фазовый (этапный) тип культурной динамики во многом совпадает с так называемой «исторической периодизацией». Каждому этапу соответствует свой доминирующий тип социальных отношений:

а) доиндустриальное общество (межличностный тип отношений);

б) индустриальное общество (товарно-денежные отношения);

в) постиндустриальное общество (действуют факторы, формирующие массовое общество).

2. Смена духовных стилей, художественных жанров, ориентаций и мод; смена центров активной культурной деятельности. Это сфера истории искусства, культуры, литературы, оды и т.д.).

Всю историю западноевропейской культуры можно представить как историческую смену стилей (особенно четко это можно проследить на примере живописи): романского, готического, ренессанса, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т. д.), постмодернизм.

3. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами, что означает формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний.

4. Культурный застой: консервация общей системы ценностей; догматизация религии, идеологии; канонизация художественной жизни; отторжение нововведений и заимствований, что приводит к длительной стагнации общества в целом. При этом не следует путать устойчивость обычаев, норм и стилей с застоем, так как она подразумевает сохранение самобытности данного общества.

Застой - характерная черта устойчивых малых этнических культур, служит механизмом самосохранения в процессе взаимодействия с другими более «мощными» цивилизациями. Как застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизаций древности (фараонский Египет и др.), цивилизацию доколумбовой Америки и т. д.

5. Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации, упрощению культурной жизни, что и определяется как упадок и деградация культуры. Такого рода процессы описываются этнографами, попавшими в орбиты сильных культур. Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры — в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных направлений и жанров, а в обществе получают признание другие варианты художественного осмысления мира. Примером упадка культуры является тенденция примитивизации и архаизации жизни (проявляется в структурах преступного мира, в образе жизни и организации вооруженных отрядов и банд, в местах лишения свободы и т.д.).

Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между старыми духовными структурами и институтами и формированием новых. В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества.

Циклические изменения отличаются от эволюционных тем, что они повторимы. Устойчивую фиксацию эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре. В качестве варианта цикличности следует рассматривать инверсию (маятниковые изменения), которая проявляется в условиях отсутствия устойчивого ядра, «золотой середины» в культуре.

6. Трансформация культуры - интенсивный процесс обновления в обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия, придание нового смысла традициям через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению, в результате чего происходит синтез.

Тоталитарная культура.

Тоталитарная (от лат. totim, totalis – все, целое) культура - система ценностей и смыслов со специфическим социальным, философским, политическим и этническим содержанием, построенная на устойчивой мифологеме единства культуры, исключающая все культурные элементы и образования, противоречащие этому единству, относимые к враждебным, чужеродным. Это официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившаяся в 20-30-е и 40-50-е гг. в ряде стран (СССР, Италия, Гер мания, Китай, Северная Корея, Вьетнам); в меньшей степени это относится к странам, где тоталитарный режим носил более умеренные и мягкие по отношению к культурным процессам формы и эволюционировал в сторону размывания тоталитарной специфики (Испания, Португалия, Греция периода «черных полковников») или просуществовал довольно недолго и не успел оказать глубокого влияния на культуру (например, в Кампучии). Этот феномен официальной культуры ХХ в. был описан в таких работах, как: Д. Оруэлл «1984», Зб. Бзежинский «Большой провал», А. Зиновьев «Зияющие высоты», М. Джилас «Лицо тоталитаризма».

Тоталитаризм – это высшая точка органического саморазвития массового общества, в которой массовая ментальность конституируется в систему институтов государственной власти.

Тоталитаризм характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Основными характеристиками тоталитарного режима являются такие свойства массовой ментальности, как коллективизм, аксиома «как все», связанные с агрессивной ксенофобией (боязнью иностранцев); преклонение перед харизматическим лидером; власть партии нового типа; чернобелое восприятие мира, а главное - политизация, охватывающая все стороны социального существования личности и основанный на такой политизации энтузиазм. Тоталитарное искусство - один из типов нормативной эстетики, сопутствующий коммунистическим, фашистским и иным жестко централизованным государственным структурам.

Общим для искусства в тоталитарных государствах является:

1. Объявление искусства (как и области культуры в целом) идеологическим оружием и средством борьбы за власть.

2. Монополизация всех форм и средств художественной жизни страны.

3. Создание аппарата контроля и управления искусством.

4. Из всего многообразия тенденций, существующих в данный момент в искусстве, выбор одной, наиболее отвечающим целям режима (всегда наиболее консервативную) и объявление её официальной, единственно правильной и обязательной.

5. Начало и доведение до победного конца борьбы со всеми стилями и тенденциями в искусстве, отличными от официального; объявление их реакционными и враждебными классу, расе, народу, партии и т. д.

Главные признаки тоталитаризма: идеология, организация и террор. Классическими образцами такого официального стиля являются: социалистический реализм 1934-56 гг. и искусство Третьего рейха 1933-44 гг.

В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им

давались категоричные и однозначные оценки.

Наши рекомендации