Поясните, в чем заключался новаторский характер советской архитектуры. Назовите основных мастеров. Приведите примеры произведений искусства

Великая Октябрьская социалистическая революция, коренным образом изменив общественное устройство, изменила и роль архитектуры в жизни общества. Принципиальное отличие советской архитектуры от архитектуры капитализма и других антагонистических общественных формаций - в ее назначении служить интересам народа. Если прежде, строя дворцы, храмы, особняки, конторы, универмаги и заводы, архитекторы выполняли социальный заказ правящей верхушки общества, то теперь перед архитектурой встали новые социальные задачи - удовлетворение материальных и культурных потребностей трудящихся.

Первые же мероприятия Советской власти были направлены на ликвидацию несправедливости в общественном распределении материальных благ. В распоряжение народа перешли многоквартирные жилые дома, дворцы, усадьбы и другие здания, составлявшие прежде собственность привилегированных слоев общества. Трудящиеся переселялись в квартиры буржуазии, особняки получали новое назначение: в них размещались рабочие клубы, музеи, общественные учреждения, поликлиники, детские сады и т. д.

В целях создания материально-производственной базы нового общественного строя государственным хозяйственным планом на 1919 г. предусматривалось строительство энергетических и промышленных предприятий. В Программе, принятой VIII съездом РКП (б), было указано на необходимость улучшения жилищных условий трудящихся.

Утвержденный в 1920 г. план электрификации России (ГОЭЛРО), направленный на экономическое преобразование страны, предусматривал широкую программу строительства электростанций и заводов. В течение восстановительного периода (1921 -1926) было построено 285 промышленных предприятий. Один из наиболее значительных объектов того времени - Волховская ГЭС им. В. И. Ленина. Это гидротехническое и энергетическое сооружение было создано в целях снабжения электроэнергией Петрограда и улучшения судоходства на прилегающих к нему водных путях. Хотя строительство приходилось вести с применением несовершенной техники и при недостаточном опыте проектирования сооружений такого рода, тем не менее Волховская ГЭС является удачным для своего времени примером энергетического сооружения и в инженерном, и в архитектурном отношении.

В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов - Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др. Работавшие над этими проектами архитекторы сформировались в условиях дореволюционной архитектурной школы, что в значительной мере определило направленность их профессионального мышления и сказалось в применении устаревших композиционно-планировочных схем при проектировании генеральных планов современных городов.

Переход от характерной для дореволюционной России стихийной застройки рабочих окраин с их скученностью и неблагоустройством к жилищу нового типа имел большое социальное значение. Рабочие получали новые квартиры, а также новую городскую среду - кварталы с озелененными дворами и обслуживающими учреждениями (магазинами, детсадами, банями и др.). Началось строительство общественных зданий нового типа - рабочих клубов, которые становились композиционными и общественными центрами застройки.

Вследствие экономической отсталости, унаследованной от царской России, и разрухи, вызванной империалистической и гражданской войнами, строительство в первой половине 20-х гг. не могло вестись в широких масштабах. Но в этот период создавалось много архитектурных проектов, в которых нашли выражение романтика революционных преобразований, пафос борьбы, мечты о строительстве новой жизни.

По характеру средств архитектурной выразительности эти проекты были различными. Одни архитекторы, пользуясь испытанными традиционными приемами, создавали монументальные, архаизированные архитектурные образы. Проекты других авторов отличали поиск, новаторские решения. Но в обоих случаях отрыв от практического строительства обусловливал недостаточную реальность проектных решений, многие из них были в то время просто практически неосуществимы (рис. 235). Тем не менее само стремление к созданию новой архитектуры было знаменательным явлением.

В начале 20-х гг. среди архитекторов и художников возникло направление, которое получило название «конструктивизм». Его инициаторы считали, что в современных условиях художник должен вкладывать свой талант не в создание единичных предметов искусства (картин, скульптур), а в разработку художественных форм вещей, которыми пользуются миллионы людей (книги, мебель, одежда, посуда, автомобили, станки и т. п.); они считали, что задача художника не изображать предметный мир, а создавать, «конструировать» его - отсюда термин «конструктивизм». Но конструктивизм получил развитие главным образом в архитектуре.

Конструктивисты теоретически не намечали каких-либо конкретных характеристик стиля в архитектуре и дизайне. Они утверждали, что формы, определяющие облик вещи или здания, должны не задаваться в качестве установленных приемов, а вырабатываться на основе функционального назначения здания, применяемых материалов, строительных конструкций. Программа архитекторов-конструктивистов заключалась не в создании нового «архитектурного оформления», а в требовании соответствия архитектуры новым социальным условиям и новой строительной технике.

Конструктивизм не был единственным в своем роде новаторским течением в советской архитектуре того периода. Если конструктивисты считали, что функциональное назначение здания, применяемые материалы и конструкции должны определять архитектурную форму, то представители другой творческой группы, называвшие себя «рационалистами», были убеждены в том, что в архитектурном творчестве следует исходить из композиционной идеи, на основе которой разрабатывается архитектурное решение. Конструктивисты уделяли основное внимание разработке практических проблем архитектуры, а новаторство «рационалистов» сосредотачивалось на проблемах художественной формы в архитектуре. Практически, однако, между ними не было резкого различия. Хотя конструктивисты провозглашали, что они не предрешают стилевых приемов в определении облика и форм зданий, их творчество тем не менее с самого начала отличалось стилистической определенностью форм и композиций, испытав большое влияние «рационалистов», которые (как и голландская группа «Стиль») первостепенное внимание уделяли композиционно-художественным проблемам архитектурного проектирования. Творчеством тех и других был создан стиль, которым характеризуется архитектура 20-х гг.

Наши рекомендации