Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является урок. При планировании уроков возможны:

· организация работы в парах;

· организация сюжетно-ролевых игр;

· групповые и индивидуальные формы организации деятельности.

Технологии обучения:личностно-ориентированные, информационные, интерактивные технологии, исследовательские, методы проектной деятельности; тренинговые технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Единые подходы (культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный) и принципы (развития, вариативности, концентричности), способствуют формированию у детей ключевых компетенций (прочных знаний, умений, навыков и универсальных (метапредметных) умений; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию.

Вид контроля:

· текущий;

· тематический;

· фронтальный;

· индивидуальный (выразительное чтение, чтение по ролям, ответы на вопросы, пересказ, выборочное чтение, чтение наизусть).

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет относится к образовательной области «Филология».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 4 часа в неделю, 136часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Результаты освоения учебного предмета

Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

К окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:

· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;

· мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

· первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;

· умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;

· умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

· способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Ø учащиеся получат возможность для формирования:

· умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

· умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;

· умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.

· умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

· самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

· составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;

· учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;

· умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Ø учащиеся получат возможность для формирования:

· учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

· планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

· выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

· устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

· проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

· умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

· самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Ø учащиеся получат возможность для формирования:

· умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

· умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;

· умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

· умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

· составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

· умения владеть монологической и диалогической формами речи.

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ø учащиеся получат возможность для формирования:

· участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

· готовить самостоятельно проекты;

· создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

· осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

· использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

· устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

· самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

· находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Ø учащиеся получат возможность для формирования:

· умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

· умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

· умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

· умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:

· составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

· самостоятельно составлять аннотацию;

· самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

· пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Ø учащиеся получат возможность для формирования:

· умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

· рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:

· сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

· выявлять особенности героя художественного рассказа;

· выявить особенности юмористического произведения;

· определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

· наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

· выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Ø учащиеся получат возможность для формирования:

· определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

· отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

· сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;

· сравнивать былину и сказочный текст;

· сравнивать поэтический и прозаический текст былины;

· определять ритм стихотворения.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:

· умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

· умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;

· умения писать отзыв на книгу.

Ø учащиеся получат возможность для формирования:

· выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

· самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание тем учебного курса

Наши рекомендации