Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.
2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.
3. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.
4. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.
Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, в применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки студентов для приобретения индивидуального и коллективного практического опыта физкультурно-спортивной деятельности.
Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента; приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно необходимых навыков, формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. На занятиях предусматривается развитие познавательной творческой активности, направленной на самостоятельное и постоянное использование средств физической культуры и спорта в целях физического совершенствования, формирования жизненных и профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности, умений и навыков для обеспечения активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, травматизма, вредных привычек.
Средства практического раздела, направленные на обучение двигательным действиям, развитие и совершенствование психофизических способностей, личностных качеств и свойств студентов, определяются в рабочей программе по учебной дисциплине кафедрой физического воспитания каждого вуза самостоятельно. Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются: отдельные виды легкой атлетики,
плавание, спортивные игры, лыжные гонки, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности, Подбор упражнений на практических занятиях должен предусматривать совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости. Используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной направленности, оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут использоваться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы.
Практический учебный материал для специального учебного отделения разрабатывается кафедрами физического воспитания с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания, включает специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональном состоянии организма. При его реализации необходим индивидуально-дифференцируемый подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными паталогическими факторами.
Во внеучебное время самостоятельная работа |
Лабораторный практикум |
Вид итогового контроля |
Содержание и конкретные средства занятий определяются преподавателями учебных групп учетом дневной, вечерней и заочной формы обучения, графика учебных занятий на каждом факультете и рабочего плана кафедры физического воспитания для каждого учебного отделения (основного, специального, спортивного)
Количество учебных часов по физическому воспитанию
Очно-заочная форма обучения (вечерняя)
на базе среднего и среднего профессионального
образования
Примечание: В том числе 2 часа - первое организационно-методическое занятие со студентами первого курса. Со студентами дневной формы обучения используется обязательная форма обучения теоретического и практического материала.
Рабочая программа, учебный план для студентов вечерней формы обучения отличается от дневной формы обучения использованием преимущественно самостоятельной формы изучения теоретического и практического материала
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||||
Общая трудоемкость дисциплины | |||||||
Аудиторные занятия | |||||||
Лекции | |||||||
Практические занятия (ПЗ) | 58 | ||||||
Методико-практические занятия (МП) | |||||||
д. зач. | д. зач. | д. зач. | д. зач. | д. зач. | д. зач. |
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||||
Общая трудоемкость дисциплины | ||||||||
Аудиторные занятия | - | - | - | |||||
Лекции | - | _ | ||||||
Самостоятельная работа 388 | ||||||||
Лабораторный практикум | ||||||||
Вид итогового контроля | _ | зачет |
Форма обучения: очная на базе среднего
профессионального образования
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||||
Общая трудоемкость дисциплины | |||||||
Аудиторные занятия | |||||||
Лекции | |||||||
Практические занятия (ПЗ) | 58 | ||||||
Методико-практические занятия (МП) | |||||||
Во внеучебное время самостоятельная работа | |||||||
Лабораторный практикум | |||||||
Вид итогового контроля | д. зач. | д. зач. | д. зач. | д. зач. | д. зач. | д. зач. |
ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Эти формы могут использоваться как в учебных заведениях так и на предприятиях, а также по месту жительства.
Внеучебные занятия организуются и проводятся в форме:
- занятия в секциях,спортивных клубах,группах по интересам.
- спортмассовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий,
- самостоятельных занятий (можно по разработанным специалистами программам).
ПАСПОРТ «ЗДОРОВЬЯ» СТУДЕНТА
Паспорт «Здоровья» вручается каждому студенту МГУТУ. Он является
неотъемлимой частью зачетной книжки студента и обязательным учетным и отчетным документом при прохождении курса « Физического воспитания» и при сдаче зачета на всех годах обучения.
Паспорт «Здоровья» содержит разделы по функциональной и физической подготовке и физическому развитию студента.
Сведения о выполнении нормативных требований из протокола о соревнованиях между учебными группами в паспорт «Здоровья»
вносятся преподавателем кафедры физического воспитания.
Зачет по физическому воспитанию проставляется студенту при условии успешной сдачи нормативных требований и предоставления правильно оформленного паспорта «Здоровья».
ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ
Показатели | Виды измерений | Год обучения | Год обучения | Год обучения | ||||||
Исходное Тестирование (осень) | Тестирование (весна) | Положительные сдвиги | Исходное Тестирование (осень) | Тестирование (весна) | Положительные сдвиги | Исходное Тестирование (осень) | Тестирование (весна) | Положительные сдвиги относительно исходного тестирования | ||
Функциональные | ЧСС в покое утром после сна | |||||||||
ЧСС за 6 с в конце 1-ой, 2-ой и 3-ей мин. отдыха после 3-х мин. бега на месте. Бедро с •гулов. 90°, частота 180 шагов в мин. | - | |||||||||
Физическое развитие | Рост стоя (см) | |||||||||
Масса тела (кг) | ||||||||||
Наклон туловища вперед в см. ниже уровня стоп (ноги прямые) | ||||||||||
Мостик (расстояние в см. между линией рук и ног) | ||||||||||
Экскурсия грудной клетки (см) | ||||||||||
Обхват талии (жен) (см) Груди (муж) (см) | ||||||||||
Физическая | Бег 100м (с) | |||||||||
подготовка | Сгибание разгибание туловища из положения лежа, руки за головой (кол. раз.) | |||||||||
Бег 3000 м(муж) 2000 м (жен) (мин., с.) | ||||||||||
Подтягивание (муж) (кол. раз) Отжим из упора лежа на коленях (жен) (кол. раз) | ||||||||||
Мед.группа | ||||||||||
Фамилия И.О. | ||||||||||
Подпись преподавателя | ||||||||||
Дата |
ЛИТЕРАТУРА
Основные учебники, учебные пособия, методические указания
1. Колокатова Л.Ф. Физическая культура студентов: учебное пособие / Л.Ф. Колокатова; М.М. Чубаров Моск.гос. индустр. унив. – М: МГИУ, 2010. – 480 с.
2. Колокатова Л.Ф., Чубаров М.М. Методика формирования физической культуры студента. Лабораторный практикум, - М., МГУТУ, 2010 – 136 с.
3.Физическое воспитание в вузе: Тексты лекций: Учебное пособие /Под общ. Ред. М.М.Чубарова. – М.: МГИУ, 2002. – 214 с.
4. Колокатова Л.Ф. Информационные технологии в психофизической подготовке студентов технического вуза: учебное пособие / Пенз. гос. арх-строит. акад. – Пенза, 2007. – 256 с.
5. Колокатова Л.Ф. Психофизиологические аспекты здорового образа жизни: учебное пособие для вузов / Л.Ф. Колокатова, Т.А. Петухова; Пенз. гос. ун. арх. и строит. – Пенза, 2005. – 98 с.
6. Колокатова Л.Ф. Сбалансированная система показателей в организации физического воспитания студентов / Л.Ф. Колокатова, Т.А Петухова., М.М. Чубаров; Пенз. гос. ун. арх. и строит. – Пенза, 2006. – 68 с.
8. Чубаров М.М. Компьютерная, информационная поддержка курса лекций «Физическое воспитание»: учебное пособие / Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров; Моск. гос. инд. унив. – М., 2007. – 94 с. Авторский текст – 48 с.
9. Чубаров М.М. Компьютерная, информационная поддержка практических занятий по физическому воспитанию: учебное пособие / Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров; Моск. гос. инд. унив. – М., 2007. – 75 с. Авторский текст – 45 с.
10. Курс лекций по психофизиологии: учебное пособие Под общей редакцией Колокатовой Л.Ф. – Пенза, 2009. – 235 с.
11.Петухова Т.А., Колокатова Л.Ф., Чубаров М.М. Баскетбол в вузе: техника, тактика ПГУАС, 2008.- 140 с.
12.Попков А.И. Освоение техники лыжных ходов: учебное пособие – М.,МГИУ,2002.- 111 с.
13.Колокатова Л.Ф., Чубаров М.М.Методика исследования и оценки психофизиологических и физических показателей студентов: учебно-практическое пособие - М, 2004 – 46 с.
14. Физическая культура студента: Учебник: Под ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2003.