Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.

2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.

3. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.

4. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, в применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки студентов для приобретения индивидуального и коллективного практического опыта физкультурно-спортивной деятельности.

Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента; приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно необходимых навыков, формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. На занятиях предусматривается развитие познавательной творческой активности, направленной на самостоятельное и постоянное использование средств физической культуры и спорта в целях физического совершенствования, формирования жизненных и профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности, умений и навыков для обеспечения активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, травматизма, вредных привычек.

Средства практического раздела, направленные на обучение двигательным действиям, развитие и совершенствование психофизических способностей, личностных качеств и свойств студентов, определяются в рабочей программе по учебной дисциплине кафедрой физического воспитания каждого вуза самостоятельно. Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются: отдельные виды легкой атлетики,

плавание, спортивные игры, лыжные гонки, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности, Подбор упражнений на практических занятиях должен предусматривать совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости. Используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной направленности, оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут использоваться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы.

Практический учебный материал для специального учебного отделения разрабатывается кафедрами физического воспитания с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания, включает специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональном состоянии организма. При его реализации необходим индивидуально-дифференцируемый подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными паталогическими факторами.

Во внеучебное время самостоятельная работа
Лабораторный практикум
Вид итогового контроля

Содержание и конкретные средства занятий определяются преподавателями учебных групп учетом дневной, вечерней и заочной формы обучения, графика учебных занятий на каждом факультете и рабочего плана кафедры физического воспитания для каждого учебного отделения (основного, специального, спортивного)

Количество учебных часов по физическому воспитанию

Очно-заочная форма обучения (вечерняя)

на базе среднего и среднего профессионального

образования

Примечание: В том числе 2 часа - первое организационно-методическое занятие со студентами первого курса. Со студентами дневной формы обучения используется обязательная форма обучения теоретического и практического материала.

Рабочая программа, учебный план для студентов вечерней формы обучения отличается от дневной формы обучения использованием преимущественно самостоятельной формы изучения теоретического и практического материала

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (ПЗ) 58
Методико-практические занятия (МП)
 
 
      д. зач.   д. зач. д. зач. д. зач. д. зач. д. зач.
Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия - - -
Лекции   - _
Самостоятельная работа 388
Лабораторный практикум  
Вид итогового контроля _             зачет

Форма обучения: очная на базе среднего

профессионального образования

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (ПЗ) 58
Методико-практические занятия (МП)
Во внеучебное время самостоятельная работа
Лабораторный практикум
Вид итогового контроля     д. зач.   д. зач. д. зач. д. зач. д. зач. д. зач.

ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Эти формы могут использоваться как в учебных заведениях так и на предприятиях, а также по месту жительства.

Внеучебные занятия организуются и проводятся в форме:

- занятия в секциях,спортивных клубах,группах по интересам.

- спортмассовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий,

- самостоятельных занятий (можно по разработанным специалистами программам).

ПАСПОРТ «ЗДОРОВЬЯ» СТУДЕНТА

Паспорт «Здоровья» вручается каждому студенту МГУТУ. Он является

неотъемлимой частью зачетной книжки студента и обязательным учетным и отчетным документом при прохождении курса « Физического воспитания» и при сдаче зачета на всех годах обучения.

Паспорт «Здоровья» содержит разделы по функциональной и физической подготовке и физическому развитию студента.

Сведения о выполнении нормативных требований из протокола о соревнованиях между учебными группами в паспорт «Здоровья»

вносятся преподавателем кафедры физического воспитания.

Зачет по физическому воспитанию проставляется студенту при условии успешной сдачи нормативных требований и предоставления правильно оформленного паспорта «Здоровья».

ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ

Показатели Виды измерений Год обучения Год обучения Год обучения
        Исходное Тестирование (осень) Тестирование (весна) Положительные сдвиги Исходное Тестирование (осень) Тестирование (весна) Положительные сдвиги Исходное Тестирование (осень) Тестирование (весна) Положительные сдвиги относительно исходного тестирования
Функциональные ЧСС в покое утром после сна                                    
ЧСС за 6 с в конце 1-ой, 2-ой и 3-ей мин. отдыха после 3-х мин. бега на месте. Бедро с •гулов. 90°, частота 180 шагов в мин.             -                    
Физическое развитие Рост стоя (см)                                    
Масса тела (кг)                                    
Наклон туловища вперед в см. ниже уровня стоп (ноги прямые)                                    
Мостик (расстояние в см. между линией рук и ног)                                    
Экскурсия грудной клетки (см)                                    
    Обхват талии (жен) (см) Груди (муж) (см)                                    
Физическая Бег 100м (с)                                    
подготовка Сгибание разгибание туловища из положения лежа, руки за головой (кол. раз.)                                    
    Бег 3000 м(муж) 2000 м (жен) (мин., с.)                                    
    Подтягивание (муж) (кол. раз) Отжим из упора лежа на коленях (жен) (кол. раз)                                    
Мед.группа                                        
Фамилия И.О.                                        
Подпись преподавателя                                        
Дата                                        

ЛИТЕРАТУРА

Основные учебники, учебные пособия, методические указания

1. Колокатова Л.Ф. Физическая культура студентов: учебное пособие / Л.Ф. Колокатова; М.М. Чубаров Моск.гос. индустр. унив. – М: МГИУ, 2010. – 480 с.

2. Колокатова Л.Ф., Чубаров М.М. Методика формирования физической культуры студента. Лабораторный практикум, - М., МГУТУ, 2010 – 136 с.

3.Физическое воспитание в вузе: Тексты лекций: Учебное пособие /Под общ. Ред. М.М.Чубарова. – М.: МГИУ, 2002. – 214 с.

4. Колокатова Л.Ф. Информационные технологии в психофизической подго­товке студентов технического вуза: учебное пособие / Пенз. гос. арх-строит. акад. – Пенза, 2007. – 256 с.

5. Колокатова Л.Ф. Психофизиологические аспекты здорового образа жизни: учебное пособие для вузов / Л.Ф. Колокатова, Т.А. Петухова; Пенз. гос. ун. арх. и строит. – Пенза, 2005. – 98 с.

6. Колокатова Л.Ф. Сбалансированная система показателей в органи­зации физического воспитания студентов / Л.Ф. Колокатова, Т.А Петухова., М.М. Чубаров; Пенз. гос. ун. арх. и строит. – Пенза, 2006. – 68 с.

8. Чубаров М.М. Компьютерная, информационная поддержка курса лекций «Физическое воспитание»: учебное пособие / Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров; Моск. гос. инд. унив. – М., 2007. – 94 с. Авторский текст – 48 с.

9. Чубаров М.М. Компьютерная, информационная поддержка практических занятий по физическому воспитанию: учебное пособие / Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров; Моск. гос. инд. унив. – М., 2007. – 75 с. Авторский текст – 45 с.

10. Курс лекций по психофизиологии: учебное пособие Под общей редакцией Колокатовой Л.Ф. – Пенза, 2009. – 235 с.

11.Петухова Т.А., Колокатова Л.Ф., Чубаров М.М. Баскетбол в вузе: техника, тактика ПГУАС, 2008.- 140 с.

12.Попков А.И. Освоение техники лыжных ходов: учебное пособие – М.,МГИУ,2002.- 111 с.

13.Колокатова Л.Ф., Чубаров М.М.Методика исследования и оценки психофизиологических и физических показателей студентов: учебно-практическое пособие - М, 2004 – 46 с.

14. Физическая культура студента: Учебник: Под ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2003.

Наши рекомендации