Внутренняя и внешняя речевая техника

> •

Искусство владения художественным словом связано с установ-
лением обратной связи со слушателями, с устремленностью испол-
нителя своим словесным действием побудить их к соучастию в этом
действии. Достижение этой цели обусловливается единством двух
сторон художественной речи — внутренней и внешней исполнитель-
ской техники.

Внутренняя техника^— основа для создания внутреннего твор-
ческого самочувствия исполнителя, необходимого для естественного
словесного действия. Идейное раскрытие текста создает у исполни-
теля видение событий и настроений людей, участвующих в них.
Конкретность, образность, многообразие этих видений, возникающих
на основе его жизненного опыта, превращает передачу авторского
текста в рассказ о лично пережитом, наполняет его речь яркими
человеческими эмоциями. Логика мысли, глубина чувства, выражае-
мые многообразием оттенков голоса, делают речь яркой, убедитель-
ной и мелодичной, способной взволновать слушателя, пробудить его
воображение.

Внешняя техника предполагает наличие у исполнителя необхо-
димых навыков и умений во владении голосом, дыханием, дикцией,
произносительными (фонетическими) нормами, темпом и ритмом
устной речи. Внешняя техника позволяет слушателю сосредоточить
внимание на содержании художественного произведения; Она по-
вышает выразительность речи, помогает полнее раскрыть внутренний
мир героя и, следовательно, увеличивает эстетическую ценность ре-
чевых передач. х .

2*

Голос (его диапазон, сила, высота, тембр, гибкость, наличие от-
тенков, которые субъективно воспринимаются как звонкость, соч-
•ность, мягкость, легкость) — один из элементов внешней техники.
Его внешние данные позволяют правильно передать смысл произ-
ведения, способствуют созданию образа. Сила голоса должна отве-
чать силе чувств героя, 'Она должна достигаться без перенапряже-
ния речевого аппарата, быть такой, чтобы повышенная по громкости
речь актера со сцены воспринималась бы удаленными слушателями
четко и со всеми тончайшими динамическими оттенками, характер-
ными для разговора на близком, расстоянии. Гибкость голоса, владе-
ние его высотным регистром, бргатством тембральных оттенков —
важнейшие особенности исполнителя.

Вторым элементом внешней техники выступает фоноционное
дыхание. Оно должно быть полным, неслышным и произвольно ре-
гулируемым, с коротким вдохом и медленным выдохом, легко при-
спосабливаемым к изменению характера речи. Звуки речи и дыха-
ние взаимосвязаны.

Хорошая дикция тоже элемент внешней техники. Она .определя-
ет четкость и ясность произношения каждого звука, слова и фразы.

Владение фонетическими нормами литературной речи представ-
ляется как одна из частей внешней техники исполнителя. Эти нор-
мы существуют для гласных и согласных звуков. Например, глас-
ные ударные звучат яснее и дольше, чем безударные. Чем дальше
от ударных стоят безударные звуки, тем менее полно и более корот-
ко они произносятся. Для каждой из групп гласных и согласных
звуков сейчас различают до сорока и больше фонематических оттен-
ков.

К элементам внешней техники относят и темпо-ритм речи. Вла-
дение темпом речи связано с умением быстро и ярко передать сме-
няющие друг друга образы, чувства, настроения. Внешняя техника
.всюду предстает в строгом органическом единстве , с внутренней»
Как без владения голосом нельзя достигнуть нужной выразительнос-
ти речи, так и внешние его данные не могут проявиться без эмо-
циональной настроенности исполнителя, вне связи с создаваемым
им звуковым образом.

В заключение следует сформулировать некоторые выводы;

1'. Внутренняя и внешняя техника связана с мастерством владе-
ния акустическими и фонематическими параметрами голоса.

2. Эта техника опирается на законы творчества, которые выра-
жают прежде всего качественные соотношения. Количественные
соотношения подчинены творчеству и зависят от своеобразия трак-
товки художественного произведения^ от словесного действия ис-
полнителя.

3. На передачу элементов внешней и внутренней техники могут
влиять акустические параметры звукопередаюших систем и условия,
в которых осуществляется передача (размеры и акустика помеще-
ния, размещение исполнителя относительно микрофона, отсутствие
слушателей и т. д.).

* 3.4. Основные элементы речевой
выразительности

Мысли, подтексты-и видения, заложенные в авторском тексте,
раскрываются исполнителем при умелом использовании выразитель-
ных средств живой устной речи. Такими средствами, или элемента-
ми речевой интонации, являются ударения, паузы, мелодика речи,
ее ритм и телега. Несмотря'на малочисленность этих элементов, их
внутреннее разнообразие и возможности совместного варьирования
так велики, что позволяют исполнителю передать все мельчайшие
оттенки человеческих мыслей и чувств. Интонационная выразитель-
ность речи вскрывает мысль автора,'определяет подтекст, вызыва-
ет чувства, настроение, желания и действия. В соответствии с
этим можно установить несколько функций интонации.

Логическая (семантическая) функция направлена на выявление
смысла высказывания, точную и убедительную передачу .мысли.
Это проявляется в формировании понятий, во взаимной их увязке,
в нахождении формы изложения мысли. Она требует выделения ос-
новных речевых звеньев в их логической взаимосвязи, что выража-
ется, в силе и правильности фразовых ударений, зависящих от со-
подчиненности фраз и их роли в передаче мысли. Логическая функ-
ция является основной и относится к любому виду речи.

Эмоциональная функция связана с логической и отражает, вну-
треннюю жизнь и чувства говорящего. Способы - выражения этой
функции, как и самих чувств, очень многообразны, они проявляются
в интонационном богатстве речи, в ее яркой выразительности.

Волевая функция заключается в том, что каждое речевое выска-
зывание должно вызывать у слушателя стремление к определенно-
му действию. Она проявляется как результат словесного действия
исполнителями направлена на то, чтобы возбудить у слушателя~во--
левые процессы, повлиять на его взгляды,'поступки. -

Все три функции в речевом акте выступают в единстве и полном
взаимодействии. Логическая функция, открывая помыслы автора,
служит также, основой для проявления чувства и речевого действия.

Интоналия/ исходит из творческого освоения художественного
произведения и сообразуется с такими общими закономерностями
литературного языка, как ударение, пауза, фразовая 'мелодика,
ритм. . _ 1

Ударения, подчеркивающие в речевом потоке главные слора,
называются фразовыми. Они важнейшие среди других ударений.
Ударные сло?а произносятся с некоторым усилением голоса. Выбор
главного слова и сила ударения зависят от важности мысли и зало-
женных в нее понятий, от психологической насыщенности и грам-
матическрго построения фразы или ее звеньев. Такое разнообразие
причин приводит к дополнительному делению фразовых ударений
на логические, психологические, ритмические и грамматические.

Повествовательная фраза и ее логические звенья требуют ударе-
ния на последнем значимом слове. Логическое ударение необходи-
мо для выделения нового или важного понятия. Если таких поня-



ти& несколько, ударения принимают соответствующие им слова
(«не один, так другой»). Изменение ударения в одной' фразе меня-
ет ее смысловое значение. Например, в зависимости от характера

вопроса: «кто? или что?» — ответ может звучать так: «Я сделаю
это» или «Я сделаю это». Сила ударения увеличивается для сохра-
нения общности слов в длинной фразе или для усиления психоло-
гического воздействия на слушателя. Она меняется в зависимости
от перспективного развития повествования.

Паузы в фразе несут большую смысловую и выразительную на-
грузку. Классическим примером является фраза из исторического
анекдота: «Казнить нельзя помиловать». Пауза до или после слова
«нельзя» меняет ее смысл на обратный.

Длительность паузы определяется характером текста. Она уве-
личивается при ускорении темпа речи, при большой разобщенности
частей фразы, при передаче душевных переживаний. Кроме времен-
ной темпориальной паузы различают еще нетемпориальные, когда
ощущение паузы создается без перерыва в звучании. Паузы, как и
ударения, могут быть грамматическими, логическими, психологи-
ческими и физиологическими. Пауза вместо пропущенного слова
(«кругом— вода»), до и после вводного предложения относится
к первой группе. Среди психологических выделяют паузы припоми-
нания: «А этот'—[как его| он турок или грек». (.4. Грибоедов),
паузы умалчивания и напряжения: «Найду ли краски и слова,
пред ним If) живая голова» (А. Пушкин). Физиологические паузы
используются для передачи физического состояния героя.

Фразовая мелодика, под которой понимают 'Изменение основно-
го тона речи, связана с ее смысловой и эмоциональной сторонами.
В различном слвговом выражении высота тона гласных звуков не-
сколько варьируется. Мелодика слова и мелодический рисунок всей
фразы подвергаются еще большему изменению. Семантическая и
эстетическая функции речи находят свое выражение в многочислен-
ных тональных оттенках ее звучания.

Есть много интонационных мелодик, которые легко понимаются.
Среди них наиболее яркими являются повествовательные, вопроси-
тель^ные и восклицательные. Особенность повествовательной мелоди-
ки заключается в том, что ударные слоги первой части фразы про-
износятся с повышением тона, тогда как во второй части они
понижаются, создавая впечатление ее законченности. Вопроситель-
ная мелодика требует повышения голоса на слове, являющемся
смысловым центром вопроса («Вы идете домой?»), или на вопройи-
тельном слове («Кто идет домой?»). Восклицательная мелодикасвя-
. зана с выражением очень различающихся эмоций и имеет неодина-
ковый характер.

Ритм — это многократная повторяемость звучаний. Она може^т
быть смысловой и звуковой. В повторяемости одной и той же или
близкой мысли легко улавливается смысловой ритм; в повторности
высоты, тембра, темпа обнаруживается звуковой ритм. В речевой
передаче стихов ритмичность создают ударения, в прозаической
речи — ударения и паузы.

38 '

К временным характеристикам речи кроме ритма следует отнес-
ти и темп речи, который зависит от степени важности сообщения
или от взволнованности и напряженности событий, о которых ве-
дется рассказ.

Таким образом, все выразительные средства речи, будучи под-
чиненными передаче ее смысла, чувства и воли автора и исполни-
теля,, связаны прежде всего с умелым творческим' использованием
физических характеристик звуков — их силы, динамики, высоты и
временных данных.

Наши рекомендации