Семинар 9. Язык как знаковая система

1. Даниел Киз. Цветы для Элджернона (новелла, роман). Язык как символ эволюции и деградации героя. Экранизации и театральные постановки.

2. Питер Акройд. «Завещание Оскара Уайльда». Стилизация и литературная мистификация. Цели, задачи, специфика читательского восприятия.

3. Питер Акройд. «Повесть о Платоне». Язык как способ передачи и фиксации информации.

4. Том Стоппард . «Травести». Художественное своеобразие пьесы.

5. Джойс. Д. «Улисс». Своеобразие и художественные возможности знаковой системы.

Семинар 10. Композиция. Конфликт. Сюжет

1. Композиция и архитектоника. Монтажная композиция. Особенности сюжетной организации. М.Булгаков. Мастер и Маргарита.

2. Содержательный смысл композиции. С. Лем. Футурологический конгрес».

3. Лейтмотивы, литературные реминисценции, метафизический смысл. Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия.

4. Ретроспективная композиция. Энн Тайлер. Обед в ресторане «Тоска по дому».

5. Дж. Фаулз. Дэниэл Мартин. Парабола как художественный прием.

6. Дж. Фаулз. Волх. Игра как смыслообразующий компонент.

7. М. Каннингам. Часы. Специфические особенности композиционной организации романа.

Семинар 11. Тема войны в искусстве 1-ой половины ХХ века

1. Историческая обстановка в странах Европы и Америки после первой мировой войны, «потерянное поколение».

2. Творчество Э. Хемингуэя. Роман «Фиеста» как отражение духовного кризиса послевоенной интеллигенции. Функции эпиграфа.

3. Э. Хемингуэй. По ком звонит колокол. Старик и море. Прощай, оружие. Зелёные холмы Африки. Режиссерский анализ. Наиболее известные экранизации.

4. Творчество Э. М. Ремарка. Человек в экстремальной ситуации. На Западном фронте без перемен. Три товарища.

5. Э. М. Ремарк. Чёрный обелиск. Триумфальная арка. Поиск себя.

Семинар 12. Европейская литература 1-ой половины ХХ века

1. О. Хаксли. Жанр антиутопии. О, дивный новый мир.

2. О. Хаксли Через много лет. Библейские аллюзии, образы героев – антиподов.

3. О. Хаксли Гений и богин». Категория времени. Реминисценции.

4. С. Моэм. Жизнь и творчество. Театр. Проблематика. Ведущие лейтмотивы. Сопоставительный анализ экранизаций разных лет.

5. С. Моэм. Бремя страстей человечески». Психологический портрет героя.

6. Д. Г. Лоуренс. Режиссерская интерпретация литературных сюжетов.

7. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Режиссерский анализ литературного текста в сопоставлении с известными экранизациями.

8. Произведение по выбору

Семинар 13. Литература Востока

1. Я. Кавабата. Отражение национальной самобытности и народных традиций. Старая

столица.

2. Я. Кавабата. Стон горы. Концепция времени. Особенности поэтики.

3. Я. Кавабата. Танцовщица из Идзу. Сопоставительный анализ экранизаций разных лет.

4. Кобо Абэ. Вошедшие в ковчег. Символика романа.

5. Кобо Абэ. Чужое лицо. Диалектика взаимосвязи лица и души. Режиссерский анализ литературного текста.

6. Кобо Абэ. Женщина в песках. Человек-ящик». Художественные возможности романа-притчи.

7. Произведение по выбору

Семинар 14. Литература Латинской Америки

1. Творчество Г. Г. Маркеса. Сто лет одиночества. Тема социального и духовного одиночества.

2. Г. Г. Маркес. Осень патриарха. Полковнику никто не пишет. Миф о власти и образ диктатора. Режиссерский анализ литературного текста.

3. Творчество Х. Л. Борхеса. Новеллистка. Художественные эффекты и парадоксы.

4. А. Поссе. Райские псы. Современная интерпретация истории.

5. Ж.Амаду. Исчезновение святой. Необычайная кончина Кинкаса Сгинь Вода. Лавка чудес. Фольклор и отражение национальной специфики.

6. Ж.Амаду. Роман "Капитаны песка" в сопоставлении с экранизацией "Генералы песчаных карьеров".

7. Произведение по выбору

Примерный перечень вопросов, планируемых для включения в зачетно-экзаменационные материалы

А) Примерный перечень вопросов к зачету (3 семестр)

1. Литературный процесс: закономерности развития, динамика.

2. Шумерская литература. Общая характеристика. Сказания о Гилькамеше. Эволюция шумерских сюжетов.

3. Космогонический и мифологический эпос Древнего Египта в Библейских сказаниях.

4. Особенности египетской мифологии

5. Древнегреческий героический эпос.

6. Сюжеты античной литературы в мировом кинематографе.

7. Библейские мотивы в Европейском искусстве классического и современного периодов

8. Средневековый героический эпос. Средневековые идеи и сюжеты в мировом кинематографе

9. А. Данте «Божественная комедия». Идейно-художественный анализ.

10. Эпоха возрождения. Эстетические идеалы.

11. Наиболее известные театральные постановки и экранизации сюжетов эпохи Возрождения.

12. У. Шекспир. Наиболее известные театральные постановки и экранизации сюжетов.

13. Литература XVII в. Отечественные и зарубежные экранизации произведений писателей XVII века.

14. Литература XVIII в. Отечественные и зарубежные экранизации произведений писателей XVIII века.

15. И. Гете «Фауст». Философско-этический смысл. Режиссерская интерпретация литера турных сюжетов.

16. Европейский романтизм Наиболее известные экранизации сюжетов литературных сюжетов.

17. Американский романтизм. режиссерская интерпретация литературных сюжетов

Наши рекомендации