Роспись полхов-майдана и крутца

Мезенская роспись.

Характерные особенности орнаментальной композиции, связь росписи со структурой, техникой обработки, архитектоникой деревянного изделия и назначением предмета, фризообразность, многоярусность. Особенности композиции росписи на плоскости (прялки, разделочные доски, панно) и на объемных формах (короба, ларцы и др.). Орнаментальныемотивы мезенской росписи: узорный прямоугольник, треугольник с завитками, ромбы, диагональные кресты, звездочки, спирали, квадраты, дуги, скобки, сеточки. Мотивы зооморфного орнамента: олень, конь, лебедь, уточки, курочки. Особенности цветового строя в росписи. Творчество народных мастеров мезенской росписи Г.Ф. и В.К. Федотовых.

Пермогорская роспись.

Характерные особенности композиции и мотивы: графичность и многоярусность. Основные орнаментальные мотивы росписи: ленточки, бордюры, листья, ягоды, трехлопастный цветок, тюльпановидный цветок. Мотив зооморфного орнамента: птица-петушок, Птица-Сирин, Птица- Дева, Птица-Оберег. Включение разнообразных жанровых сцен из крестьянской жизни как своеобразное продолжение приемов древнерусского миниатюрного письма, монументальной живописи: «Пряхи», «Посиделки», «Чаепитие» и др. Колорит узоров: красный, зеленый, желтый, синий, для оживки и контура-черный.

Борецкая роспись.

Стилистические особенности росписи: графичность, многоярусность. Мотивы росписи: цветок древнего « крина », веточка с ягодами, трилистник, тюльпан, древо, уголки - бордюры, розетки; зооморфный: птицы, кони, львы. Символы и знаки росписи Борка. Колорит — бархатисто - красный, изумрудно -зеленый, желтый. Характеристика творчества семейных школ: М.Г. и В.Г.Амосовых.

Пучужская роспись.

Характерные особенности композиций и мотивов: графичность, многоярусность. Основные мотивы: трилистник, веточка с листьями, розетка. Мотивы зооморфного орнамента: птицы, кони. Объединение геометрических и зооморфных мотивов в одну композицию. Колорит: красный, белый, зеленый цвета. Стилистические особенности росписи народного мастера Ф.Ф.Кузнецова.

Ракульская роспись.

Характерные стилистические особенности росписи: кистевая - графическая. Основные орнаментальные мотивы: завитки, капельки, брызги, усики, полукружия, кустики, бордюры. Зооморфные мотивы: птицы-сороки, курицы. Колорит росписи: золотисто-охристый, голубой, зеленый, коричневый и черный цвета.

Шенкурская роспись.

Художественно- стилистические особенности росписи: свободно- кистевая, живописная. Симметрия в построении орнамента шенкурской росписи. Основные мотивы: листики росянки, роза, завиток, круг, скобочка, бордюр. Колорит росписи: красновато-оливковый, белый, охристый, коричневый.

Роспись уфтюжского туеса

Ассортимент изделий. Художественно- стилистические особенности росписи: свободно- кистевая, живописная. мотивы росписи. Колористика.

2. История возникновения промыслов росписи по дереву в Нижегородской губернии и художественно- стилистические особенности хохломской, городецкой и полхов- майданской росписей

Хохломская роспись

Развитие и форма организации хохломского промысла росписи по дереву. Периоды возрождения и расцвета. Семейные традиции народного мастерства.

Общие художественно-стилистические особенности хохломского орнамента. Ассортимент деревянных изделий. Виды орнамента: верховой и фоновый. Типы орнамента: «травка», «пряник», «под листок», «березка», «растительно-травный», «фон», «древко», «кудрина», «славянская вязь». Черты орнамента: образная выразительность, декоративность, предельная строгость, скупость художественных средств. Мотивы: вьющаяся ветвь, с ягодами и цветами, листьями; птицы, бабочки, рыбки. Приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов. Своеобразное сочетание красок — пылающей киновари, черного цвета и золота.

Традиции школ народного мастерства. Смена стилей. Выдающиеся мастера травного орнамента А.М.Распопин, А.М.Серов, А.Г.Подогов, Ф.А. Бедин. Художник-педагог, создатель художественной школы обработки дерева Г.П.Матвеев. Старейшие мастера росписи С.С.Юзиков, Ф.Ф.Красильников, И.Е.Тюкалов. Последователь традиционного травного орнамента С.П.Веселов. Современные народные мастера, сохраняющие и развивающие традиции хохломской росписи: Е.Н.Доспалова, Т.А.Белянцева, Н.П.Сальникова и др.

Городецкая роспись

История развития и форма организации городецкого промысла художественной обработки дерева. Локальные и общие стилистические особенности орнамента. Растительные и сюжетные мотивы. Традиционные кистевые приемы локальной росписи и технология выполнения орнамента. Характерные особенности живописи и тематики городецкой росписи. Специфика тематики декоративной композиции. Закон цельности сюжетных и тематических композиций городецкой росписи. Средства художественной выразительности: ритм, форма линий, цветовых пятен, тоновых решений. Роль силуэта, графической красоты контуров и линий, фигур в декоративной композиции. Единство орнамента с формой предмета. Стилевые особенности и культурная значимость творчества народных мастеров: А.В. Мельникова, И.К Лебедева, А.Е. Коновалова. Ведущие мастера современного промысла: А.В. Соколова, Т.М. Рукина, Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, Л.А. Кубаткина, В.А. Черткова и др.

Роспись Полхов-Майдана и Крутца.

Возникновение и развитие промысла Полхов – Майдана и Крутца. Общие орнаментальные мотивы и композиционные решения, особенности колорита росписи. Особенности стиля и орнаментальные мотивы росписи.

Традиционные приемы выполнения мотивов: алые розы, бутоны, колокольчики, яблоки, гвоздики, ромашки, тюльпаны, Жанр сюжетных композиций: пейзаж, архитектура, тема сказок. Сказочно – риалистические образы пестрых деревянных игрушек – “тарарушек”, (копилки, грибочки, птички – свистульки, погремушки, матрешки).

Семейные традиции народного мастера М.Ф. Сергейчик: наивность и непосредственность в орнаменте и сюжетах. Сказочные мотивы в произведениях мастеров М.А. Стракулиной, Г.Н. Азаматовой, Н.Г. Стеклянской, А.И. Цветковой, Е.М. Рожковой и др.

Мастер Крутцовского промысла Е.П. Мешалкин и его “тарарушки”.

3. Художественная роспись керамических изделий в народных промыслах России.

Роспись посуды.

Гжельская роспись. История промысла. Своеобразие сосудов: квасники, кумганы, рукомои, кружки-шутихи и т.д. Орнаментальная и сюжетная роспись. Мотивы росписи. Колористика.

Н.И. Бессарабова.

Скопинская керамика. История промысла. Орнаментальная роспись. Мастера Коркина, Насонова, Пеленкин, Рожко, Поляков

Расписной фарфор фабрики в Вербилках. Гарднер. Кузнецов. Особенности фарфора. Посуда и скульптура. мотивы росписи. Колористика. Мастера.

Изразцы

Возникновение и развитие промыслов в Пскове, Ярославле, Смоленске, Владимире, Суздале, Калуге, Соликамске, Великом Устюге, Балахне и др. Поливные изразцы, муравленые изразцы. Колористика. Мотивы росписи: растительные, зооморфные, орнитоморфные. Сюжетные росписи. Изразцы с надписями. Изразцы петровских времен. М. Врубель

Наши рекомендации