Почему чинара не принимает листок в свой мир?

Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «Утес», «На севере диком»?

а) гражданская тематика; б) вольнолюбие;

в) пейзаж; г) тема одиночества.

Каким внутренним смыслом наполнены символические образы утёса, листка, сосны?

а) одиночества, изгнанничества; б) бунтарства, стихийного порыва;

в) непонятости, страдания, тоски; г) избранности.

5. В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками
небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?

а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий;

б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»;

в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны.

6. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи».

а) ямб; б) хорей;

в) дактиль; г) амфибрахий.

Что общего и в чём различие в значениях слов: «странники» и «изгнанники»? Продолжите фразы.

Объединяющим началом является ____________________

__________________.

Отличие в том, что ________________________________

__________________.

Продолжите список слов, обозначающих мир «гонителей» в стихотворении.

Злоба, зависть _____

9. Какая тема отражена в стихотворении «Утёс»?

а) веселья и радости б) тоски и одиночества

в) любви к жизни г) поэта и поэзии

10. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?

а) свободолюбивым порывом; б) неразделенностью любви;

в) непрочностью человеческих отношений; г) бунтарством, мятежным неприятием мира.

11. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а) потребительское отношение человека к природе;

б) трагическое столкновение красоты с законами бытия;

в) роковой смысл ропота пальм на Бога.

12. Определите жанр стихотворения «Три пальмы».

а) баллада; б) поэма;

в) сонет; г) элегия.

13. Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы».

а) ямб; б) хорей;

г) амфибрахий; в) дактиль.

14. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». С какой целью

М.Ю. Лермонтов переносит ударение в словах?

...Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

а) для создания поэтического колорита;

б) для сохранения ритма;

в) для соответствия размеру.

Гибель трёх пальм как гибель людей. Подчёркивая эту мысль, к какому художествен- ному приёму обращается автор?

а) метафора; б) олицетворение;

в) сравнение; г) антитеза.

Какой художественный приём использует поэт в строках?

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студёный ручей?

а) сравнение б) олицетворение

в) антитезу г) литоту

17. Зачем люди сожгли пальмы? Ведали ли они, что творят?

____

18. Какова, по-вашему, причина случившегося?

а) виноваты сами пальмы с их нетерпением и роптанием на Бога;

б) виноваты неблагодарные и недальновидные люди.

19. Какие последствия имела гибель пальм?

______________________

20. Стихотворение «Три пальмы» заставляет читателя:

а) заинтересоваться путешествиями б) задуматься о добре и зле

в) сожалеть о поступках людей г) любоваться природой

21. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком...»:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

22. Какой художественный приём использует поэт в сти­хотворении?

а) антитезу б) гиперболу

в) олицетворениег) метафору

23. Как называется стихотворный размер, которым напи­сано стихотворение «На севере диком стоит одиноко...»?

а) анапест б) хорей

в) дактиль г) амфибрахий

24. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?

а) сопоставления мира чинары и листка;

б) антитезы двух миров;

в) стремления к единению.

25. Что символизируют собой герои стихотворения «Листок»?

а) листок; 1) спокойствие, отрыв от реальной жизни,

неспособность к состраданию;

б) чинара; 2) одинокая, бесприютная, скитальческая жизнь,

неприкаянность;

в) море; 3) жизнь и смерть.

Почему листок оторвался от ветки? Выпишите из текста стихотворения строчки, позволяющие ответить на этот вопрос.

____

Почему чинара не принимает листок в свой мир?

____

28. Каким внутренним смыслом наполнены символические образы туч, утеса, листка, сосны?

а) одиночества, изгнанничества; б) бунтарства, стихийного порыва;

в) непонятости, страдания, тоски; г) избранности.

29. Найдите слово, которое присутствует в каждом из перечисленных стихотворений
М. Ю. Лермонтова: «Листок», «Утес», «На севере диком...» - и определяет все его
творчество. _______

30. Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Русалка». Подчеркните буквы, которые передают повторяющиеся звуки. Как называется такой приём?

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны. ________________________________

31.Что называется стопой в стихотворении?

а) ударный слог; б) безударный слог;

в) группа слогов, состоящая из одного ударного и нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.

32. Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом слоге?

а) дактиль; б) амфибрахий; в) анапест.

33. Определите размер, каким написано каждое поэтическое произведение М. Ю. Лермонтова, отрывки из которых приведены ниже:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

(«Осень») ____________

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...

(«Утес») __________

Дробись, дробись, волна ночная,
И пеной орошай брега в туманной мгле.
Я здесь стою близ моря на скале,

(«Элегия») _________

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

(«Нищий») _________

Наши рекомендации