На всех видах этого транспорта перевозят хлеб.
— А еще для чего нужен транспорт?
— Как себя нужно вести, если вы с родителями отправляетесь в поездку?
— Произнесите слово «транспорт» так, чтобы четко слышался ударный слог.
— Сколько слогов в этом слове?
— Внизу на с. 10 учебника есть рисунки. Что на них изображено? (Машина, газета, кубики.)
— Разделите слова на слоги. Выделите голосом ударный слог.
— Почему к этим словам начертили две схемы? (В словах «машина», «газета» ударение падает на второй слог, а в слове «кубики» — на первый.)
— Подберите к этим схемам слова, которыми можно назвать предметы или людей, изображенных на цветной иллюстрации.
VI. Физкультминутка
VII.Продолжение работы по теме урока
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 11 учебника.
— Ответьте на вопросы, которые я вам прочитаю из задания, обозначенного красным кружком вверху страницы.
— Сколько изображено богатырей?
— Что вы можете рассказать об их внешнем виде?
— Опишите их внешность. Что у них есть общего? (Рубашки, кольчуги, шлемы, пояса, бороды или усы, голубые глаза.)
— А чем они отличаются? (Ростом, цветом волос, расцветкой и узором на рубахах.)
— Что держит в руках крайний слева богатырь?
— Перечислите, что стоит на столе. Как назвать эти предметы одним словом?{Посуда.)
— Чему удивились богатыри, когда пришли домой? (Красиво накрытому столу, приготовленным кушаньям. Везде чистота и порядок.)
Кого они увидели? (Молодую и красивую девушку-царевну.) Что делает царевна? (Она приветствует богатырей и приглашает их к столу.)
Как вы думаете, какие слова она им сказала? (Здравствуйте, добры молодцы!Пожалуйте к столу.)
Эта иллюстрация написана к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
— Теперь составьте рассказ по иллюстрации и озаглавьте его. (Учащиеся выполняют задание. Все слушают несколько вариантов рассказов.)
— А вот как Александр Сергеевич описывает этот момент. Послушайте.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил:’ «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась,
Закрасневшись, извинилась...
— А как вы помогаете своим родителям?
— Разделите на слоги слова: царевна, богатыри, кольчуга, кувшин, тарелка, соль, каравай.
— Проанализируйте предложения.
Царевна приготовила обед.
Царевна красиво накрыла стол.
Богатыри вернулись домой.
(Можно предложить другие предложения в соответствии с иллюстрацией. Количество слов в предложении обозначается на схеме.)
— Попробуйте сами нарисовать иллюстрации к этой сказке. (Задание на 5—7 минут. Рисунки вывесить на магнитную доску
или фланелеграф.)
— Кто изображен в Прописях на с. 19? {Белка, заяц, ежик, птичка.)
— Чем заняты белка, ежик и заяц? (Запасают грибы на зиму.)
— Зачем зайчику палка? (Палкой зайчик осторожно разгребает опавшие листья и ищет грибы.)
— А зачем ему корзина? (Заяц в корзину складывает грибы.)
— Проанализируем это предложение.
(Деление слов: белка, белочка, заяц, зайчик, ежик, еж, птичка, грибы, грибочки, палка, палочка - на слоги, определение ударного слога, вычерчивание схем к словам, постановка знака ударения.)
— Обведите по контуру рисунки в Прописях. Раскрасьте их.
— Чему удивляется птичка? (Вежливости белочки: она предлагает свой гриб ежику.)
(Письмо по образцу на широких строках Прописей.)
— Послушайте стихотворение В. Орлова «Кто кого?».
— Кто кого обидел первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Кто кого ударил первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Вы же раньше так дружили!
— Я дружил!
— И я дружил!
— Что же вы не поделили?
— Я забыл!
— И я забыл!
— Видите, как иногда бывает: пока ссорились, забыли, из-за чего все началось. Давайте это стихотворение расскажем в парах.
(Учитель читает слова взрослого, а дети в парах отвечают. Задача — дать понятие о диалоге (взаимодействие учителя и двух учеников, подготовленных заранее).)
— Что нужно сделать, если вы поссорились?
Вывод. Наша речь состоит из предложений. Предложения де- лятся на слова, слова — на слоги. Слоги бывают ударные и безударные.
— Откройте «Азбуку» на с. 11. Рассмотрите рисунки внизу, назовите предметы.
— Разделите слова на слоги, поставьте над схемами слов ударение.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Чему вы научились на уроке?
— Кто доволен своими ответами на уроке?
— А кто не очень доволен? Почему?
Ход урока 7