По формированию словоизменения

Единственное и множественное число существительных

1. «Магазин игрушек».

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением полок магазина, на которых стоят игрушки. Логопед держит в руках предметные картинки с изображением тех же игрушек в единственном числе. Показывая поочередно свои картинки, логопед начинает предложение, которое дети должны закончить.

Примерный речевой материал:

У меня мишка, а в магазине... (мишки).

У Меня кукла, а в магазине... (куклы).

У меня машинка, а в магазине... (машинки).

У меня пирамидка, а в магазине... (пирамидки).

У меня мяч, а в магазине... (мячи).

У меня совок, а в магазине», (совки).

У меня кубик, а в магазине... (кубики).

(Аналогичная игра может проводиться по темам: магазин овощей и фруктов, магазин одежды).

2. «У кого что?»

Детям раздаются картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе и предлагается, рассмотрев их, ответить на вопрос: у кого что?

Примерный речевой материал:

У меня елка. У меня елки.

У меня гриб. У меня грибы.

У меня книга. У меня книги.

У меня карандаш. У карандаши.

У меня колесо. У меня колеса.

У меня ведро. У меня ведра.

3. «Скажи наоборот».

Логопед называет существительное в единственном числе, бросая ребенку мяч. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного.

Примерный речевой материал:

шар... (шары) комар... (комары) гриб... (грибы) шкаф... (шкафы) стол... (столы)   мяч... (мячи) сапог... (сапоги) петух... (петухи) паук... (пауки) пирог... (пироги)   дом... (дома) глаз... (глаза) лес... (леса) окно... (окна) ведро... (ведра) корова... (коровы) роза... (розы) пила... (пилы) лимон... (лимоны) слива... (сливы)   тетрадь... (тетради) книга... (книги) кубик... (кубики) ложка... (ложки) мышка... (мышки)   стул... (стулья) лист... (листья) платье... (платья) дерево... (деревья) перо... (перья)

4. «Зоопарк».

На наборном полотне располагаются картинки с изображением одного и нескольких животных и птиц. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, кто живет в зоопарке.

Образец ответа: Здесь живет бегемот, аздесь бегемоты.

Примерный речевой материал:

Здесь живет слон, аздесь ... (слоны).

Здесь живет тигр, а здесь... (тигры).

Здесь живет жираф, а здесь... (жирафы).

Здесь живет лиса, а здесь... (лисы).

Здесь живет белка, а здесь... (белки).

Здесь живет медведь, а здесь... (медведи).

Здесь живет волк, а здесь... (волки).

Здесь живет заяц, а здесь... (зайцы).

Здесь живет орел, а здесь... (орлы).

Здесь живет дятел, а здесь... (дятлы).

5. «Один—много».

Логопед предъявляет в случайном порядке картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе и предлагает детям поднимать зеленый кружок, если они услышат название предмета в единственном числе, и красный — если во множественном.

Примерный речевой материал:

дом—дома; лес—леса; облако—облака; кольцо—кольца, письмо—письма.

6. «Волшебник».

Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением одного предмета, «превратить» его в другой, образовав форму множественного числа. Если ребенок выполняет задание правильно, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение нескольких предметов.

Примерный речевой материал:

зеркало—зеркала; глаз—глаза; кресло—кресла; яйцо-яйца; гнездо—гнезда; стул—стулья; лист—листья; крыло—крылья.

7. «Найди пару».

Перед детьми разложены картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе. Логопед предлагает составить пары из картинок (единственное число — множественное число).

Картинки:

кот—коты; топор—топоры; стол—столы; арбуз— арбузы; ваза—вазы; машина—машины; петух—петухи; ключ—ключи; носок—носки; улитка—улитки; волк—волки; голубь—голуби; огурец—огурцы; лев— львы; орел—орлы; заяц—зайцы; перец—перцы; ухо— уши; дом—дома; глаз—глаза; зеркало—зеркала; кольцо—кольца; окно—окна; гнездо—гнезда; стул— стулья; перо—перья; дерево—деревья.

8. «Один — одна — одно — одни».

Логопед поочередно бросает детям мяч и называет слова:

карандаш — рука — колесо — сапоги;

лимон — голова — ведро — пауки;

фартук — стрела — пальто — петухи;

чайник — шапка — яблоко — улитки;

чемодан — кастрюля — платье — волки;

ремень — рубашка — полотенце — голуби;

конь — кровать — одеяло — машины.

Ребенок, возвращая мяч, называет подходящее к названному слову слова: один, одна, одно, одни.



Наши рекомендации