Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком.

Примерный текст:

Сорока и мышь

— Мышка-трусишка, ты треска боишься?
— Ни крошечки не боюсь.'
— А громкого свиста?
— Ни капельки не боюсь!
— А страшного рева?
— Нисколечки не боюсь!
— А чего же ты боишься?
— Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

II ЭТАП. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

— формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

— дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции.

УПРАЖНЕНИЯ

Для развития силы голоса

1.Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса):

У—— У АУ—— АУИ—— УЗО——
О——О АИ—— ОУИ—— УЗА——
А——А ОИ—— ОУА—— АЗУ——
И——И УА—— УЭИ—— УЗУ——
Э——Э      
З——З      

2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция — шепот — тихо — громко):

О О О О А А А А И И И И Э Э Э Э У У У У В В В В З З З З АУИ АУИ АУИ АУИ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ ОУА ОУА ОУА ОУА ЭУИ ЭУИ ЭУИ ЭУИ АВА АВА АВА АВА АЗА АЗА АЗА АЗА

3. Ослабление голоса (громко — тихо — шепот — беззвучная артикуляция):

У У У У О О О О А А А А И И И И Э Э Э Э В В В В З З З З Ж Ж Ж Ж
ОУ ОУ ОУ ОУ АИ АИ АИ АИ ОИ ОИ ОИ ОИ ЭУ ЭУ ЭУ ЭУ УЖИ УЖИ УЖИ УЖИ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ АЗА АЗА АЗА АЗА ЭУИ ЭУИ ЭУИ ЭУИ АВА АВА АВА АВА

4. Ослабление голоса, но без паузы:

УУУУ ЗЗЗЗ АУАУАУАУ УУУУ ЗЗЗЗ АУАУАУАУ

5. Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе:

УУУУУУУ ЗЗЗЗЗЗЗ
АЗААЗААЗААЗААЗААЗААЗА
УЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУ

6. Усиление голоса с увеличением длительности звучания:



А—А—А—А У—У—У—У О—О—О—О И—И—И—И Э—Э—Э—Э АУ—АУ—АУ—АУ ОИ—ОИ—ОИ—ОИ УА—УИ—УИ—УИ АУИ—АУИ—АУИ—АУИ ЭУА—ЭУА—ЭУА—ЭУА

7. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:

А—А—А—А УИ—УИ—УИ—УИ
У—У—У—У ОА—ОА—ОА—ОА
О—О—О—О АУИ—АУИ—АУИ—АУИ
И—И—И—И ЭОА—ЭОА—ЭОА—ЭОА
Э—Э—Э—Э ОУИ—ОУИ—ОУИ—ОУИ

8. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:

1 2 3 4 5

9. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса:

5 4 3 2 1

10. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:

понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;

среда, четверг — шепот;

пятница, суббота — голос средней силы;

воскресенье — громко;

суббота, пятница — голос средней силы;

четверг, среда — шепот;

вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.

Произнесение предложений с изменением силы голоса:

мама ушла домой.

мама ушла домой.

11. «Эхо».

Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим. Затем группы меняются ролями.

В лесу кричу: «Ау! Ау!

А мне в ответ: «Ау! Ау!»

Горе кричу: «Ау! Ау!»

Гора в ответ: «Ау! Ау!»

12. «Игра на пианино».

Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.

Ударяй тихонечко: стук — стук — стук (тихо),

И тогда услышишь ты нежный звук (тихо).

Ударяй, сильнее: стук — стук —стук (громко),

И тогда услышишь громкий звук (громко).

13. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.

А сова — все ближе, ближе (голосом средней силы),

А сова — все ниже, ниже (голосом средней силы)

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо):

Поиграй, дружок, со мной! (громко)

(С. Маршак)

Была (голосом средней силы)

тишина, тишина, тишина... (тихо)

Вдруг (громче)

грохотом (еще громче)

грома (громко)

сменилась она (голосом средней силы).

И вот уже дождик (голосом средней силы)

тихонько (очень тихо) —

ты слышал? (тихо)

Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).

(А. Барто)

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок (тихо).

Но подул вдруг ветерок —

Закружился наш снежок (громче).

Пляшут все пушинки.

Белые снежинки (громко).

Сто ребят и сто девчат

Все лежат и все молчат (очень тихо).

Ты лежишь и я лежу... (тихо)

Муха села мне на палец

И спросила: «Вы проспались?» (громко)

Пальцем муху я ловлю... (громко)

Засыпаю (тише).

Сплю (тихо).

Вдруг все громче голоса:

«Ой, оса! Летит оса!

Вон у Витьки на носу!

Ну, ловите же осу!» (громче)

Все несутся за осой, ?

Витя прыгает босой.

Сто ребят и сто девчат

Все хохочут и кричат.

Настоящий тихий час! (громко)

Улетела прочь оса.

И замолкли голоса (тише).

Сто ребят и сто девчат

Все лежат и все молчат (тихо).

Тихо тикают часы.

Это сон насчет осы?

Я осу во сне ловлю...

Сплю... (очень тихо).

(А. Барто)

УПРАЖНЕНИЯ

Для развития высоты голоса

Развитие высоты голоса осуществляется с помощью подражания звучанию различной высоты, а также движений рук и графических изображений.

 
  Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи - student2.ru

1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.

2. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух и

 
  Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи - student2.ru

трех звуков.

 
  Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи - student2.ru

3. Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.

 
  Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи - student2.ru

6. Проговаривание стихотворений с изменением высоты голоса.

Бьют часы,

Бьют часы: динъ­ -дан ¯ -дон.­

На дереве, на веточках

Воробышки сидят:

« Чирик­-чирик,¯ чирик­-чирик,¯

Чирик­-чирик» ¯ — кричат.

Бежал ручей по камешкам —

Бежал, ¯ бежал, ¯ бежал. ¯

Потом в глубокой лужице —

Лежал,­ лежал,­ лежал.­

Дали туфельку слону, ­

Взял он туфельку одну­

И сказал: «Нужны пошире, ¯

И не две, а все четыре» ¯

(С. Маршак)

7. «Вопрос — ответ».

Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

— Ну, Весна, как дела? (высоко)

— У меня уборка, (низко)

— Для чего тебе метла? (высоко)

— Снег мести с пригорка, (низко)

(О. Высотская)

— Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко)

— Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко)

— Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко)

— Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко)

— Был сапожник? (высоко)

— Был. (низко)

— Шил сапожки? (высоко)

— Шил. (низко)

— Для кого сапожки? (высоко)

— Для пушистой кошки, (низко)

— Почему корова эта

Маленького роста? (высоко)

— Это же — ребенок.

Это же — теленок, (низко)

(А. Шибаев)

8. Пропевание знакомых мелодий без слов с изменением высоты голоса.

9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности: 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале; 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

Наши рекомендации