История сексуальной объективации
Проблема сексуальной объективации является одной из центральных в феминистской теории, потому как это явление – прямое следствие сексизма и патриархального склада общества. Этому, в основном, поспособствовали религиозные предпосылки, которые позднее плотно закрепились в светском обществе. В Библии, например, сказано: «Подчиняйтесь друг другу – из благоговения перед Христом. Жены – своим мужьям, как Господу, потому что муж – глава жены, точно так же, как Христос – Глава Церкви, Своего Тела, и Он его Спаситель. И как Церковь подчиняется Христу, точно так и жены должны во всем подчиняться мужьям» (Эфесянам 5:21–24), или: «Не давай воде выхода, ни злой [лукавой] жене - власти [дерзновения]. Если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей» (Сир. 25:28–29). В Коране также говорится о том, что жена должна подчиняться своему мужу: «От Абдуррахмана ибн Ауф передается, что пророк да благословит его Аллах и приветствует сказал: Если женщина молилась 5 раз в день, постилась месяц, оберегала себя и была послушна мужу, ей скажут: войди в рай через любые ворота, какие пожелаешь. Передал Ахмад» (1/191).
Разумеется, патриархальный склад общества отразился и на искусстве. Изображать обнаженное полностью или частично женское тело вплоть до середины XIX в. можно было, только соблюдая негласные правила: героиню картины от зрителя должна была разделять географическая, временная или даже «метафизическая» дистанция. Это может быть Венера, наложница султана, но никак не обычная женщина из общества, в котором существует зритель. Это объясняется тем, что исторически право на владение женским телом (и не только телом) закреплялось за мужчиной, которому она принадлежала, но не за самой женщиной.
|
В 1853 году в Парижском Салоне была выставлена картина Гюстава Курбе «Купальщицы», которая вызвала большой скандал. Спровоцирован он был, в первую очередь, дотошно реалистичным изображением абсолютно бессюжетной сцены. На холсте изображены две крестьянки, одна из них полностью обнажена, а её фигура, по меркам того времени, считалась некрасивой и даже отвратительной. Даже сторонник Курбе – Эжен Делакруа – был раздосадован «отвратительной вульгарностью форм», стоит ли говорить о недоброжелателях, которых у художника было множество.[4] При этом обнажена она не для того, чтобы что-то символизировать, а просто потому, что она только что искупалась. У второй героини картины грязные ноги, что тоже вызвало всплеск негодования.
К сожалению, мы знаем только о реакции мужской половины населения, и не можем ничего сказать о том, как женщины отреагировали на картину. Но можно с уверенностью сказать, что зритель того времени привык, что обнаженных женщин изображают исключительно для его эстетического удовольствия или же в качестве символа внутри сюжета картины. И обществу понадобилось какое-то время после этой картины, чтобы осознать, что обнаженная женская фигура может быть изображена сама для себя.
К середине XIX в. зритель уже привык к сексуально объективированным телам на холстах художников. При этом гораздо раньше, в эпоху Античности и в Средние века, обнаженные фигуры не эротизировались, но со временем это стало постепенно происходить. Это можно легко отследить, наблюдая за видоизменениями изображений святого Себастьяна. Несмотря на то, что он – мужчина, можно легко заметить, как смещались акценты с сюжета на молодое тело самого персонажа. «Начиная с XV века художники, обращающиеся к образу святого Себастьяна, все чаще сосредоточивались на красоте его обнаженного тела, мученичество же отходило на второй план. Еще в первой половине XVI века Джорджо Вазари рассказывал в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», что в монастыре Сан-Марко во Флоренции решили убрать из церкви изображение святого Себастьяна: многие прихожанки на исповеди сознавались в том, что картина вызывает у них греховные мысли»[5].
После того, как реализм в живописи утвердился, случился разрыв между сексуальной объективацией и репрезентацией, и стало всё сложнее определить уровень эротизированности картин, и определить границу между искусством и порнографией. Например, уже в XXв., работы Эгона Шиле были спорными в этом отношении, потому как были наполнены эротизмом. Здесь, опять же, существует проблема разрыва между посылом художника и восприятием зрителя. Сам же Шиле в своих дневниках на этот счет писал следующее: «Я не отрицаю, что рисовал и писал акварели эротического содержания. Но это всегда были произведения искусства. Есть ли хоть один художник, который не делал эротические работы?»
|
В это же время начинают появляться так называемые «идеалы женской красоты», выполненные, конечно, мужчинами. Самый известный образ – это девушки Гибсона, созданный американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном на рубеже XIX и XX вв. Девушка Гибсона была высокой, худой, с узкой талией, большой грудью и широкими бедрами. Силуэт, подобный песочным часам, достигался за счёт корсета. Не смотря на то, что девушки Гибсона часто изображались учащимися в колледже, а так же доминирующими над мужчинами, здесь уже можно говорить о явлении сексуальной объективации, т.к. акцент здесь явно смещён на идеализированную внешность девушки, которую создал мужчина. Считается, что эти изображения стали началом стиля пин-ап.
Пин-ап – изображение красивой, часто полуобнажённой, девушки в определённом стиле на плакате, предназначенном для прикалывания на стену, и хотя началось это ещё с девушек Гибсона, сам термин появился только в 1941г. Тогда же появилось понятие пинап-гёрлс – моделей, чьи растиражированные изображения стали знаковым явлением поп-культуры во фривольном стиле, а сам пин-ап перерос в изобразительный стиль. Основным принципом пин-апа было изображение идеализированной версии того, как именно должна выглядеть красивая или привлекательная женщина в повседневной обстановке, что особенно нравилось мужчинам.
Первой использовала красивую (но ещё не обнажённую) девушку в своей рекламе компания Coca-Cola. Ее примеру последовали Kodak, General Motors и другие крупные фирмы. В 30-50-е годы XXв. в Америке, а затем и в Европе стиль пин-ап стал доминирующим в рекламе. При этом изображение эротизированной девушки не имело прямого отношения к продаваемому товару – она могла продавать всё что угодно: от Coca-Cola и сигар до холодильников и гаечных ключей – и являлось универсальным средством для привлечения внимания. По мере роста тиражей печатной продукции все больше журналов старались привлечь читателя обложкой с сексапильной девушкой, даже если это никак не было связано с содержанием номера.
|
При этом художники, создающие пин-ап изображения, использовали фотографии моделей, часто очень известных. При этом они часто, но далеко не всегда, «улучшали» её формы: удлиняли ноги, уменьшали талию, делали лицо более привлекательным. И это стало началом тотальной сексуальной объективации в рекламе. При этом, всё-таки это была консервативная Америка, существовали нормы цензуры, которые диктовали художникам-иллюстраторам, что можно было оголять у девушек, и что нельзя, и эти нормы были достаточно жёсткими и всегда соблюдались.
|
Американка Жан Килборн, которая с конца 60-х годов изучает проблему сексуальной объективации в американской рекламе, в 2010 году отвечая на вопрос «Вы говорите об этом уже 40 лет. Есть ли какие-нибудь улучшения?», сказала о том, что единственное улучшение она видит в том, что большое количество людей заинтересовались и озаботились этой проблемой. Но что касается самой рекламы, то, на самом деле, стало всё только хуже. В связи с бурным развитием рынка количество рекламы стало интенсивно увеличиваться.
Также огромным толчком для перемен в рекламной индустрии стало появление компьютерной ретуши и монтажа. Обложка американского TV Guide 1989 года стала одной из первых, где использовалось уже ненастоящее изображение женщины: к телу Анны Маргарет была подставлена голова Опры Уинфри. При этом ни одна из них не давала на это согласия. К сегодняшнему дню эта ситуация только усугубилась. Для журналов и рекламы могут соединять от двух до пяти изображений разных женщин для получения образа «идеальной» женщины. Фоторетушер Кен Харрис рассказывает, что каждое фото проходит 20-30 циклов компьютерной обработки. Таким образом, сегодня, смотря на рекламу, мы почти никогда не видим настоящих женщин. И если во времена пин-апа мы смотрели на женщин, изображенных в рекламе, и не думали, что они реальны, потому что это были рисунки художника, то, смотря на отретушированную фотографию сегодня, нам кажется, что мы смотрим на настоящую женщину. В связи с этим однажды Синди Кроуфорд сказала: «Я хотела бы выглядеть, как Синди Кроуфорд», потому как она никогда не выглядела так, как она выглядит на снимках в журналах и рекламе.
Практическая часть