Что такое сексуальная объективация?
Для того чтобы начать исследовать проблематику сексуальной объективации в рекламе, необходимо разобраться, что такое объективация вообще и сексуальная в частности. Само понятие «объект» уже наталкивает нас на понимание этого термина. В словаре Ожегова одно из определений объекта выглядит следующим образом: это «явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чье-нибудь внимание»[1], а субъект, в свою очередь, это «познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания», а также «человек как носитель каких-нибудь свойств»[2]. Из этих определений можно сделать вывод, что процесс объективации по отношению к человеку – это лишение его присущих ему свойств субъекта: возможности познания, действия и обладания какими-либо особенностями, и присваивание ему свойств объекта, т.е. предмета, на который направлена деятельность человека-субъекта.
Из этого следует, что субъектно-объектные отношения между двумя людьми (на индивидуальном уровне) или между группами людей, объединенных каким-либо признаком (на общественном уровне) являются угнетательскими и подавляющими. Здесь важно уточнить, что многие антропологи и социологи говорят о том, что объективация опасна только в том случае, когда она начинает проявляться вовне и становится тотальной. При этом внутреннее отношение человека к изображению на плакате или же к продавцу в магазине как к объекту – нормально и естественно, но ровно до того момента, пока такая объективация не становится активной. Я же в своей работе буду делать акцент на изучении процесса тотальной объективации на общественном уровне. Самый яркий исторический пример такой объективации – это рабство, когда одна группа людей эксплуатирует другую группу людей, приравнивая тем самым их к объектам – орудиям труда, предметам быта и т.д. Любое отношение к человеку как к средству для достижения своих личных целей – это объективация. В XXI веке у большей части цивилизованного общества не возникает вопроса в том, что рабство – это угнетение человека человеком, которое в современном мире недопустимо.
Что же касается объективации женщин, в частности – сексуальной объективации, происходит она на гораздо более скрытых и неосознанных уровнях общественного сознания, потому её гораздо сложнее распознать и, как следствие, – пресекать и избегать. Если дополнить понятие объективации компонентом сексуальности, то мы получим сексуальную объективацию, а именно – сведение личности к объекту, призванному сексуально обслуживать, развлекать и подчиняться субъекту, а одновременно с этим – лишение человека возможности иметь и, главное, озвучивать его собственные сексуальные желания и предпочтения.
То есть, по факту, мы имеем дело с почти не осознаваемым обществом процессом сексуального угнетения по отношению к женщинам, который повсеместно существует в современном мире. И особенно сильно это проявляется в рекламе: огромное количество сексуализированных женских тел, выступающих в роли объектов, встречается в рекламе самых разных отраслей.
При этом важно понимать, что не любое публичное обнажение тела является сексуальной объективацией. Существует внешне схожее, но противоположное по своей сути, явление репрезентации. Репрезентация в данном случае обозначает изображение реального человека без смещения акцентов на его телесную сексуальность и с учетом его внутреннего состояния. При этом совершенно не важно, насколько обнажен этот человек.
Чтобы понимать разницу, всегда очень важно учитывать контекст создаваемого изображения, в первую очередь это касается репрезентации женщины в искусстве. Обнаженная Венера – это работа по созданию религиозного фетиша, который исключает факт сексуальной объективации. Кроме того, не менее важно учитывать восприятие зрителем – конечным потребителем. В то время, как художником мог быть вложен определенный смысл, зритель может увидеть работу только сексуальный объект. В таком случае источником явления сексуальной объективации является только зритель, но не художник. «Главное в критике сексуальной объективации — внимательно относиться к социальному контексту в каждом конкретном случае»[3].
Безусловно, в контексте современной культуры обнажение (особенно женского тела) всё же связано с беззащитностью, и поэтому к таким моментам нужно всегда относиться аккуратно и критически. Но большая проблема распознания сексуальной объективации заключается в том, что она стала повсеместной из-за масс-медиа вообще и рекламы в частности. И поэтому первым и самым главным шагом в борьбе с сексуальной объективацией является именно умение распознать её и не поглощать всё, что нам предлагает современная культура, без разбора и осознанности.