Контроль движения камеры (Motion control).

Разновидность техники многократной экспозиции, сочетающей элементы блуждающей маски. Для такого вида съёмки применяются роботизированные кран-тележки и панорамные головки, позволяющие многократно с высокой точностью повторять движения камеры, запрограммированные оператором или записанные компьютером во время первой экспозиции. В несколько экспозиций снимаются объекты и фон при одновременном движении камеры по траектории любой сложности, а полученные изображения совмещаются. В современных фильмах контроль движения в сочетании с использованием «хромакея» позволяет накладывать нарисованные на компьютере фоны на сцены с движущейся камерой.

Технологии создания физических спецэффектов

Макетная съёмка — способ комбинированных съёмок, при котором натурные объекты заменяются уменьшенными моделями — макетами[10]. Для получения на экране достоверного изображения, макетные съёмки производят с повышенной частотой до 80—100 кадров в секунду. В противном случае на экране получится эффект «карточного домика». К примеру, «Звезда смерти» в «Звёздных войнах» была меньше двух метров в диаметре. В некоторых случаях при съёмке макетов используется покадровая съёмка для придания движения объектам.

Дорисовка и Домакетка — способ киносъёмки, при котором натурная часть кадра совмещается с рисунком или макетом[11]. Большое распространение получил способ дорисовки на стекле, позволяющий снимать совмещённое изображение в одну экспозицию. Эта технология впервые опробована в 1907 году американским кинооператором Н. Доуном[12]. При использовании макета совмещение с натурными объектами также может происходить в одну экспозицию, если уменьшенный макет располагается ближе к объективу аппарата. Такой макет может быть также подвесным, изображая верхнюю часть большой постройки.

Аниматроника.

Применяется, когда необходимо создать сложный макет, покадровая съемка которого невозможна. Робот-аниматроник — это модель, запрограммированная на все необходимые движения, включая мимику. Скелет и сервомоторы, управляющие моделью, скрыты под искусственной кожей.

Пиротехника. Всевозможные взрывы, задымления и возгорания создаются на съемочной площадке под строгим контролем специалистов.

Специальный грим. Применяется для превращения актеров в различных чудовищ (оборотни, вампиры и т. п.), а также для показа ранений и других необычных изменений внешности.

Каскадеры.

Каскадёр — профессия в кинематографе; исполнитель сложных и опасных трюков. Наименование определилось от заимствования с французского языка: cascadeur —

«каскадный актёр, каскадёр; каскадная актриса; трюковый артист, трюкач»;

«любитель риска».

Зачастую каскадёры дублируют, то есть подменяют актёров в кадре на время выполнения трюков; есть актёры, которые сами выполняют трюки и, следовательно, одновременно исполняют и работу каскадёра. С другой стороны, наиболее способные каскадёры могут сами начинать кинокарьеру, используя свои навыки и опыт в фильмах жанров "боевик" и "приключения". В случае «подмены» или дублирования актёра каскадёром, для съёмок зачастую подбирается каскадёр (дублёр), похожий по телосложению на актёра; затем каскадёра гримируют под актёра и во время выполнения трюка его не снимают крупно анфас — так для зрителя подмена актёра каскадёром остаётся относительно незаметной.

Фильмы о каскадёрах

«Трюкач»

«Каскадёры»

«Мужская компания»

«Доказательство смерти»

Монтажно-тонировочный период.

Во время этого периода происходят монтаж фильма и создание его фонограммы («тонировка»), что отражено в названии этапа. Монтажно-тонировочный период производства фильма является завершающим. С его началом в съёмочной группе остаются лишь основные творческие работники и прикрепленные специалисты из монтажного и звукового цехов. Этот период за редкими исключениями состоит из стандартных последовательных операций.

Монтаж фильма

В процессе съемки отснятый материал поступает к монтажёру фильма, который просматривает его, размечает и систематизирует. Режиссёр-постановщик вместе с монтажной группой осуществляет отбор наиболее удачных дублей и дает указания по монтажу. После окончания съёмок эпизода или сцены проводится черновой монтаж. В случае использования видеоконтроля черновой монтаж производят на видеозаписи, полученной с телевизи́ра. При цифровой технологии производства применяется нелинейный монтаж промежуточной цифровой копии Digital Intermediate.

Создание фонограммы

Запись музыки проводится, как правило, после чернового монтажа, когда уже определена длина сцен, от которой зависит время звучания музыки и расстановка её акцентов. Если музыка берётся из фонотеки, она не обязательно будет полностью соответствовать исходному материалу, а может удлиняться, укорачиваться, подвергаться какой-либо специальной акустической обработке и т. д. Кроме того, фонотечная музыка может не устраивать режиссёра по своему темпоритму или аранжировке, и в этом случае она исполняется и записывается заново.

Шумы

Кроме речи актёров, фонограмма фильма дополняется шумами для придания достоверности. Разработка шумового звукоряда начинается ещё в подготовительном периоде и завершается при проведении монтажно-тонировочных работ параллельно с речевым озвучением и записью музыки.

В настоящее время используется цифровая технология, когда вместо аналоговой магнитной фонограммы записывается цифровая, с которой изготавливаются негативы цифровых оптических дорожек стандартов Dolby Digital, SDDS, а также аналоговая оптическая фонограмма Dolby SR. Цифровая фонограмма DTS на отдельном компакт-диске также изготавливается с перезаписанной мастер-копии звукового сопровождения.

Основные принципы монтажа.

Наши рекомендации