Вопрос 70. Зарубежные модели кинематографии.
Государство играет решающую роль в производстве и распространении кинофильмов как внутри страны, оставаясь посредником между производителями и кинотеатрами, так и на европейском уровне.
Южно-европейская модель на примере Италии. Около 80% всех профессиональных и технических ресурсов сосредоточены в Риме. Кинопроекты финансируются телевидением (они обязаны часть дохода от рекламы вкладывать в кинопроизводство). 80% итальянских кинопродюсеров выпускают по одному фильму в год, 10% – по два, 5% – по три фильма. Кассовый сбор от проката отечественных фильмов в Италии в процентном соотношении значительно уступает Франции (23,7%), тогда как доход от американских фильмов в итальянском прокате значительно выше (62,8%).
Западно-европейская модель на примере Франции и Германии. Во Франции доля прямого госфинансирования составляет 3,9%. Национальный Центр Кинематографии (CNC) осуществляет выборочную поддержку производства фильмов («аванс в счёт доходов») в размере 2,1%, территориальные единицы финансируют 1,8%. Господдержка выражается в виде налогового кредита, международного налогового кредита, целью которого является поощрение киносъёмок и послесъёмочных работ иностранными кинопроизводителями на территории Франции, а также автоматической инвестиционной дотации (продюсер фильма, одобренного CNC, получает доход с каждого проданного билета, начисляющийся на определенный счет в CNC в пользу продюсера, который может вновь инвестировать эти средства в производство других французских фильмов в будущем). Смета проекта формируется так: 30% дает телеканал; 25–30% — сам продюсер (кредиты); 10% — предоплата дистрибутора и столько же поступает от иностранных прокатчиков (если таковые есть). Остальные 30–35% — это так называемое gap-финансирование, то есть деньги, которые добираются в последний момент из разных источников, в том числе и от CNC. Когда фильм выходит в прокат, после вычета всех налогов, 50% сборов остаются у кинотеатров. Остальные приходят к продюсеру, который обязан в первую очередь рассчитаться c теми, кто вкладывал деньги. Доходы от проката отечественных фильмов во Франции выше, чем в других странах Европы – 35,4%, но ниже американских – 54,2%.
Киноиндустрия Германии, в отличие от Италии, характеризуется значительной степенью фрагментарности в управлении и финансировании и опирается на децентрализованную сеть, складывающуюся из независимых структур, контролируемых местными телекомпаниями и политическими деятелями. В результате процентный уровень дохода от проката отечественных фильмов здесь крайне низок (6,3%), тогда как американских еще выше (87,1%).
США. Особенностью системы финансирования американской киноотрасли является то, что в США законодательно не закреплены какие-либо госисточники. Основной источник финансирования – мейджоры, использующие стратегию «подхвата»: продюсер (сценарист) с идеей кинопроекта обращается в независимую киностудию, она начинает съёмки, а после представляет отснятый материал мейджору, он принимает решение о финансировании и берёт на себя дальнейшие расходы. Распространёнными формами финансирования кино в США являются кредиты специализирующихся на киноиндустрии банках, субсидии и пожертвования (фандрайзинг), инвестиционные кредиты и т.д. Иным способом является создание общественных корпораций, выпускающих мелкие акции: после выхода фильма в прокат держатель акций может получить прибыль в зависимости от успеха картины.
Европейский фонд поддержки кино Eurimages основан Советом Европы в 1998 г. для поддержки совместного производства, распространения и продвижения европейских кинофильмов. Eurimages поддержки кино преследует две цели: культурная (поддержка фильмов, отражающих многообразие европейского общества) и экономическая (интерес в коммерческом успехе). Eurimages реализует четыре программы: поддержка совместного производства фильмов; поддержка распространения кинопродукции; поддержка кинотеатров; поддержка оцифровки фильмов, поддержанных фондом. Большая часть (90%) финансовых ресурсов идёт на поддержку совместного производства. Eurimages поддержал производство более 1200 фильмов, многие из них завоевали международные награды (Оскар, Золотая пальмовая ветвь, Золотой лев и др.).