Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок
Дай куклу
Цель. Учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный словарь (названия предметов и действий). Развивать речь детей в форме простого нераспространенного предложения.
Пособия. Кукла и предметная картинка с ее изображением.
Ход занятия. Логопед показывает ребенку куклу, спрашивает: «Таня, кто это?» Ребенок отвечает: «Это кукла». — «Покажи, где у куклы головка, ручки, ножки, глазки...» Малыш показывает и называет. Затем перед ребенком рядом с куклой логопед кладет предметную картинку, на которой нарисована кукла, и говорит: «Это тоже кукла». Показывая на картинку, он говорит: «Покажи, где у куклы головка, ручки, ножки, глазки...» Потом взрослый убирает куклу, на столе остается только предметная картинка с ее изображением. Логопед добавляет еще 2 картинки (мяч, машину) и говорит: «Покажи куклу». Ребенок должен выделить из 3 картинок изображение куклы.
Что это?
Це л ь. Та же.
Пособие, Предметные картинки: кукла, мишка, собака.
Ход занятия. Логопед показывает ребенку картинку, называет ее и кладет перед ним. Таким образом выкладываются и называются все предметные картинки. Затем, указывая на одну из картинок, логопед спрашивает: «Нина, что это?» Если ребенок не может назвать, логопед называет сам и требует от ребенка повторить: «Скажи: это кукла». Таким образом, ребенок самостоятельно или с помощью логопеда называет все предметные картинки. Повторно малыш называет картинки, которые он не мог назвать с первого предъявления.
С чем и что делают
Цель. Та же.
Пособие. Предметные картинки: машина, шапочка, мяч, яблоко, кукла.
Ход занятия. Логопед показывает ребенку предмет-ную-картинку с изображением машины, спрашивает: «Оля, что это?» — «Это машина»,—отвечает ребенок. «Попроси у меня картинку», — говорит логопед, «Дай машину», — просит малыш и, получив картинку, кладет ее на стол. Взрослый спрашивает: «Оля, что ты делаешь с машиной?»— «Машину катаю», — отвечает ребенок.
Логопед убирает картинку и показывает следующую предметную картинку с изображением яблока. «Что это?» — спрашивает логопед. «Это яблоко», — говорит ребенок. «Что ты делаешь с яблоком?» — спрашивает логопед. «Яблоко кушаю», — отвечает малыш. Логопед просит ребенка дать ему картинку. «На яблоко», — говорит ребенок и отдает картинку логопеду.
Так же обыгрываются остальные предметные картинки.
Лото «Нашиигрушки»1
Цель. Расширять и уточнять предметный словарь детей. Закреплять умение узнавать на картинках изображения знакомых игрушек, называть их полными словами. Обучать детей сопоставлению изображений на картинках.
1 Лото состоит из больших карт с изображением нескольких игрушек, знакомых детям (не более 3), и маленьких, карточек с изображением тех же игрушек (по 1 на каждой карточке).
Работать над формированием простой, нераспространенной фразы. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
Пособия. Большие карты лото и маленькие карточки (по 1 комплекту на каждого участника игры).
Ход занятия. Логопед обращается к детям: «Сейчас мы с вами будем играть». Раздает детям по 1 большой карте, предлагает каждому внимательно рассмотреть и назвать, что на них нарисовано. Взрослый помогает малышам, задавая вопросы: «Кто (что) это?» Дети должны назвать картинки полными словами. Когда все дети ответят, логопед берет 1 маленькую карточку, показывает ее всем и спрашивает: «Кто (что) это?» Дети называют: «Это машина». Логопед обращается к ребенку, у которого на большой карте есть машина, и спрашивает: «Саша, где у тебя машина?» Ребенок находит и показывает изображение, а логопед восклицает: «Вот машина». Ребенок повторяет фразу за логопедом. Взрослый говорит: «Саша, попроси у меня машину, скажи: дай машину». Ребенок повторяет. Логопед отдает картинку, говоря: «На машину», — и помогает ему найти и закрыть аналогичное изображение на его большой карте. При этом карточка кладется чистой стороной вверх. Такая же работа проводится по очереди со всеми остальными картинками.
После того как дети закроют все картинки на своих больших картах, логопед спрашивает у каждого из них: «Алеша, где у тебя спрятался мячик? Найди мячик». Каждый ребенок сам или с помощью взрослого находит изображение и переворачивает картинку рисунком вверх.
Когда все картинки перевернуты, логопед просит одного из детей: «Аня, дай мне куклу». Ребенок берет маленькую картинку с изображением куклы, отдает ее, повторяя за логопедом фразу: «//а куклу», Так вое дети по очереди отдают свои картинки. В конце занятия логопед просит каждого ребенка дать ему большую карту.
Вариант. Начало игры то же, что и на первом занятии, но после того как дети назовут картинку, которую им показывает логопед, он задает им вопрос: «У кого машина?» Ребенок, у которого есть изображение машины на большой карте, отвечает сам или повторяет за логопедом: «-У меня машина». Логопед говорит: «Попроси картинку, скажи: дай машину». Малыш повторяет фразу, получает картинку и закрывает изображение машины на своей большой карте. Так проводится игра со всеми картинками.
Дальнейший ход занятия и его окончание аналогичны первому занятию.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ Кубик — шарик
Цель. Учить детей фиксировать внимание на различных общих признаках формы. Знакомить с 2 простыми объемными формами: шарик, кубик,
Пособия. Однотипные кубики и шарики; детский поднос.
Ход занятия. Логопед показывает ребенку шарик и говорит: «Это шарик». Слово шарик произносит несколько раз, побуждая малыша к повторению. Дает ему шарик в руки и говорит: «На шарик». Учит ощупывать шарик, катает его по ладошке ребенка или между ладошками, давая ощутить, что шарик круглый, и приговаривает: «Шарик круглый, его можно катать*. Предлагает ребенку положить шарик на подносик и покатать, помогает выполнить действие.
Игра повторяется 3—4 раза.
Логопед показывает ребенку кубик, называет его: «Это кубик», — побуждая к повторению. Дает кубик в рукн, обращает внимание малыша на то, что у него есть уголки, предлагает ощутить их руками; кубик катать нельзя, из кубиков можно строить. Логопед дает ребенку еще 2 кубика, вместе с ним строит башню. Затем толчком разрушает башню, убирает 2 кубика. На столе остаются кубик и шарик на подносике. Логопед просит малыша показать, где каждый предмет, сопровождая действия словами: «Вот шарик. Вот кубик».
Игра повторяется 3—4 раза.
Разложи правильно
Цель. Фиксировать внимание детей на различии и тождестве форм, их словесном обозначении. Вводить в активный словарь слова кубик, шарик.
Пособия. Однотипные кубики, шарики, коробки.
Ход занятия. На столе стоят 2 коробки. В одной лежит кубик, в другой—шарик. Логопед берет из коробки кубик, говорит: «Это кубик». Кладет его в коробку. То же проделывает с шариком. Указывая на каждый предмет, взрослый спрашивает: «Нина, что это?» — побуждая ребен-
ка к произнесению слов кубик, шарик. В конце занятия логопед ставит перед ребенком коробку с шариками и кубиками, предлагает разложить их по коробкам, в одной из которых уже лежит кубик, в другой — шарик. «Положи шарики к шарику (показывает на шарик в коробке), кубики к кубику». Малыш выполняет задание путем зрительного соотнесения.
При выполнении задания логопед требует, чтобы ребенок называл раскладываемые игрушки.
ПОНЯТИЕ О ВЕЛИЧИНЕ
Большой — маленький
Цель. Формировать понятие о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь понятиями большой, маленький. Побуждать ребенка к повторению фраз за логопедом.
Пособие. 2 однотипных кубика, отличающихся величиной.
Ход занятия. Логопед ставит на стол 2 кубика. Обращает внимание ребенка на их различие: «Это большой кубик. Это маленький кубик. Покажи, где большой кубик?» Ребенок самостоятельно или с помощью логопеда показывает. «Дай мне большой кубик»,— просит логопед ребенка. Затем взрослый берет кубик и спрашивает: «Вова, какой это кубик: большой или маленький?» — побуждая малыша назвать величину предмета. Если ребенок не сможет ответить, логопед говорит: «Это большой кубик. Вова, скажи: это большой кубик». Ребенок повторяет.
Так же обыгрывается маленький кубик. Заканчивая занятие, логопед предлагает ребенку взять маленький кубик и поставить на большой.