Тамбовский вклад в русскую культуру

1. Развитие просвещения.Из курса краеведения вам уже известно, что при Г.Р. Державине в Тамбове и некоторых других городах губернии открылись народные училища. В 1801 г. в них обучалось 215 чел.

В 1802 г. в Тамбове был основан дворянский училищный корпус для детей бедных дворян. В его учебную программу входили грамматика, история, география, математика, физика, рисование, французский и немецкий языки, закон Божий, танцы. Лучшие ученики получали право без экзамена поступать в кадетские корпуса и университеты. В 1830 г. корпус был преобразован в кадетский, который готовил мальчиков для поступления в военные учебные заведения. Среди прочих здесь учился С.И. Мосин, изобретатель знаменитой винтовки-«трехлинейки», 50 лет состоявшей на вооружении русской и советской армии (фото).

В 1825 г. открылась Тамбовская мужская гимназия, в 1830-е – Александринский институт благородных девиц (2 фото).

Первый директором Тамбовской мужской гимназии стал князь Н.А. Цертелев, который достойно проявил себя как деятель просвещения. Впоследствии он служил попечителем Харьковского учебного округа, руководя работой всех государственных учебных заведений нескольких губерний России, в том числе и Тамбовской. В первой половине XIX в. в гимназии учились видные деятели русской науки, культуры, общественной жизни: религиозный мыслитель Н.Ф. Федоров; А.В. Вышеславцев, автор интересной книги о круго­светном путешествии и нескольких научных работ по истории живописи; историк, правовед, общественный деятель Б.Н. Чичерин;И.П. Минаев, первым в России начавший изучать древнеиндийский язык (фото или портреты в ряд).

В 1820-е гг. в городах губернии открылись уездные (трехклассные) и приходские (одноклассные) училища, в которых могли учиться дети из разных сословий. В 1858 г. было разрешено открывать женские школы. Первые из них открылись в городах Борисоглебске, Кирсанове, Козлове и Лебедяни.

В 1840-е гг. в больших селах были открыты школы для подготовки волостных писарей. В это же время открывались школы для детей государственных крестьян. К 1860-м годам их было уже около 110.

Но большинство населения края не испытывало нужды в знаниях. Даже дети священников не всегда хотели учиться. Тамбовский епископ Иона, подобно Петру I, запретившему дворянским недорослям, не получившим образования, жениться, в 1810-е гг. запретил венчать детей духовных лиц, не желавших учиться, ибо «оженившиеся не радят уже о совершенствовании себя в чтении и нотном пении».

Но надо учитывать, что знания люди могли получать не только в школах. В начале XIX в. в губернии стали появляться первые библиотеки. В 1810–1815 годах жители Моршанска могли брать для прочтения книги из «гражданской общественной библиотеки Градским Главою Петром Петровичем Тихоновым затеянной». В 1830 г. была основана Тамбовская публичная библиотека.

2.Становление медицины.В 1797 г. была образована губернская врачебная управа.

Первыми врачами-специалистами в крае были немцы по происхождению Шеффер, Лимнелиус, Гирш. В начале XIX в. в губернии насчитывалось около 50 лекарей и лекарских учеников. В 1830 г. для борьбы с эпидемией холеры в Тамбов прибыли врачи М.Я. Мудров и И.Я. Дядьковский. Усманский врач И.А. Венецкий выработал свой метод лечения холеры, известный как «метод Венецкого». Важную роль в развитии медицинской помощи сыграли врачи Э.Н. Фальк, Арнольди, устроивший водолечебницу в Козлове, Ф.Я. Новицкий и И.П. Потехин, применявшие кумыс для лечения больных туберкулезом легких, С.А. Баратынский (брат поэта Е.А. Боратынского), открывший в Кирсановском уезде амбулаторию.

К 1865 г. в губернии было 12 городских больниц на 447 коек. Самой крупной из них являлась губернская больница, основанная в конце XVIII в. В 1837 г. началось строительство нового здания больницы, которое сохранилось на территории современной областной больницы. В 1840 – 1850-е годах в «Больнице богоугодных заведений» начал свою лечебную деятельность самый знаменитый тамбовский врач Эдуард Христианович Икавитц(фото). При больнице стали готовить профессиональных фельдшеров и акушерок, работавших по всей губернии, была открыта аптека, ботанический сад и травник, позволившие на месте готовить лекарства (фото).

3. Тамбовские писатели.Самым знаменитым среди них стал представитель крупного тамбовского дворянского рода Евгений Абрамович Боратынский. (портрет) Он родился, провел детство и отрочество в имении Мара Кирсановского уезда. Став взрослым, поэт неоднократно возвращался на родину. Здесь легко писалось, спокойно жилось далеко от столичного шума, свет­ских сплетен и интриг. Тут были написаны стихотворения «Стансы», «Она», «Последняя смерть», «Песня», «Запустение», поэма «Наложница» и другие произведения. В историю русской Е.А. Боратынский вошел как автор красивых элегий, наполненных глубокими раздумьями. Его высоко ценил А.С. Пушкин, хвалили критики, восторгались современники-любители поэзии. Для нас, тамбовчан, он ценен и как певец не сохранившихся уже степных просторов:

Судьбой наложенные цепи

Упали с рук моих, и вновь

Я вижу вас, родные степи,

Моя начальная любовь...

В имении Мара часто бывала сестра брата поэта А.Д. Абамелек-Боратынская (портрет). Она прославилась переводами русских стихов во Франции и переводами на русский произведений Гёте, Гейне, Байрона.

В 1818–1823 годах в своем тамбовском имении Большой Избердей жил известный уже в столице литератор С.П. Жихарев (портрет). Здесь он занимался переводами, писал мемуары. Его «Дневники» через много лет были изданы под названием «Записки современника».

В середине XIX в. широко известен был поэт и переводчик Н.М. Сатин (портрет), выросший на тамбовской земле и назвавший одно из стихотворений «Ritter aus Tambow» («Рыцарь из Тамбова»).

В 1850-е гг. редактором «Тамбовских губернских ведомостей» служил переводчик П.И. Вейнберг. (портрет) Публикуясь в столичных журналах, он не раз подписывал стихи и переводы псевдонимом «Гейне из Тамбова».

Тамбовская действительность вдохновляла и крупнейших русских поэтов и писателей, бывавших здесь эпизодически или знавших о тамбовском крае от своих знакомых. Мы уже упоминали о том, что М.Ю. Лермонтов написал поэму «Тамбовская казначейша». Она содержит столь достоверные описания города, что позволяет предполагать пребывание поэта в Тамбове. Не раз бывал в Тамбовской губернии помещик соседней Орловской губернии И.С. Тургенев. Наиболее известен его рассказ «Лебедянь», содержащий описание знаменитой конской ярмарки. В произведениях Тургенева «Странная история», «Затишье», «Несчастная» действие происходит на тамбовской земле.

4. Музыкальная жизнь.В первой половине XIX в. тамбовская образованная публика проявляла большой интерес к музыке. Во многих городских домах и сельских имениях тамбовских дворян устраивались музыкальные спектакли. В Тамбове крупные концерты проходили в городском клубе, залах Дворянского собрания и института благородных девиц. На них играли симфонический оркестр под управлением Ф.Н. Беттева, оркестр С.М. Лиона, пел крестьянский хор Ю.Н. Голицына (портрет). В конце 1850-х годов труппа из Милана дала в Тамбове знаменитые оперы Дж. Верди «Риголетто» и «Трубадур».

В имениях А.Н. Верстовского (Козловский уезд) и Голицына (Усманский уезд) звучали крепостные оркестры и хоры. В семьях Боратынских и Кривцовых в Кирсановском уезде проходили вечера камерной музыки.

Родившийся и живший в детстве в имении Новомихайловка Козловского уезда Алексей Николаевич Верстовский стал знаменитым композитором (портрет). Он был основоположником русской романтической оперы, классиком отечественного водевиля, создателем жанра баллады-кантаты. Наиболее известна его опера «Аскольдова могила».

5. «Культурные гнезда» Тамбовщины. Многие произведения культуры создавались в тамбовских дворянских имениях. Некоторые из этих усадеб стали знаменитыми культурными центрами, в которых жили и бывали многие деятели культуры. Эти имения иногда называют «культурными гнездами». В первой половине XIX в. наиболее крупным «культурным гнездом» губернии была усадьба Боратынских Мара (вид).

Упоминавшееся уже имение Знаменскоеславилось не только богатством, но и своими обитателями. В имении Загряжских в 1812 г. родилась будущая жена А.С. Пушкина Н.Н. Гончарова (портрет). Здесь многократно бывала авторитетная придворная дама Н.К. Загряжская, чьи рассказы о временах Екатерины II очень любил А.С. Пушкин (портрет). Наездами в имении жил муж одной из владелиц С.И. де Местр (урожденной Загряжской) известный писатель, француз по национальности, Ксавье де Местр. Владелец имения Сергей Григорьевич Строганов сам был видным деятелем культуры. Он являлся попечителем Московского учебного округа, основателем художественного училища, председателем Московского общества истории и древностей российских (портрет). Памятником истории и культуры остался сохранившийся в Знаменке дворец Строгановых (вид или фото).

Знаменитым культурным центром губернии в первой половине XIX в. являлось также имение В.Н. Воейковой, жены генерала-героя 1812 г. А.В. Воейкова, который после заграничного похода 1814 г. вышел в отставку и навсегда поселился в Ольшанке (ныне Уваровский район), занявшись здесь поэзией. В.Н. Воейкова на свои средства построила в имении Воскресенскую церковь, которая сохранилась до наших дней и является одним из выдающихся и редких памятников архитектуры (фото). Воейковы собрали знаменитую библиотеку, которую их потомки в конце столетия подарили обществу народных чтений. Впоследствии это собрание старинных книг поступило в областную научную библиотеку им. А.С. Пушкина.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.Какие учебные заведения появились в Тамбовской губернии в конце XVIII-первой половине XIX веков? Как вы считаете, отвечали ли они потребностям тогдашнего провинциального общества в образовании?

2. Почему некоторые дворянские имения XIX в. называют «культурными гнездами»? Приведите примеры таких культурных гнезд.

3. Кто из крупных деятелей литературы и искусства первой половины XIX в. был связан с Тамбовщиной? Постарайтесь выяснить, увековечена ли каким-то образом память об этих людям в Тамбове или других населенных пунктах области?

Отмена крепостного права

1. Губерния накануне реформ.Тамбовская губерния была одним из тех районов, где признаки кризиса, отживания крепостного права проявились весьма отчетливо. По численности крепостных (более 350 тыс. душ) губерния первенствовала в России. Положение их становилось бедственным. Душевой земельный надел крестьянина во многих уездах едва достигал минимально необходимых 3-3,5 дес.

Некоторые помещики переводили своих крестьян на положение дворовых, которые не имели наделов земли. В 1850-е годах число дворовых на Тамбовщине выросло на 10 тыс. чел. Очень много дворни обслуживало дворян-помещиков в городских усадьбах.

Большинство тамбовских крестьян оставалось на барщине. Им не хватало времени на собственное хозяйство. Из-за занятости на барских работах на один крестьянский двор приходилось в среднем по 0.7 взрослых мужских и женских работников. Поэтому в семьях помещичьих крестьян рано начинали работать дети и долго продолжали трудиться старики.

Трудное положение толкало крестьян на борьбу с помещиками. Отдельные крестьянские волнения получали большой размах и отличались упорством. Многие крепостные не хотели воли на невыгодных для них условиях. Свыше 1000 крестьян помещика Голицына (Усманский уезд) в 1857 и 1859 годах обращались к министру внутренних дел и царю Александру II с просьбой запретить увольнение их из крепостного состояния без земли. В 1858 г. около 1,5 тыс. крестьян помещика Бахметьева в Елатомском уезде сместили ненавистного управляющего. Участились случаи отказа выполнять барщину.

Вместе с тем, крестьянские выступления в Тамбовской, как и в других губерниях, оставались стихийными и разрозненными. Крестьяне наивно надеялись на улучшение их жизни властями, писали прошения губернатору, в правительственные учреждения, самому царю, моля защитить их от произвола помещиков.

Некоторые тамбовские дворяне выступили со своими проектами освобождения крестьян. В части проектов предлагалось оставить землю за помещиками, а если и наделить ею крестьян, то за большой выкуп. Герценовский «Колокол» писал об одном из таких реформаторов, члене Тамбовского губернского комитета по крестьянским делам Г.Б. Бланке: «Он гораздо более способен к составлению нового проекта об угнетении негров, чем к тому, чтобы в Тамбовском комитете замолвить доброе слово в пользу крестьян».

Но нельзя сказать, что все тамбовские помещики при подготовке отмены крепостного права думали только о своих интересах. Члены Тамбовского губернского комитета по крестьянским делам, как и помещики большинства губерний, предлагали при освобождении крестьян на волю наделить их пахотной и сенокосной землей. Тамбовский комитет в числе немногих предложил еще присоединять к наделу крестьян и выгон.

2.Тамбовское крестьянство и царский указ.Царский манифест об освобождении крестьян был доставлен в Тамбовскую губернию в начале марта 1861 г. и оглашен в помещичьих имениях полицейскими чинами (фото). Некоторые тамбовские крестьяне так же, как жители села Бездна исотен других сел России, не верили в подлинность указа об отмене крепостного пра­ва. На сходе в селе Бокино под Тамбовом крестьянин Ефимов заявил, что мы «будем ждать новой царской воли». В село Вячка Кирсановского уезда, где бывшие крепостные отказа­лись работать на помещика, примчался генерал из царской свиты в сопровождении солдат. Крестьяне отказались собрать­ся на сход. Тогда их согнали силой и на глазах у всех высекли розгами «зачинщиков» неповиновения.

Многие крестьяне Кирсановского и Моршанского уездов приняли участие в большом восстании в селе Кандеевка сосед­ней Пензенской губернии (картина). Посланный на подавление генерал Дренякин сообщал царю: «Крестьяне с криками: «Воля! Воля!» развозят по селениям красное знамя, оскорбляют свя­щенников, бьют старшин... кричат: «Земля вся наша! На об­рок не хотим, работать на помещика не станем». Генерал окружил Кандеевку войсками и после отказа кре­стьян на уговоры подчиниться помещичьей власти дал приказ открыть огонь по собравшейся толпе. Но даже при стрельбе толпа не сдвинулась с места и кричала: «Все до одного умрем, но не покоримся». Лишь атака войск и захват нескольких сотен восставших заставили крестьян побежать в поле, а ночью разойтись по своим селам.

И все-таки такие решительные формы протеста были единичными. Многие крестьянские общины просто отказывались подписывать уставные грамоты (фото первого листа). Крестьяне ожидали, что через 2 года, когда закончится их составление, будет объявлена «настоящая воля». К началу 1863 только одна треть введенных в действие уставных грамот в Тамбовской губернии была подписана крестьянами.

3.Условия освобождения. Главным результатом реформы 1861 г. для крестьян стало получение ими личной свободы и экономической самостоятельности. Многие недавние крепостные начали заниматься предпринимательством, переселяться в города, пополняя не только число наемных промышленных, торговых, транспортных рабочих, но и самостоятельных ремесленников, торговцев, служащих различных учреждений. Да и в сельской местности крестьяне во многом сами могли распределять время и силы для работы на земле и в домашних промыслах или отхожих заработках.

По условиям реформы, тамбовские крестьяне в разных уездах должны были получить 3-5,5 десятины земли на одну мужскую душу, за что заплатить 8-9 рублей оброка с души или до уплаты оброка отработать каждой семейной парой 40 мужских и 30 женских дней на барщине.

Намеченный земельный надел, который в расчете на средний крестьянский двор составлял 12-14 дес., был достаточным для нормального ведения сельского хозяйства в наших природных условиях.

Большая часть бывших тамбовских крепостных получила именно такие наделы. Но у части крестьян лишние, по нормам реформы, земли были отрезаны. «Отрезки» составили около 20% дореформенных земельных наделов помещичьих крестьян. При этом большинство крестьян не возмущалось потерей земли (она ведь была раньше не их, а выделенной помещиком). Чаще звучали протесты против перевода их дворов на новое место в имении, где земля и другие природно-хозяйственные условия казались крестьянам хуже.

Не возмущались особо крестьяне и временным сохранением барщины, размерами оброчных платежей. Недовольны были только крестьяне тех сел, которые имели дополнительные заработки от торговли или ремесел и с которых помещики хотели получать повышенный оброк.

Главная же беда оказалась в том, что инициаторы реформы не учли очень быстрый рост численности крестьянства в Тамбовской и других земледельческих губерниях в 1860-1870-е годы. Как мы уже писали, нераспаханных земель здесь было уже мало. Через 25-30 лет после от­мены крепостного права, когда подросло новое поколение де­ревенских жителей, его надо было наделять землей, а земельных угодий оста­валось почти столько же, что и в 1861 г. Как писал современник, в Моршанском уезде «повсеместно крестьяне заявляют, что от собственного надела им прокормиться нельзя и многие покупают хлеб на продовольствие семейств или с пасхи, или с масленицы, или с рождества, а иные с зимнего Николина дня (6 декабря по старому стилю) или даже Покрова (1 октября по старому стилю)».

Организаторы реформы не могли предвидеть и того, что через 20 лет после отмены крепостного права в большей части губернии станет заметным истощение черноземных почв, которые тамбовские крестьяне пахали более 100 лет без применения удобрений. Так что по условиям реформы 1861 г. крестьяне получили не только мало земли на перспективу, но и земли уже не очень плодородной.

Тамбовские помещики выполнили свое обещание, данное накануне реформы, и выделили крестьянам выгоны для скота. Однако через несколько лет после 1861 г. крестьяне стали распахивать выгоны под недостающие полевые угодья. Если учесть, что по условиям реформы в большинстве уездов губернии крестьяне получили сравнительно мало сенокосов, можно понять, что в итоге в 1860-1870-е годы ухудшились условия для крестьянского животноводства.

После отмены крепостного права большинство тамбовских помещиков разрешило крестьянам пользоваться реками, озерами, прудами как водопоями для скота. А вот право рыбной ловли в этих водоемах почти во всех имениях губернии оставалось за помещиком. Чтобы половить рыбу, крестьяне должны были как-то отработать в хозяйстве барина или заплатить деньги.

Наиболее сложно обстояло дело с наделением крестьян лесными угодьями. В Тамбовской губернии, как мы уже писали, значительную территорию занимала степь. Поэтому многие помещиками не владели лесами и просто не могли выделить крестьянам такие угодья. Там же, где леса были, по условиям реформы они почти всегда оставались за помещиками. Известны единичные случаи, когда лес остался в общем пользовании владельца и крестьян. Доступность лесных угодий для крестьян после 1861 г. резко сократилась. За пользование лесными материалами, заготовку дров в помещичьих лесах крестьяне должны были отрабатывать или платить деньги.

Тяжелым бременем легли на крестьян выкупные платежи. 300 тысяч бывших тамбовских крепостных в итоге заплатили государству и помещикам 50 млн руб. «дани» за освобождение. Размеры выкупа в 3 раза превышали рыночную стоимость земли.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Подтвердите фактами, что к середине 50-х годов XIX в. обозначился кризис крепостного строя.

2. Почему крестьяне многих сел Тамбовщины не хотели верить в подлинность содержания Манифеста 19 февраля 1861 г.?

3. Что дала тамбовским крестьянам отмена крепостного права? Можно ли согласиться с мнением о том, что реформа 1861 г. носила грабительский по отношению к ним характер? Свое мнение обоснуйте.

4. Почему лет через 20-30 лет после освобождения крестьян условия их существования ухудшились?

Наши рекомендации