Теория центральных мест В. Кристаллера и А. Лёша
Разработка этой теории связана с именами немецких ученых Вальтера Кристаллера и Августа Лёша. В 1933 г . была опубликована работа Кристаллера "Центральные места в Южной Германии". В ней выявлены пространственные закономерности размещения городов, знание которых необходимо для улучшения территориальной организации общества и совершенствования административно-территориального деления Германии. Под центральным местом понимается крупный город, центр для всех других населенных пунктов данного района, обеспечивающий их главными товарами и услугами. Исследуются мельчайшие ячейки расселения, которые, как допускает Кристаллер, существуют совершенно равномерно и образуют правильные треугольные сети. Он писал: "Я соединял на карте прямыми линиями города одинаковых размеров... При этом карта заполнялась треугольниками, часто равнобедренными; расстояния между городами одинаковой величины были приблизительно равны и образовывали шестиугольники. Я установил, что в Южной Германии маленькие города очень часто и очень точно расположены на расстоянии 21 км один от другого... Я прежде всего создал, как теперь говорят, абстрактную экономическую модель, хотя в действительности ее нигде нельзя встретить в чистой форме. Горы, различия в почвах, разная плотность населения, историческое развитие и политические факторы вносят отклонения в эти модели".
При заданном равномерном распределении населения равномерно распределены и зоны сбыта, имеющие форму правильных шестиугольников (рис. 8.4), чем обеспечивается наименьшие среднее расстояние для поездок покупателей в центр, где производятся покупки. У любого центра всегда находится зависимое от него одинаковое количество поселений (k), занимающих более низкую иерархическую ступень. В качестве примера можно рассмотреть случай, когда иерархический ряд включает города, поселки и деревни при k – 7. Вокруг каждого города будет расположено 6 поселков (7-й – сам город), а вокруг каждого поселка – 6 деревень. В результате вокруг высшей (в данном случае) степени иерархии – го́рода – будут находиться 6 поселков и 36 деревень. Из этих положений В. Кристаллер делает вывод, что система иерархии от ступени к ступени отвечает правильной геометрической прогрессии. Например, при k = 8 в сфере влияния каждой деревни должно быть 7 поселений, в сфере влияния каждого поселка – 49 поселений, в сфере влияния каждого города – 343 поселения.
Рис. 8.4. Рыночные зоны (по В. Кристаллеру)
Для объяснения формирования разных уровней услуг Кристаллер вводит понятие "радиус реализации услуг и товаров",который будет различен для рыночных зон различной иерархии. Например, начальное образование можно получить в деревне; для получения среднего образования необходимо учиться в школе, расположенной в поселении; для того чтобы получить среднее специальное образование, надо учиться в поселке; окончить высшее учебное заведение можно только в городе. При этом по мере продвижения вверх по лестнице образования число учебных центров уменьшается, а количество обучающихся растет. В. Кристаллер делает вывод, что существует нижний предел, вне которого приток потребителей слишком мал, чтобы оправдать деятельность предприятия. Если, например, нижний предел для данного вида деятельности равен 34 при k = 7, то предприятия этого типа можно размещать не в деревнях, а в поселениях и более крупных населенных пунктах.
В. Кристаллер устанавливает три возможных варианта определения размеров k.
1. Ориентация на сбыт. Если источник снабжения товарами или предоставления услуг, производящимися в центральных местах, должен находиться на минимальном расстоянии от зависимых мест, то целесообразна иерархия k = 3, так как в этом случае максимизируется число центральных мест и связи существуют только с двумя из ближайших пунктов (третий – сам центр), что приведет к симметричной гнездовой иерархии.
2. Ориентация на транспорт. При больших транспортных издержках целесообразна иерархия k = 4, так как наибольшее число центральных мест будет расположено на одной трассе, соединяющей более крупные города, что обеспечивает самые низкие издержки на сооружение и эксплуатацию дорог. При этом связи будут установлены только с тремя из шести зависимых мест, что даст иную схему гнездования.
3. Административная ориентация. Для осуществления четкого административного контроля, как считает В. Кристаллер, целесообразна иерархия, основанная на k = 7, при которой центральное место связано со всеми шестью ближайшими зависимыми местами.
В результате проведенного исследования В. Кристаллер выявил ряд пространственных закономерностей.
1. Группа тождественных центральных мест имеет шестиугольные дополняющие районы (т.е. территории, обслуживаемые центральными местами), а сами центральные места образуют правильную треугольную решетку. Это обеспечивает оптимальное перемещение потребителей товаров и услуг, оптимизацию рыночной, транспортной инфраструктур и административного устройства.
2. Идеальное размещение населенных пунктов может существовать только на абстрактной территории – однородной равнине с одинаковой плотностью и покупательной способностью населения, равномерным размещением ресурсов, одинаковым транспортным сообщением. При этом предполагается также, что покупка и предоставление центральных товаров и услуг осуществляется только в ближайшем центральном месте и не одно из центральных мест не получает дополнительной прибыли.
Работа В. Кристаллера подвергалась многочисленной критике, связанной с тем, что нигде на Земле не существует идеальной гексагональной (шестиугольной) решетки. Однако его построения имеют большое значение для сопоставления реальных и абстрактных моделей размещения населенных пунктов, что позволяет прогнозировать будущие изменения системы расселения. Они необходимы также для решения практических задач географии непроизводственной сферы.
Развитием теории центральных мест стали работы А. Лёша, в которых представлена более сложная модель размещения населенных пунктов, максимально приближенная к реальности. А. Лёш считает, что по мере роста с расстоянием транспортных издержек цены на товары и услуги в периферийных частях рыночных зон повышаются, а спрос падает. В результате этого образуется "конус спроса" – радиус зоны сбыта товаров и услуг центральных мест, нижний предел которого определяется пороговым значением рынка, верхний – расстоянием, на которое целесообразно сбывать товар (рис. 8.5). При помощи расчетов А. Лёш доказывает, что при полном делении территории на рыночные зоны и прямой линии спроса (PF) суммарный объем конусов спроса максимален, когда их основания имеют шестиугольную форму.
Рис. 8.5. Конус спроса с шестиугольным основанием (по А. Лёшу):
PQ – размер спроса в центре рыночной зоны; PF – направление понижения спроса и роста цен; FQ – расстояние до центрального места
Добиваясь совпадения максимально возможного числа центров при k = 3, k = 4, k = 7 (оптимизируя, таким образом, сразу рыночную, транспортную и административную структуры), А. Лёш вращает наложенные друг на друга рыночные зоны разных размеров вокруг центрального места. Вращаемые районы он именует "экономическими ландшафтами". В результате выделяются 6 секторов "богатых" и 6 "бедных" населенными пунктами. При таком размещении, по мнению А. Лёша, суммарное расстояние между населенными пунктами минимизируется, а ассортимент товаров и услуг, которые можно приобрести на месте, расширяется. При этом в пределах секторов с большим числом населенных пунктов их размеры возрастают по мере удаления от главного города, и малые населенные пункты расположены примерно на полпути между двумя более крупными.
Модель А. Лёша по сравнению с построениями В. Кристаллера отличается большей гибкостью, вытекающей из допущения, что значения k могут свободно меняться. Из этого следует, что центральные места образуют почти непрерывную последовательность центров, а не строгую вертикальную иерархию, как у В. Кристаллера. Поэтому поселения более высокого ранга не обязательно выполняют все функции, характерные для мест низшего ранга, а населенные пункты с равным числом функций не всегда осуществляют одни и те же функции.
Несмотря на известную абстрактность построений В. Кристаллера и А . Лёта, их работы сыграли большую роль в развитии теоретических и методологических основ современной географии. Как отмечает Ю. Г. Саушкин, главная заслуга этих авторов заключается в попытке открыть закон взаимного пространственного размещения населенных пунктов и, познав объективный закон, применить его на вновь осваиваемых территориях. Этим они открыли путь к исследованию территориальных систем населения и непроизводственной сферы и способствовали широкому применению математических методов в экономической и социальной географии.
16. Город как система.
Современная наука рассматривает город как систему в большой системе городов, а еще шире – в территориальных социально-экономических системах расселения. Город, будучи сложной системой, включающей подсистемы населения, производства, транспорта, сферы обслуживания, культуры и др., одновременно является элементом в системе более высокого ранга. Это его двуединство очень емко сформулировал еще в 1964 г. американский географ Б. Берри в известной работе "Города как системы в системах городов". Такое системное видение города позволило значительно углубить и расширить не только изучение этого многогранного объекта, но и по-новому взглянуть на него представителям градостроительной практики.
Город – интеграл человеческой деятельности, средоточие разнообразных видов выполняемых им функций, которые определяют "лицо" города. Обычно функции подразделяют на экономические (промышленные, транспортные, торгово- распределительные, снабженческие) и неэкономические (административно-политические, культурные, научные, организационные).
Среди функций города выделяют также градообразующие и градообслуживающие. Деятельность города по обслуживанию внегородских связей – экономических, культурных, административных, научных и других направленных на выполнение основных задач данного города в районном или общегосударственном масштабе–называют градообразующей, а удовлетворяющую
потребности самого города (в том числе промышленные и транспортные)
– градообслуживающей. Конечно, иногда трудно выделить каждую из функций в "чистом виде", так как одни и те же функции могут быть и градообразующими и градообслуживающими. Тем не менее, при некоторой условности выделение градообразующих функций (определяющих, по удачному выражению Ж. Тибо, "профессию" каждого города) и выявления их соотношения, т.е. структуры функций - необходимое и важное звено исследования географии городов.
Города разделяются на моно- и полифункциональные. Первые, особенно в России - это преимущественно небольшие поселения курортного, научного, промышленного профиля и т.д., а также города - районные центры.
Среди полифункциональных городов наиболее полным набором функций и мощным их развитием выделяются помимо Москвы и Санкт-Петербурга также межрегиональные (например, Самара, Екатеринбург, Новосибирск) и некоторые областные и краевые центры. Чем крупнее город как экономический центр, тем шире его база и возможности для развития науки, культуры, образования и тем больше организационное влияние он способен оказывать на окружающую территорию и развивать у себя весь комплекс функций.
Функциональная структура активно влияет на многие черты города, в первую очередь на численность и динамику его населения. Существует прямая зависимость между количеством и масштабами функций города и численностью его населения. Как правило, многофункциональные города отличаются большой людностью и более быстрым ростом населения. Функциональная структура города влияет на половозрастной и профессиональный состав населения, его образовательный уровень, образ жизни и т.д. Например, в городах с преобразованием "мужских" отраслей (металлургия, химическая, горнодобывающая промышленность) среди населения высока доля мужчин молодых возрастов; в текстильных центрах, наоборот, преобладают женщины.
Одно из фундаментальных понятий при исследовании городов – экономико-
географическое положение (ЭГП). Можно выделить следующие существенные черты
ЭГП:1).историзм (изменение во времени); 2) уникальность, индивидуализирующая характеристику города; 3) тесная связь с окружением (город как бы "вырастает" из территории); 4) взаимосвязанность макро–, мезо–, и микроположения города; 5) особое значение макроположения для потенциала роста города; 6) тесная связь микроположения с планировочными и инженерными факторами, определяющими возможности территориального развития города
Внимательное изучение ЭГП каждого города дает возможность понять, почему он возник именно в данном месте, каковы у него местные условия для дальнейшего развития - благоприятные или неблагоприятные. Такого рода анализ отдельных городов имеет важное значение для принятия градостроительно-планировочных решений и выявления перспектив развития, а также оценки исторической ретроспективы развития конкретного места (точки или района).
Многочисленные примеры указывают на "живучесть" городов в некоторых географических точках, в которых города возникали снова и снова после войн, разрушений и, казалось бы, даже полного уничтожения. Таковы Карфаген, разрушенный римлянами, и современный Тунис рядом с ним; Вавилон-Селевкия-Ктесифон-Багдад, древние столицы вавилонских царей, эллинских диадохов, затем арабского халифата и, наконец, современного Ирака, выраставшие каждая поблизости от руин своей предшественницы; в бывшем СССР Тбилиси, Ереван, Самарканд, Севастополь и многие другие города, рядом или под которыми сохранились следы исчезнувших древних, нередко очень больших, поселений.
Одним из важных разделов изучения городов является их классификация и типология. Под классификацией обычно понимают распределение городов по какому-либо признаку или их сочетанию. Типология – выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причем эти типы не обязательно образуют некий непрерывный ряд, в котором нарастает величина показателей и учтены все разновидности поселений, как при их классификации. Таким образом, эти задачи близки и взаимосвязаны, но не тождественны. Типология – более высокий уровень обобщения, позволяющий дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию их развития.
Наиболее часто используются классификации городских поселений: 1) по величине (численности населения, или людности); 2) функциям; 3)степени участия в территориальном разделении труда; 4)происхождению; 5) их ЭГП.
Классификация городов по величине имеет широкое применение. От величины города зависят многие его признаки – темпы роста, элементы демографической, функциональной и планировочной структуры и т.д. В зависимости от численности населения в официальных статистических источниках и градостроительной практике выделяются следующие группы городов: малые до 20 тыс. жителей, средние – 20 – 100 тыс., крупные –
100 – 500 тыс., крупнейшие – 500 тыс. жителей и выше, наконец, города – миллионеры. Возможны, конечно, и другие подходы, тем более, что эти "пороги" изменяются во времени. Важным является рубеж в 100 тыс. жителей, после которого, особенно в условиях России, городское поселение становится относительно полноценным городом, а затем в 1 млн. жителей, когда города образуют крупнейшие агломерации. При группировке городов по величине классификация в известной мере совпадает с типологией: можно говорить о малых, больших, городах–миллионерах как об определенных типах поселений.
Классификации и типологии городов по функциям отражают их наиболее важные особенности. Существуют различные варианты таких схем, предложенные российскими и зарубежными авторами в 40–60-х годах и имеющие много общих черт. По преобладанию и сочетанию различных функций можно выделить пять основных типов города.
1. Многофункциональные, сочетающие административно–политические, культурные и экономические функции градообразующего значения с развитой промышленностью и транспортом. Обычно это крупные города, являющиеся важными районообразующими центрами с широкими и разнообразными связями.
2. Города с резким преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения. Схематично этот тип городов можно разделить на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные.
3. Города с преобладанием административных, культурных и обслуживающих функций. Обычно это небольшие поселения – местные центры административных районов с развитыми организационно-хозяйственными видами деятельности.
4. Города–курорты.
5. Города науки.
Для объективного выделения функциональных типов городов по составу их функций пользуются обычно данными о распределении занятого населения по отраслям и видам деятельности, разделяя при этом работающих в градообразующей и градообслуживающей сферах деятельности и анализируя структуру первых.
По степени участия в территориальном разделении труда выделяют города, участвующие преимущественно в местных связях (они обслуживают небольшие территории и являются местными центрами), во внутрирайонном, межрайонном, международном разделении труда. Эти различия отражают масштабность градообразующих функций, выполняемых городом. Для классификации городов их разделяют по времени и причинам возникновения, а так же учитывают степень сохранения различных черт в современной планировке и облике города. Такая классификация важна, например, для решения ко планировочных проблем.
И, наконец, наиболее сложная и пока наименее разработанная типология городов по их экономико-географическому положению, которая позволяет определить направления будущего развития города путем оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от ЭГП выделяются различные типы городов , например, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск), крупных добывающих районах (Донецк, Шахты, Рудный) районах с развитой обрабатывающей промышленностью (Ярославль, Иваново, Серпухов), районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь).
Изучение функциональной структуры городов, их ЭГП, места в территориальном разделении труда, связей позволяет понять роль городов в качестве опорных элементов систем расселения разного типа и ранга, которые формируются в ходе эволюции урбанизации и развития различных видов деятельности. Именно увеличение разнообразия и устойчивости связей, их "мощности", территориальной протяженности способствует развертыванию крупного города в агломерацию, формированию обширных урбанизированных районов и зон.
Связи между городами и другими поселениями, объединяющие их в систему, можно выделить в следующие основные группы:
1. Трудовые связи в виде ежедневных или периодических поездок из одного поселения в другое имеют исключительно большую системообразующую силу. Их отличительные особенности – сравнительно небольшая протяженность (до 1,5 часов в один конец), причем расстояния, на которые действуют эти силы притяжения, зависят от уровня развития транспорта. Для локальных систем расселения значение трудовых связей особенно велико.
2. Производственные (главным образом внешние) связи расположенных в городе предприятий по сырью, полуфабрикатам, производственной инфраструктуре. Одновременно с комбинированием и комплексированием производства в пределах промышленного узла увеличиваются и дольние производственные связи. Они особенно характерны для крупнейших специализированных предприятий общегосударственного масштаба, таких как ВАЗ (Тольятти) или КамАЗ (Набережные Челны), которые связаны с сотнями разбросанных пор всей стране и за ее пределами "смежников" по получению и отправке полуфабрикатов, готовых деталей, узлов, агрегатов.
3. Организационно-хозяйственные связи по управлению, руководству предприятиями, их финансированию, проектированию. Роль этих связей особенно заметна в сельской местности. В пределах крупных производственных объединений или фирм производственное кооперирование предприятий содействует образованию специализированных ("ведомственных") систем поселений. Также возникают линейные системы железнодорожных поселков.
4. Административные связи по линии органов власти носят обычно иерархический характер от центров низших рангов до высших (сельский совет – район – область и т. д.).
5. Связи по обслуживанию населения (культурно-бытовые, рекреационные, деловые) обычно не замыкаются внутри данного поселения, они многогранны и поэтому могут играть значительную роль в формировании территориальных систем и их центров (как базовых для культурно-бытового и другого обслуживания и центров культуры в широком смысле).
6. Информационные связи в виде потока информации между поселениями, которые на современном этапе растут особенно быстро, становятся все более важными системообразующими факторами. Они определяют центральное значение, социально-культурный потенциал крупных городов в системах расселения.
Таким образом, существует целый ряд специализированных систем поселений, и каждая из них входит в ту или иную систему расселения.
Можно выделить следующие основные категории систем расселения: 1) локальная интегральная система расселения; 2) иерархически построенная система городов – центральных мест, которая осуществляет всестороннее обслуживание населения и хозяйства окружающих районов; 3) отраслевые производственные системы; 4) интегральная региональная система городов; 5) общегосударственная система крупных центров.
Таким образом, город участвует как элемент самых различных территориальных систем. Это во многом определяет трудности управления городом, связанные с его сущностью как сложной системы, функционирующей в территориальных социально- экономических системах более высокого порядка.
17. Районная планировка
Градостроительным кодексом Российской Федерации понятие «территориальное планирование», как первая фаза градостроительной деятельности, является прямым аналогом общемирового процесса «пространственного планирования», который предполагает создание в конкретных национальных масштабах правового поля и системы управления эффективным и устойчивым природопользованием, размещением и развитием элементов отраслевой структуры экономики, сети населенных мест, инженерно-транспортного и энергетического обеспечения территорий.
Включение России в этот расширяющийся глобальный процесс, отражающий уровень озабоченности ведущих мировых держав проблемами устойчивого и экологически сбалансированного развития, открывает хорошие перспективы интеграции страны в общепланетарную систему разделения труда на основе эффективности использования имеющихся природных и социальных преимуществ и ресурсов государства.
Таким образом, территориальное (пространственное) планирование выступает в виде средства обеспечения эффективного и устойчивогосоциально-экономического развития России, которое предполагает последовательную трансформацию пространственной организации и отраслевой структуры экономики страны. Несоответствие пространственной организации России требованиям рыночной экономики фактически оказалось одной из основных причин острого системного кризиса переходного периода 90-х годов прошлого века.
Территориальное планирование, следовательно, выступает как важнейшая функция государственного управления на федеральном и региональном уровнях и является приоритетной стратегической задачей местного самоуправления.
Пространственное устройство страны в целом, отдельных регионов и населенных мест, обуславливает отраслевую структуру национального хозяйства, затратность ВВП и степень интеграции Российской Федерации в мировую экономику. В то же время пространственное планирование играет роль государственного обеспечения конституционного права граждан России на здоровую и безопасную среду обитания, иныхимущественных прав и экономических свобод населения.
Острая необходимость ускорения темпов социально-экономического развития определяет актуальность разработки национальной стратегии пространственного переустройства страны на базе углубления рыночных механизмов и комплексного использования следующих ресурсов роста:
- выгод и преимуществ геополитической макроэкономической ситуации;
- природного, научно-технологического, производственного, инвестиционного, социального и экологического потенциалов;
- созданной материально-технической базы гражданского, производственного, транспортного, энергетического, коммунального и оборонного назначения.
Цель разработки стратегии пространственного переустройства страны заключается в определении основных направлений государственной поддержки развития отраслей национального хозяйства, размещения производительных сил, задач федеральных и региональных органов управления по эффективной пространственной организации подведомственной материально-технической базы и расселения, а также в установлении необходимых и обоснованных объемов и приоритетов развития территориальной, отраслевой структуры и основных фондов национального хозяйства, обеспечивающих реализацию государственных функций и задач, в том числе основных параметров и показателей градостроительного и социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
В процессе разработки стратегии пространственного переустройства страны должны быть решены следующие задачи:
- определения роли Российской Федерации в территориальной организации мировой экономики, установления необходимого и достаточного уровней пространственного распределения национального достояния, требований и параметров устойчивого социально-экономического развития страны;
- проведения комплексного анализа природно-ресурсного и социального и экономического потенциалов страны, их регионального распределения, определения эффективного использования основных фондов различного назначения и степень допустимого экологического воздействия на окружающую среду в различных природно-хозяйственных зонах, выделения приоритетов регионального социально-экономического развития;
- разработки комплексных схем пространственного устройства (территориального планирования) Российской Федерации, отдельных природно-хозяйственных зон и регионов, связанных с территориальным обеспечением государственных функций федерального и регионального уровней, сохранением экологического равновесия и ведением рационального природопользования, оздоровлением окружающей среды, поддержанием обороноспособности, экологической независимости, социально-политической стабильности, продовольственной безопасности, государственной целостности, транспортно-коммуникационной связности и устойчивости систем расселения, оптимизацией численности и распределения населения, административно-территориальной организации страны.
Стратегия пространственного переустройства Российской Федерации сможет ответить на поставленные задачи, если будет состоять из ряда комплексных документов:
- Генеральной схемы пространственного планирования и расселения на территории Российской Федерации;
- Комплексных схем территориального планирования и расселения отдельных природно-хозяйственных зон и субъектов Российской Федерации.
Результаты разработки стратегии пространственного переустройства страны должны дать возможность Правительству Российской Федерации определить на прогнозируемый период основные параметры федерального бюджета, плановые показатели для отраслей экономики и социальной сферы, установить национальные инвестиционные приоритеты и задания социально-экономического роста для субъектов Российской Федерации, содержание межбюджетных отношений, структуру и региональные особенности налоговой политики, необходимые экологические механизмы и организационные мероприятия направленные на оптимизацию территориального устройства страны.
Однако, Градостроительный кодекс, провозгласив в качестве основных принципов градостроительной деятельности: обеспечение устойчивого развития территориальных образований, сбалансированного учета экологических, социальных и иных факторов, в том числе соблюдениятребований безопасности и охраны окружающей среды, объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, не определил механизмов комплексной функционально-планировочной организации государства.
Главное, что не попало в правовую норму Градостроительного кодекса – это определение цели градостроительной деятельности, без которой территориальное планирование не получает юридически оформленной базы и взаимоувязанного и обоснованного перечня задач научно-проектного обеспечения эффективности капитальных вложений. Градостроительная деятельность по Кодексу выглядит как самостоятельная отрасль национальной экономики, регулировки которой осуществляются не по внешним причинам, а сугубо исходя из внутренней структуры. При этом законодатели не могут сколь-нибудь внятно объяснить зачем нужна градостроительная документация федерального и регионального уровней, если она только фиксирует существующее или предлагаемое органами управления положение объектов этих уровней.
Так, в статьях о территориальном планировании Российской Федерации отсутствует целый ряд важных положений. В частности, не определена задача комплексности территориального планирования, которая может спровоцировать конфликт интересов разных отраслей экономики и социальной сферы, связанных с использованием одних и тех же регионально конкретных и ограниченных ресурсов. Нет речи о рациональном природопользовании, об оптимизации населения, о содержании и главных установках федеральной градостроительной политики. Не сформулированы задачи установления приоритетов природо-хозяйственной специализации (функционального обеспечения) территорий Субъектов Российской Федерации, обеспечения связности и целостности транспортно-дорожной сети, расширения региональной инженерной инфраструктуры, формирования устойчивого экологического и компенсационного каркаса России.
Особенностью Градостроительного кодекса является разделение полномочий и ответственности между уровнями власти и местным самоуправлением. При этом законодателей не смущает, что исчезает территория как единый объект управления. Вместо нее появляются участки для реализации государственных нужд федерального и регионального уровней и участки муниципальной, частной и иной собственности, на которых градостроительную деятельность осуществляет конкретный правообладатель, а функции градорегулирования исполняют соответственно федеральные, региональные и местные органы управления.
Такая система градорегулирования автоматически закрепляет правовую, а значит и функциональную чрезполосицу, где объекты федеральной собственности, региональные и инженерно - транспортные коммуникации и объекты вкраплены в ареалы частных и корпоративных земельных наделов. Ситуация, которая иллюстрируется меткой народной поговоркой «У семи нянек дитя без глаза» вполне может сложиться в новейшем отечественном градостроительстве. Зато логика формирования «властной вертикали» будет выдержана в процессе управления градостроительной деятельностью абсолютно чистым образом. Исключение предусмотрено только для городов федерального значения – Москвы и Санкт – Петербурга, где региональными законами вопросы градостроительства местного уровня ограничены малыми и временными формами сооружений, а все вопросы территориальной организации отнесены на уровень Субъекта Российской Федерации. Однако и здесь проблема сочетания с городскими нуждами разных уровней управления, властности, столичных функций для Москвы и федеральныхгосударственных интересов для Санкт – Петербурга создает излишние сложности при реализации конкретных инвестиционных проектов.
В градостроительном кодексе предпринята теоретическая попытка организационно разрешить эту проблему взаимодействия властей, но практика реальной жизни очевидно окажется значительно сложней и можно отчетливо прогнозировать конфликты интересов, как на этапе проектных предложений, так и на этапах строительства и эксплуатации объектов.
Очевидно, что эффективным образом не допустить появления таких конфликтов и отраслевой борьбы за региональные и местные ресурсы можно только на основе сохранения комплексной методологии районной планировки, когда проектном процессе с научных позиций обосновывалась наиболее рациональная схема пространственного распределения отраслевой структуры землепользования независимо от величин рассматриваемого административно – территориального образования. Основными содержательными этапами этой методологии должны оставаться:
- комплексный анализ природной, социальной, экономической и
экологической ситуации в районе проектирования;
- выявление проблем, задач, целей и обоснование возможных направлений
отраслевого и территориального развития;
- определение приоритетов социально – экономического развития и
параметров градостроительных преобразований;
- разработка инвестиционной программы и плана реализации по отраслям
и периодам строительства.
В новых социально-экономических условиях к перечисленным методологическим этапам необходимо добавить обоснование экономической эффективности проекта и правовое сопровождение планируемых мероприятий.
Только на базе такой методологии можно ожидать проектного формирования условий устойчивого и сбалансированного развития как отдельных административно-территориальных образований, так и страны в целом.
Достижение этой цели не возможно в условиях чисто отраслевой структуры управления национальным хозяйством. Ее рамки должны быть ограничены заданиями комплексных планов территориальной организации экономики на федеральном, региональном и местных уровнях. Если таковых нет, то отраслевая структура управления породит хаос, расточительное и неэффективное распределение и использование ресурсов. В то же время комплексное территориальное планирование при правильной методологической организации способно обеспечить оптимизацию отраслевой и территориальной структур природопользования и устойчивое развитие общества.
Поэтому заложенная в Градостроительном кодексе идея распределения ресурсов по видам собственности может рассматриваться только как программа реализации общего комплексного плана территориальной организации любого административно-территориального образования, именно в таком аспекте отраслевой реализации комплексного решения следует подходить к рассмотрению предложений по территориальному планированию республики Мари-Эл.
Электоральная география
Электоральная география – одно из традиционных в мире и быстро развивавшихся в последние годы в нашей стране направлений (отраслей) политической географии. Электоральная география возникла как самостоятельная дисциплина во Франции благод