Роль иностранного капитала в развитии экономики россии 1860-1914гг.

Задачи, которые решались с помощью иностранного капитала:

1. Структурная перестройка промышленности

2. Насыщение внутреннего рынка более качественными товарами

3. Создание условий для здоровой конкуренции

4. Внедрение западных технологий

В начале 20в. российские предприниматели ввозили мало товаров.

Промышленное прои-во в России, его структура к началу века оставались предындустриальными. Отрасли, обеспечивавшие технич.перевооружение производства, повышение производительности труда, были слабо развиты. Без импорта станков, оборудования, качественного металла отечественная промышленность не могла развиваться. Иностранный капитал направлялся в те отрасли промышленности и в те районы страны, которые не были достаточно освоены российским капиталом. Приток иностранных инвестиций увеличился в начале 1890-х гг. Затем в связи с революционными событиями, кризисом российской экономики произошел отток иностранного капитала. С 1909 г. начался новый интенсивный период его поступления. Среди стран, осущ. Иностранное предпринимательство в России, особое место принадлежало Германии. Экспорт ее капитала активно взаимодействовал с экспортом товаров. Другая его особенность обуславливалась наличием в России значительного числа немецкого населения, что позволяло Германии легко решать кадровые вопросы при организации предприятий, основанных на немецком капитале. Однако политич.нестабильность в России и одновременно бурный рост промышленности заставлял иностранных предпринимателей изменять свою инвестиционную политику. Поступление иностранного капитала было для России более предпочтительным, чем получение иностранных кредитов.

Развитие железнодорожного хозяйства и ж/д политика российского правительства 1860-1914гг.

Первая пассажирская железная дорога протяженностью всего 27 км от Петербурга до Царского Села была построена в 1837 году. Эта линия не имела экономического значения. Первым вестником промышленного переворота стала казенная железная дорога Санкт-Петербург – Москва, построенная в 1851г. она имела большое экономическое и стратегическое значение. В 50-е гг. 19века железнодорожное строительство было одной из самых неотложных и трудных проблем в деле экономической перестройки России. Строительство шло крайне медленно. В 1857г. по инициативе и при поддержке правительства было создано крупное частногосударственное железнодорожное предприятие – Главное общество российских железных дорог.

Были определены принципы гос.ж\д политики:

1. Первоочередное строительство дорог, соединяющих хлебородные губернии с торговыми центрами, промышленными районами, портами

2. Привлечение для строительства железных дорог частного капитала, в том числе иностранного

3. Активная гос.поддержка частных ж\д компаний осуществлялась:

· Акционерам гос-во гарантировало 5% чистого дохода

· Помощь в привлечении заемных средств

· Предоставлении налоговых льгот

· Выделение субсидий для строительства (до 50%)

В течение 10 лет было построено более 20 тыс. км железных дорог.

К середине 1870-х гг. ж\д хозяйство оказалось в состоянии кризиса.

Причины низкой доходности ж\д:

1.высокие издержки в эксплуатации

2.отсутствие согласованности компаний при строительстве и эксплуатации ж\д

3.слабая заинтересованность компании в повышении уровня рентабельности

В конце 1880г начинается национализация ж\д.

Цели:

· Улучшить состояние ж\д хоз-ва

· Сокращение огромных и малоэффективных затрат на поддержание частных компаний

· Создание единой транспортной сети

· Повысить свою роль в экономике

Ж\д строительство 1890-1914 гг.

особенности гос.политики:

· преимущественное ж\д строительство по окраинам Российской империи

· сочетание гос. и частн. ж\д строительства

· усиление гос.контроля за строительством и эксплуатацией ж\д

· финансовая поддержка преимуществ.смешанных компаний

была значительно расширена система гос.льгот и пособий для частных железных дорог,имеющий государственное экономическое значение. Эти меры незамедлительно сказались на темпах частного ж\д строительства.

Этот период был более бурным. Было построено 50тыс.км ж\д

Наши рекомендации