Сущность, виды и методы проведения коммерческих сделок

Тема 6. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

План

1. Сущность, виды и методы проведения коммерческих сделок.

2. Порядок заключения коммерческих сделок.

3. Система гражданско-правовых договоров в коммерческой деятельности предпринимателя.

4. Договор купли-продажи: преамбула, предмет договора, количество и качество товара, базисные условия, срок и дата поставки.

5. Договор купли-продажи: цена и сумма договора, условия и сроки платежа, рекламации, гарантии, форс-мажор, арбитраж.

6.. Способы обеспечения исполнения обязательств.

7. Последствия и виды ущерба при нарушении хозяйственных договоров

Тема 6. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

План

1. Сущность, виды и методы проведения коммерческих сделок.

2. Порядок заключения коммерческих сделок.

3. Система гражданско-правовых договоров в коммерческой деятельности предпринимателя.

4. Договор купли-продажи: преамбула, предмет договора, количество и качество товара, базисные условия, срок и дата поставки.

5. Договор купли-продажи: цена и сумма договора, условия и сроки платежа, рекламации, гарантии, форс-мажор, арбитраж.

6.. Способы обеспечения исполнения обязательств.

7. Последствия и виды ущерба при нарушении хозяйственных договоров

Сущность, виды и методы проведения коммерческих сделок

Коммерческая сделка– это соглашение между двумя или не­сколькими сторонами на поставку товаров (продукции, работ, ус­луг или результатов творческой деятельности) в соответствии с ус­ловиями, установленными в соглашении. При этом настоящая сделка в бизнесе такая, от которой выигрывают все стороны.

Если в сделке участвуют представители одной страны (включая иностранные фирмы, зарегистрированные в стране покупателя или продавца), то она считается внутренней. Если в сделке участ­вуют представители разных стран (фирмы, не зарегистрирован­ные на территории страны-продавца или страны-покупателя), она является международной.

Все коммерческие сделки (операции) подразделяют на: основ­ные и вспомогательные. К основным относят сделки, связанные с куплей-продажей конкретной продукции, научно-технических знаний (патентов, лицензий, ноу-хау и др.), технических услуг (внедрение новых технологий, содействие при строительстве уни­кальных объектов и др.), арендой средств производства, товаров и услуг, организацией туризма; к вспомогательным — сделки, связанные с передачей товаров (продукции, работ, услуг) от продавца к поку­пателю: по перевозке грузов, их страхованию, складированию, пе­реработке и хранению; проведению расчетов между сторонами (банковские операции).

Выделяют также бартерные (компенсационные) сделки, кото­рые осуществляют без привлечения денежных средств в наличном и безналичном виде, то есть на основе прямого товарообмена. Пример бартерных сделок — обмен промышленных товаров на сельскохозяйственную продукцию по инициативе одной из сторон, вызванный, прежде всего, отсутствием денег на расчетных счетах.

В практике предпринимательской деятельности в сельском хо­зяйстве используют два метода проведения ком­мерческих сделок: напрямую или через посредника. Прямые тор­говые сделки — это операции между непосредственными потреби­телями и производителями товаров (продукции, работ, услуг). Их преимущества состоят в следующем:

- они значительно выгоднее, чем посреднические;

- покупатель имеет возможность получить именно тот товар, ко­торый ему необходим;

- покупатель устанавливает непосредственные связи с постав­щиком, что особенно важно при исполнении сложных заказов (поставка уникальных машин и механизмов, строительство крупных многопрофильных объектов типа животноводческих или тепличных комплексов и др.);

-связи между покупателем и продавцом могут быть установлены уже на стадии научно-исследовательских или проектных работ, что позволяет при необходимости своевременно вносить кор­рективы в намечаемую или осуществляемую сделку; они сохра­няются и на стадии эксплуатации оборудования (гарантийное и послегарантийное обслуживание);

- прямые связи нередко перерастают в длительное взаимное со­трудничество или даже совместное производство.

Однако при таком методе осуществления коммерческих сделок предприниматель должен иметь в своей организации (фирме) со­ответствующие службы и специалистов, которые могли бы обес­печить перевозку, хранение и страхование грузов, осуществление банковских расчетов, при необходимости — соблюдение тамо­женных формальностей и проведение других вспомогательных операций. При отсутствии этих условий оптимальным является другой вариант ком­мерческих сделок — с привлечение опытных посредников.

Торгово-посреднические сделки — этоопе­рации, связанные с куплей-продажей товаров (продукции, работ, услуг), выполняемые по поручению покупателя или продавца не­зависимым от них торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения. Торговые посредники — это коммерче­ские организации, которые извлекают прибыль из осуществления торговой сделки за счет комиссионного вознаграждения, выплачиваемого посредни­ку продавцом или покупателем.

Преимущества. Торговые посредники освобож­дают производителя от расходов, связанных со сбытом его про­дукции. Это очень важно, поскольку данная сфера деятельности требует крупных инвестиций в транспорт, складское хозяйство, рекламу и т. д.

Современные торговые посредники оказывают клиентам пол­ный комплекс услуг, связанных с осуществлением коммерческой сделки, — от поиска партнера и заключения контракта до после­гарантийного обслуживания, включая поставку оборудования, его монтаж, наладку, испытание, запуск в работу.

По характеру взаимоотношений между предприятием и посредником торгово-посреднические операции подразделяют на следующие основные виды:

по перепродаже, при которых посредник покупает товар у про­изводителя и затем продает его покупателю, то есть на какое-то время становится собственником товара;

комиссионные — строятся на основе договора комиссии между организацией-производителем и посредником. Посредник не по­купает товар у производителя, а совершает сделки купли-продажи за счет производителя и за вознаграждение, размер которого обу­словлен договором комиссии (обычно до 10 % суммы сделки);

агентские — строятся на основе агентского соглашения между организацией и посредником на операции купли-продажи за счет и от имени организации; эти соглашения заключаются не на кон­кретную сделку, а на определенный период времени;

брокерские, при которых посредник осуществляет деловой контакт между продавцом и покупателем; такие операции почти всегда осуществляются на биржах и аукционах; за услугу сведения сторон брокер получает вознаграждение до 2—3% суммы сделки.

Наши рекомендации