Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства

Порядок создания фермерского хозяйства закрепляется во второй главе закона. Главным требованием является заключение соглашения о создании фермерского хозяйства между лицами, изъявившими желание создать фермерское хозяйство. Закон опре­деляет содержание такого соглашения, его существенные условия. Так, в соглашении должны быть указаны сведения о самих членах фермерского хозяйства, о том, кто из членов хозяйства признается его главой, каковы полномочия главы фермерского хозяйства, о по­рядке управления фермерским хозяйством.

Также в соглашении должны содержаться сведения о правах и обязанностях членов фермерского хозяйства, о порядке форми­рования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом. Члены хозяйства должны сами установить порядок принятия в члены фермерского хозяйства и порядок выхода из него.

Существенным для всех членов хозяйства является вопрос о порядке распределения полученных от деятельности фермерско­го хозяйства, продукции и доходов, что также должно быть отраже­но в соглашении.

Наличие составленного по форме и подписанного всеми за­интересованными лицами соглашения о создании фермерского хозяйства является необходимым условием для государственной регистрации хозяйства. В соответствии со ст. 5 Закона фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной реги­страции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630' установлено, что государственная регистрация крестьян­ских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установ­ленном для государственной регистрации физических лиц в каче­стве индивидуальных предпринимателей.

Порядок государственной регистрации физического лица в ка­честве индивидуального предпринимателя закреплен Федераль­ным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей (ст. 22.1).

В соответствии с данным Законом государственная регистра­ция осуществляется федеральным органом исполнительной вла­сти. В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивиду­альных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба, которая находится в ве­дении Министерства финансов РФ.

Положение о Федеральной налоговой службе утверждено по­становлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 5061. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального пред­принимателя осуществляется по месту его жительства.

Моментом государственной регистрации признается внесе­ние регистрирующим органом соответствующей записи в соот­ветствующий государственный реестр. Лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, получает из реги­стрирующего органа документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр — свидетель­ство о внесении записи в Единый государственный реестр. Фор­ма свидетельства утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 4392.

Условия и порядок предоставления земельных участков для создания крестьянского хозяйства. Условия наделения земельными участками лиц, выходящих из сельскохозяйственных коммерческих организаций для организации крестьянских (фермерских) хозяйств

Важнейшим условием создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства является наличие земельного участка не только как пространственного базиса (места расположения самого хозяйства), но и как основного средства производства.

Закон подробно регулирует вопросы, связанные с предоставлени­ем (приобретением) земельного участка для создания крестьянского хозяйства и осуществления его деятельности (гл. 4 Закона).

Сразу отметим особенность земельно-правового статуса фер­мерского хозяйства. Граждане, желающие создать фермерское хозяйство, имеют право получить (приобрести) земельные участ­ки, относящиеся к разным категориям земель. Для осуществле­ния основной (производственной) деятельности хозяйства могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для размещения различных объектов недвижимости, необходимых для осуществления хозяй­ственной деятельности, могут предоставляться земельные участки из других категорий, например, из земель населенных пунктов.

Порядок предоставления земельных участков из земель сель­скохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хо­зяйства образует сложный юридический состав, элементами кото­рого будут являться следующие юридические факты.

Первый — подача гражданами заявления в исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправления. Заявление должно содержать ряд обязательных сведений — цель использования земельных участков, испрашиваемое право на пре­доставляемые земельные участки (в случае аренды — срок арен­ды), условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно), обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемое местополо­жение земельных участков.

Второй — осуществление государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка. С этой целью граждане (за­явители), желающие создать крестьянское хозяйство, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заяви­тели обеспечивают за свой счет выполнение в отношении испраши­ваемого земельного участка работ, в результате которых обеспечи­вается подготовка документов, содержащих необходимые для осу­ществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращаются с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Третий — принятие исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предо­ставлении земельного участка в собственность за плату или бес­платно либо в аренду. На принятие такого решения Закон отводит 14 дней.

Заключительный этап предоставления земельного участка для создания фермерского хозяйства, указанный в Законе, — за­ключение договора купли-продажи или аренды земельного участка в течение 7 дней со дня принятия решения о предоставлении зе­мельного участка.

Нельзя обойти вниманием то обстоятельство, что в результате земельной реформы появилось большое количество граждан — чле­нов сельскохозяйственных коммерческих организаций, участни­ков общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно данным, содержащимся в Государственном (нацио­нальном) докладе о состоянии и использовании земель в Россий­ской Федерации в 2005 г., площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности членов сельскохозяйственных коммерческих организаций, составляла 81 602,4 тыс. га, или 62,9% всех приватизированных земель в Рос­сийской Федерации1.

Земельное законодательство предоставляет таким гражданам право выдела земельного участка в счет земельной доли для соз­дания фермерского хозяйства. Условия и порядок выдела земель­ного участка в счет земельной доли определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2.

Основная проблема, возникающая при реализации указанного права, — определение местоположения земельного участка, выде­ляемого в счет земельной доли.

Общее собрание участников долевой собственности принимает решение, которым утверждается местоположение части находяще­гося в долевой собственности земельного участка, предназначен­ной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей.

При наличии такого решения участник долевой собственности сам определяет месторасположение выделяемого участка.

В случае, если общее собрание участников долевой собствен­ности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделе­ния в первоочередном порядке земельных участков в счет земель­ных долей, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный уча­сток в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.

Указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местопо­ложение на местности, а также указание на необходимость на­правления в письменной форме возражений остальных участни­ков долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой соб­ственности.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник до­левой собственности на земельный участок из земель сельскохо­зяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на зе­мельную долю, если увеличение или уменьшение площади обра­зуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастро­вой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий. в границах которых образуется данный земельный участок.

В случае если в течение 30 дней со дня надлежащего уведом­ления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с п. 3 ст. 13 не поступят возражения относительно местоположения вы­деляемого в счет земельной доли земельного участка от участни­ков долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Споры о место­положении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.

Наши рекомендации