Хозяйственно-культурные типы Северной Америки.
В Северной Америке жили едва ли не 10 млн. индейцев. Расовый тип – так называемые американоиды, подтип монголоидной расы: прямые жесткие волосы, выступающие скулы, темная пигментация волос и глаз, темная пигментация кожи – от желтоватой до красно-коричневой, слабо развитый третичный волосяной покров; отличия от монголоидов – резкая профилировка лица, сильно выступающий нос (иногда с горбинкой, «орлиный»), редко встречающийся эпикантус.
После европейской колонизации реконструировать жизнь индейцев удается с трудом. Одна из сложных задач – язык. Более или менее определено положение только одной языковой семьи -–эскимоско-алеутской. Остальные языки очень разнообразны, расселение племен в разных местах приводило к обособлению языков через несколько поколений. Основные семьи – атапаскская семья или на-дене, алгонкино-вакашская, семья хока-сиу, юто-ацтекская семья, майя-соке, чибча, аравакская, карибская, тупи-гуарани, кечуа, аймара, арауканский язык, семья пуэльче, чон.
Народы принято классифицировать по хоз.-культ.типу.
Арктические охотники и рыболовы. Эскимосы, алеут. В основе хозяйства – охота и рыболовство, также собирательство. Больше всего добывали морских животных (тюленей, моржей) – летом с лодок, зимой по льду, у лунок; мясо и жир шли в пищу, шкуры – на обувь, лодки, жилища, из костей делали орудия охоты.. охотились также на оленей, медведей, пушных зверей, водоплавающую птицу. Рыбу заготавливали летом, как и ягоды. Основное орудие – гарпун – копье с отделяющимся наконечником. Два типа лодок: мужская одиночная байдарка (каяк) и женская большая лодка для переездов и транспортировки добычи. В сухопутной охоте использовали копье, лук и стрелы, ловушки, сети. В летний период некоторые группы уходили далеко в глубь материка, где строили временное жилище типа чума – на конический остов из жердей натягивали шкуры. Зимой селились на побережье в землянках, известны снеговые дома «иглу», когда остов складывался из кусков плотного снега в форме полусферы. Одежда из меха оленя, основа – меховая рубаха с капюшоном и меховые штаны, на ногах – мокасины, подвязывавшиеся к поясу, обязательны меховые рукавицы, привязанные к рукавам. Зимой одежда двухслойная: нижняя – мехом внутрь, верхняя – мехом наружу. Женская одежда отличалась тем, что рубаха и штаны сшивались вместе, а на груди был разрез. Общественная организация – несколько родственных семей, родство по мужской линии (чаще). Передвижение – лыжи-ракетки, небольшая собачья упряжка. Знали окружающую среду, умели лечить многие болезни. Окружающий мир населялся духами. Особенно популярна «хозяйка моря». Существовали шаманы, которых приглашали в серьезных случаях (болезнь), но общаться с духами мог и каждый.
Племена лесных охотников. По языку это представители двух семей алгоникинов (оджибве, наскали и др.) и атапасков (чайпеваи и др.), у племен много общих черт. Основное занятие – охота на оленей, за которыми кочевали, и продукцию которых заготавливали на зиму (копчение, сушение). Орудия охоты из дерева, кости, камня, была известна медь, из которой изготавливали украшения для обмена. Большое место занимало рыболовство, добывали и пушных зверей при помощи лука и стрел, капканов, силков, ловушек, копий. Собирательство поставляло растительную пищу, им занимались женщины и дети. Жилище – остроконечный чум, крытый корой, берестой (летом), шкурами оленя (зимой), обогревался костром. Средство передвижения – волокуши, на которых перевозили все пожитки. Одежда – из кожи и шкур, особенно знаменита индейская замша (выделанная вручную оленья шкура) – мужские (короткие) и женские (длинные) рубахи, летом из замши, зимой – меховые. На ногах – мокасины и ноговицы, были известны кожаные штаны. Обязательно головное украшение из перьев (вожди – сложные, простые охотники – 1-2 пера). Одежда орнаментирована. Утварь изготавливалась из коры, бересты, дерева. Основной производственной ячейкой была родовая община из нескольких семейных пар, счет родства по женской линии.
Собиратели и охотники Калифорнии. Различные языковые семьи. Специализированное собирательство (основной поставщик пищи), охота с применением ловушек, лука и стрел. Общественная организация: племенные группы, вожди распоряжались распределением работ. Счет родства по мужской линии. Скудная одежда (дети и старики ходили вообще без одежды большую часть года), минимальная забота о жилище – конические, полусферические сооружения, крытые корой, полуземлянки.
Охотничьи племена степных областей. Основа жизни – охота на бизонов, дополнение – собирательство. Вели кочевой образ жизни. После приручения лошадей, завезенных европейцами и одичавших, преобладающей стала конная охота и коневодство. Орудия охоты – копья, дротики, лук со стрелами, ружья (позднее). Использовали завезенные железные ножи, топоры, металлические котлы, из традиционной утвари продолжали использовать кожаную и деревянную посуду. Все социальное положение зависело от количества лошадей. Собственность на лошадей повысила значимость мужчин. Возникло наследование по мужской линии. Возросла роль военных вождей, стали возникать военные союзы родственных и неродственных племен. Бытовая обстановка мало изменилась: по-прежнему жили в чумах (типи), одежда из меха и замши, спартанское воспитание детей. Существовали начатки пиктографического летописания. Культ солнца, культ личных тотемов-покровителей.
Земледельцы. Языковые семьи: алгонкинские племена (делавары, могикане), ирокезские племена (сенека, кайюга, онондага, онейде и могауки), хока-сиу (мускоги, сиу). Примером этих племен могут служить ирокезы. Хозяйство тесно связано с земледелием, хотя охота, рыболовство и собирательство были также важны. Поселения не постоянны, переносились через 10-15 лет. Участок под поле очищали, выжигали, делили на поля по количеству семейных пар. Рыхлили землю с помощью заостренных палок или примитивных мотыг, затем делали углубления, в которые бросали несколько зерен кукурузы, семена тыквенных, бобовых. Урожаи убирались всеми, запасались на зиму. Хранилище общее, женщины брали необходимое количество. Собирали орехи, ягоды, желуди, корни, листья растений, кленовый сок. Охота – мужское дело. Охотничьи угодья делились на 2 части: ближние (дичь берегли) и отдаленные (старались принести побольше добычи). Рыболовство – круглый год. Преобладали методы пассивной охоты – ловушки, силки, западни, однако практиковались и загоны, преследования. В основе социальной организации материнская родовая община (овачира), которая занимала один длинный дом, делами распоряжались старшие женщины. Овачиры одного рода располагались в разных поселениях. Органов общинного, поселкового управления у ирокезов не было. Убийство влекло за собой кровную месть. Род имел и избирал родовых старейшин, власть которых опиралась только на авторитет. Племя распадалось на 2 фратрии. Большое значение имел племенной совет из военных вождей, на котором решались вопросы войны и мира, обменные сделки, распределение земель. Появление европейцев подтолкнули к созданию знаменитой Лиги ирокезов.
Религиозные представления: родовые культы, почитание тотемных животных, личные тотемы-покровители, магические культы и поверья, почитание сил природы (культ солнца, воды, растений). Постепенно складывался не только календарь, но и цикл календарных обрядов.