Государственный учет Государственного лесного фонда.

Лесная таксация как наука имеет различные приложения. До сих пор мы рассматривали методы таксации применительно к частям дерева, дереву в целом, к древостою, к насаждению. Но лесные насаждения в совокупности обычно образуют крупные неоднородные участки леса, которые именуют лесными массивами. Для организации и ведения лесного хозяйства в пределах лесных массивов организуют лесхозы, лесничества и другие подразделения. Это деление мы будем изучать в курсе лесоустройства. Лесные массивы всего государства образуют лесной фонд. В разных странах структура лесного фонда отличается друг от друга. В курсе лесоустройства мы рассмотрим наиболее характерные мировые структуры лесного фонда. Здесь же остановимся только на структуре лесного фонда Беларуси, так как ее знание потребуется, чтобы понять и усвоить методы таксации лесных массивов.

Таксация лесных массивов опирается на материалы таксации отдельных насаждений. Но это не простая сумма таксационных показателей насаждений. Количественные показатели большого числа насаждений в полном соответствии с законами диалектики дают новое качество - характеристики лесных массивов. Для их учета применяются специфические методы, которые мы рассмотрим на нескольких лекциях.

Рассмотрим теперь структуру лесного фонда Республики Беларусь. Она определена Лесным Кодексом Республики Беларусь, принятым в 2000 году. С тех пор внесены небольшие редакционные изменения, но главная суть не менялась. В соответствии с Лесным Кодексом все леса, а также земли лесного фонда, не покрытые лесом (лесные земли и нелесные земли), образуют государственный лесной фонд.

Границы государственного лесного фонда определяются путем отграничения земель государственного лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

В государственный лесной фонд не входят:

* единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность, в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;

* единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов;

* единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

Порядок создания, правовой режим охраны и использования указанных насаждений определяются нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

В состав земель государственного лесного фонда входят лесные и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и др.), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (земли, используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, противопожарными разрывами, мелиоративной сетью, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах государственного лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие неудобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства.

Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах.

Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Таким образом, учет лесного фонда ведется по категориям земель. В общем виде все категории земель сводятся в таблицу (табл. 19.1).

Группы и категории лесов

Леса выполняют различные функции. Эти функции в основном делятся на 2 большие группы - сырьевые и экологические.

В настоящее время у нас по целевому назначению лесов принято деление, действующее с 1993 года. Оно узаконено в Лесном Кодексе.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением государственного лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми им функциями производятся деление государственного лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.

В государственном лесном фонде выделяются леса первой и второй группы.

К первой группе лесов относятся:

- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (заповедники, национальные парки, заказники республиканского значения, памятники природы республиканского значения);

- леса особо ценных участков государственного лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;

- водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов);

- защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);

- санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса).

Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса).

В лесах первой и второй группы могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов и др.).

Отнесение лесов к группам и категориям защитности, перевод их из одной группы или категории защитности в другую, выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования производятся на основании материалов лесоустройства или специальных научных исследований, а также исходя из выполняемых ими функций, местоположения лесов и эколого-экономического обоснования.

Распределение лесов по группам, а также перевод их из одной группы в другую осуществляются на основании решения Правительства Республики Беларусь, принимаемого по совместному представлению Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Перевод лесов из одной категории защитности в другую в пределах одной группы лесов, а также выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования осуществляются на основании решений Правительства Республики Беларусь или областных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых в пределах их компетенции по совместным представлениям Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Перевод лесов из одной группы в другую и отнесение их к категории защитности в связи со строительством крупных хозяйственных объектов осуществляются до начала строительства объекта.

При отнесении лесов к соответствующей группе и категории защитности одновременно определяются границы участков государственного лесного фонда по каждой группе лесов и категории защитности.

В зависимости от группы и категории защитности лесов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства и пользования участками государственного лесного фонда, а также порядок изъятия земель государственного лесного фонда для государственных и общественных нужд.

Таким образом, леса I группы - это преимущественно леса экологического назначения, а II группы - эксплуатационного или сырьевого назначения.

В то же время все леса независимо от групп и категорий выполняют экологические функции: депонирование СО2 и выделение О2, противоэрозионные, водоохранные, санитарно-гигиенические и другие.

В большинстве лесов I группы ведется заготовка древесины, хотя и с более жесткими ограничениями по возрасту древостоев, технологиям лесозаготовок и т.д. В Беларуси лесов I и II групп примерно поровну. Площадь лесов, где лесопользование не ведется, составляет у нас около 20%. Это большая величина. Я считаю, что она завышена, и здесь ущемляются наши национальные экономические интересы.

Нами еще в 1988 году предложено изменить деление лесов на группы и категории. Впоследствии оно было поддержано учеными БГТУ (А.Д. Янушко и др.). Суть наших предложений состоит в выделении 3 групп лесов и сокращении категорий.

1. Леса на особо охраняемых территориях (заповедные). Лесопользование там практически не ведется.

2. Леса преимущественно экологического назначения (защитные). Лесопользование ведется, но при жестких технологических ограничениях: более высокий возраст рубки, применяются постепенные или узкие лесосечные рубки и т.д.

3. Эксплуатационные леса. Они соответствуют современным лесам II группы.

Как временную предлагается выделить IV группу - радиоактивные леса. Это деление, к сожалению пока не принято.

Наши рекомендации