VI. Работа с учебником. Закрепление знаний.
1. Комментированное письмо (упр. 95, с. 51).
2. Наблюдение над употреблением в речи предложений с однородными членами (упр. 96, с. 51).
1) Работа с текстом.
– Прочитайте, определите тип текста. Обоснуйте ответ.
– Почему текст назван «Золотой дождь»?
– С помощью какой части речи автор описывает листопад?
– Назовите глаголы, передающие движение листьев. Какие глаголы показывают звуки, издаваемые листвой?
– Какой литературный прием автор использовал во втором предложении? (Олицетворение.)
– Сравните начало золотого дождя и его описание в последнем предложении.
– Есть ли в тексте предложения с однородными членами? Назовите их.
– Какие это однородные члены? (Сказуемые, второстепенные члены.)
– Что можете сказать о постановке запятых?
2) Списывание текста, выделение однородных сказуемых.
3) Разбор четвертого предложения.
VII. Домашнее задание:составить свой текст о листопаде из 5–6 предложений.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какое задание было самым интересным?
– Что хотели бы изменить?
Урок 28. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОДНОРОДНЫХ
ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: учащиеся уточняют и систематизируют знания об однородных членах; упражняются в постановке запятых между однородными членами; готовятся к диктанту.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– Мы завершаем изучение однородных членов предложения, подводим итоги работы: что узнали, чему научились, какие недочёты ещё имеются в работе. Этому посвящён наш урок.
IV. Повторение изученного об однородных членах.
1. Игра «Задай вопрос».
Учащиеся работают в парах. Каждый придумывает вопрос по изучаемой теме, задаёт соседу. Ответ обязательно сопровождается примерами.
2. Работа со схемами. Исправление ошибок.
– Внимательно посмотрите на схемы. Что заметили? (Есть ошибки.)
– Обоснуйте своё мнение, исправьте ошибки.
– Ещё раз вспомните правила о постановке запятых при однородных членах с союзами и без союзов.
V. Упражнение в постановке запятых при однородных членах; составление схем предложений.
– Теперь вам предстоит отыскать ошибки в постановке запятых уже в предложениях, а не в схемах. Запишите предложения, правильно расставив запятые. Составьте схемы предложений.
Посадила девочка братца на травку, и побежала на улицу. Заигралась загулялась, и о братце забыла. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
– Проверьте работу друг друга.
VI. Диктант с предварительной подготовкой(упр. 99).
1. Разбор слов с выделенными буквами.
2. Выделение предложений с однородными членами и объяснение их структуры и пунктуации.
3. Запись текста под диктовку (книги закрыты).
4. Самопроверка.
VII. Самостоятельная работа. Письменные ответы на вопросы по тексту (упр. 100, с. 53).
VIII. Домашнее задание: упражнение 101, с. 54.
IX. Итог урока.
– Какие члены предложения называются однородными?
– Как однородные члены могут быть связаны между собой?
– Когда между однородными членами предложения ставятся запятые?
Урок 29. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ
«ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель: проверить знания учащихся по данной теме.
Ход урока
I. Организационный момент.