V. Наблюдение над особенностями однородных членов предложения, употреблением их в речи.

1. Редактирование предложений.

– Перед вами фрагмент сочинения ученика об осени. Прочитайте его. Какие недочёты вы обнаружили? Как это исправить?

В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья.

На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.

(В предложениях повторяются одни и те же слова. Их нужно убрать, а несколько предложений объединить в одно.)

– Какие предложения составите вы? Можно сказать, что они более кратко и чётко выразили мысль? Обоснуйте ответ.

2. Запись предложений, составление схем.

В лесу шумит, завывает ветер, гонит опавшие листья. На юг улетают журавли, грачи, скворцы.

– Прочитайте предложения еще раз. Обратите внимание на интонацию перечисления. Как это обозначено на письме? (Запятыми.)

– Составьте схемы этих предложений.

V. Наблюдение над особенностями однородных членов предложения, употреблением их в речи. - student2.ru

– Что интересного заметили в строении этих предложений? (В первом предложении – несколько сказуемых, а подлежащее – одно; во втором – несколько подлежащих, но одно сказуемое.)

– Задайте вопросы к сказуемым в первом предложении; к подлежащим – во втором. Что можете сказать? (Повторяющиеся сказуемые или подлежащие отвечают на одинаковые вопросы.)

3. Вывод.

– У нас получились предложения с однородными членами: однородными сказуемыми и однородными подлежащими. Они отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.

4. Знакомство с правилом (учебник, с. 39).

V. Наблюдение над особенностями однородных членов предложения, употреблением их в речи. - student2.ru

5. Знакомство с однородными второстепенными членами предложения.

– Мы рассмотрели предложения, в которых есть однородные подлежащие и сказуемые. Как вы думаете, бывают ли однородные второстепенные члены предложения? Давайте выполним задания из упражнения 84 и попытаемся ответить на этот вопрос.

6. Знакомство с выводом (учебник, с. 40).

VI. Распознавание предложений с однородными членами в тексте (упражнение 86).

1. Работа над содержанием. Озаглавливание текста.

– Прочитайте текст.

– Какова его основная мысль? (Нельзя трогать птичьи гнёзда.)

– Как текст озаглавлен в учебнике? Отражает ли этот заголовок основную мысль? Почему?

– Подберите свои заголовки, чтобы в них отразилась основная мысль текста. (Возможные варианты: Нетронутое гнёздышко. Нельзя трогать птичьи гнёзда!)

2. Выявление предложений с однородными членами. Учащиеся читают текст по предложениям, находят однородные члены, задают к ним вопросы, определяют, каким членом предложения они являются.

3. Наблюдение за предложением с прямой речью.

– Прочитайте ещё раз предложение третьего абзаца. (Птичка кружилась, пищала и жалостно просила: «Не тронь! Не тронь!»)

– Прочитайте только те слова, которые произносит птичка.

– Теперь прочитайте ту часть, которая помогла узнать, что эти слова принадлежат птичке. Чьи это слова – птички или автора?

– Такие предложения, которые дословно передают чью-то речь, называются предложениями с прямой речью. Посмотрите, какие знаки препинания в нем использованы. После слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки и пишется с заглавной буквы.

V. Наблюдение над особенностями однородных членов предложения, употреблением их в речи. - student2.ru

4. Выполнение задания учащимися в тетрадях.

5. Составление схемы третьего предложения.

Они осторожно раздвинули ветки и траву.

V. Наблюдение над особенностями однородных членов предложения, употреблением их в речи. - student2.ru

VII. Домашнее задание:упражнение 85, с. 45.

VIII. Итог урока.

– Вернёмся к вопросу Почемучки, с которого мы начали урок. Сможете ли вы теперь на него ответить?

– Какие особенности однородных членов предложения нужно знать?

– Что ещё узнали на уроке о предложениях?

Наши рекомендации