V. Наблюдение над особенностями однородных членов предложения, употреблением их в речи.
1. Редактирование предложений.
– Перед вами фрагмент сочинения ученика об осени. Прочитайте его. Какие недочёты вы обнаружили? Как это исправить?
В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья.
На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.
(В предложениях повторяются одни и те же слова. Их нужно убрать, а несколько предложений объединить в одно.)
– Какие предложения составите вы? Можно сказать, что они более кратко и чётко выразили мысль? Обоснуйте ответ.
2. Запись предложений, составление схем.
В лесу шумит, завывает ветер, гонит опавшие листья. На юг улетают журавли, грачи, скворцы.
– Прочитайте предложения еще раз. Обратите внимание на интонацию перечисления. Как это обозначено на письме? (Запятыми.)
– Составьте схемы этих предложений.
– Что интересного заметили в строении этих предложений? (В первом предложении – несколько сказуемых, а подлежащее – одно; во втором – несколько подлежащих, но одно сказуемое.)
– Задайте вопросы к сказуемым в первом предложении; к подлежащим – во втором. Что можете сказать? (Повторяющиеся сказуемые или подлежащие отвечают на одинаковые вопросы.)
3. Вывод.
– У нас получились предложения с однородными членами: однородными сказуемыми и однородными подлежащими. Они отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.
4. Знакомство с правилом (учебник, с. 39).
5. Знакомство с однородными второстепенными членами предложения.
– Мы рассмотрели предложения, в которых есть однородные подлежащие и сказуемые. Как вы думаете, бывают ли однородные второстепенные члены предложения? Давайте выполним задания из упражнения 84 и попытаемся ответить на этот вопрос.
6. Знакомство с выводом (учебник, с. 40).
VI. Распознавание предложений с однородными членами в тексте (упражнение 86).
1. Работа над содержанием. Озаглавливание текста.
– Прочитайте текст.
– Какова его основная мысль? (Нельзя трогать птичьи гнёзда.)
– Как текст озаглавлен в учебнике? Отражает ли этот заголовок основную мысль? Почему?
– Подберите свои заголовки, чтобы в них отразилась основная мысль текста. (Возможные варианты: Нетронутое гнёздышко. Нельзя трогать птичьи гнёзда!)
2. Выявление предложений с однородными членами. Учащиеся читают текст по предложениям, находят однородные члены, задают к ним вопросы, определяют, каким членом предложения они являются.
3. Наблюдение за предложением с прямой речью.
– Прочитайте ещё раз предложение третьего абзаца. (Птичка кружилась, пищала и жалостно просила: «Не тронь! Не тронь!»)
– Прочитайте только те слова, которые произносит птичка.
– Теперь прочитайте ту часть, которая помогла узнать, что эти слова принадлежат птичке. Чьи это слова – птички или автора?
– Такие предложения, которые дословно передают чью-то речь, называются предложениями с прямой речью. Посмотрите, какие знаки препинания в нем использованы. После слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки и пишется с заглавной буквы.
4. Выполнение задания учащимися в тетрадях.
5. Составление схемы третьего предложения.
Они осторожно раздвинули ветки и траву.
VII. Домашнее задание:упражнение 85, с. 45.
VIII. Итог урока.
– Вернёмся к вопросу Почемучки, с которого мы начали урок. Сможете ли вы теперь на него ответить?
– Какие особенности однородных членов предложения нужно знать?
– Что ещё узнали на уроке о предложениях?