V. Наблюдение над синтаксической ролью глагола.
1. На доске записаны предложения:
Пришла долгожданная в..сна.
Рыхлый сне.. т..мнеет в марте.
Т..пло греет в..сеннее со..нышко.
– Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.
– Подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи, которыми они выражены.
– Прочитайте вопрос почемучки. Что вы ему ответите?
2. Чтение правила.
3. Работа над упражнением 524.
4. Запись под диктовку и разбор предложения.
На зелёных склонах гор пестреют цветы.
– Найдите главные члены.
– Какой частью речи выражено подлежащее, какой – сказуемое?
– Назовите словосочетания. (Пестреют где? на склонах, на склонах каких? зелёных, на склонах чего? гор.)
VI. Словарная работа. (Упр. 525–526.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Каким членом предложения является глагол?
Домашнее задание. Упражнение 527.
Урок 144. БЛИЗКИЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ
ПО СМЫСЛУ ГЛАГОЛЫ
Цель: развивать умение употреблять в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите глаголы, которые вам встретились в стихах, поставьте к ним вопросы.
– Объясните правописание пропущенных орфограмм.
III. Минутка чистописания.
На доске записано стихотворение:
Вечеру дали Синие дали
Бочку чернил. Вечер чернил.
Я. Козловский
– Найдите слова, которые одинаково произносятся. (Дали – дали, чернил – чернил.)
– К каким частям речи они относятся? Почему? (В первом предложении слово дали – глагол, отвечает на вопрос что сделали? Во втором предложении слово дали – имя существительное, отвечает на вопрос что? В первом предложении слово чернил – имя существительное, дали чего? чернил. Во втором предложении слово чернил – глагол, вечер что делал? чернил.)
– Сегодня мы составим цепочку из букв, обозначающих мягкие согласные звуки в словах, которые одинаково произносятся. Какие буквы мы будем писать? (В слове дали буква л обозначает мягкий звук. В слове чернил буквы ч, н обозначают мягкие звуки. Значит, мы составим цепочку из букв л, ч, н.)
Ллчн Ччнл Ннлч Ллчн …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Словарная работа.(упр. 528.)
– Напишите цепочку из восьми слов с непроверяемыми безударными гласными в корне.
Город, деревня, …
V. Подбор глаголов-синонимов.
1. Работа над упражнением 529.
2. На доске записаны слова:
Блестеть, сиять, ... (сверкать, искриться, светиться).
Шалить, проказничать, … (баловаться, озорничать).
Победить, одолеть, … (побороть, сломить, разбить).
– Продолжите каждую строчку, подбирая слова-синонимы.
Эту работу дети выполняют коллективно под руководством учителя.
3. Составление предложений с глаголами-синонимами. (упр. 531.)
VI. Подбор глаголов-антонимов.
1. Работа над упражнением 535.
2. На доске записаны слова:
смеяться – … (плакать) говорить – … (молчать)
бледнеть – … (краснеть) любить – … (ненавидеть)
греть – … (охладить) обороняться – … (нападать)
ложиться – … (вставать) спасти – … (погубить)
– Подберите глаголы-антонимы. Подчеркните орфограммы.
3. Чтение правила, с. 73.
VII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Как называются слова, близкие и противоположные по смыслу?
Домашнее задание. Упражнение 536.
Урок 145. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ
ГЛАГОЛА В РАЗНЫХ ЗНАЧЕНИЯХ
Цель: познакомить учащихся с употреблением одного и того же глагола в разных значениях, когда смысл слова уточняется в предложении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– В каких словах орфограммы можно проверить?
– Какой синоним к слову очутился вы подобрали?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: п..льто, с..поги, к..ртина, к..р..ндаш.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные неодушевленные, отвечают на вопрос что? Во всех словах пропущена орфограмма – непроверяемая безударная гласная а, значит, слова словарные.)
– Какое слово здесь лишнее? Почему? (1) Лишнее слово – пальто, оно двусложное. Остальные слова – трехсложные. 2) Лишнее слово – карандаш, в нем нужно запомнить правописание двух орфограмм. 3) Лишнее слово – сапоги, оно стоит во множественном числе. Остальные – существительные в форме единственного числа.)
– Сегодня мы составим цепочку букв из орфограмм данных слов. Какие буквы войдут в цепочку? (Во всех словах орфограмма – буква а, в слове пальто – ь, в слове сапоги – о, в слове карандаш – ш. Значит, мы напишем цепочку из четырех букв: а, ь, о, ш.)
аьош аоьш аошь ьаош …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Во всех цепочках только мягкий знак меняет свое местоположение.)