Грамматические категории, отрабатываемые в этой теме.
Я обуваю — она, он обувает. Мы обуваем — они обувают. Я снимаю — она, он снимает. Мы снимаем — они снимают.
Задания для родителей1.
1 Подобные задания для родителей логопед может дать после отработки каждой темы.
1. Показать, где хранится одежда (шкаф, вешалка, ящик, полка).
2. Что делают с одеждой (одевают кого-то, надевают что-то, снимают, гладят, убирают).
3. У кого какая (большая и маленькая. Одежда детская, взрослая: мамина — дочкина, папина — сына).
4. Сравнить по размеру одежду. У мамы большая.
У Оли маленькая. У мамы больше. У Оли меньше.
У мамы шапка большая.
У Оли шапка маленькая и т. д.
5. Познакомить, где берут одежду (шьют, покупают), побеседовать, показать ателье, магазин «Одежда».
6. Можно рекомендовать родителям сходить с ребенком в магазин «Одежда» и «Обувь».
7. Рассматривая картинки в книге, обратить внимание на одежду, обувь. Предложить детям показать и назвать одежду мальчика и девочки, папы и мамы.
8. Литература для чтения и рассматривания.
1) Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева. М., 1972, с. 130, «Вот какая мама»; с. 133, «Обновки»; с. 174, «Чьи башмачки».
2) Солнышко. Киев,. 1971, уроки 29, 31, 32, 33, с. 60—72.
3) Русский язык в картинках. Ч. I. М., 1973, с. 22—25.
4) Файнштейн Л. Наш дом. Л., 1974, с. 2, 7.
ПОСУДА
Оборудование: набор настоящей или игрушечной посуды.
Задания.
1. Покажи кружку. Покажи чайник. Покажи чашку. Покажи нож. Покажи ложку.
2. Вымой чашку. Вымой ложку. Вымой кружку. Вымой стакан. Вымой тарелку. Вымой миску.
Могут быть также рекомендованы варианты игр, упражнений, формирующие восприятие речи и помогающие активизации фразовой речи.
Существительные: чашка, ложка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковородка, чайник.
Глаголы: есть, мыть, варить, жарить.
Что ты хочешь?Дидактический материал: игрушечная посуда (чашка, ложка, нож, кастрюля, тарелка, чайник, сковородка).
Ход игры. Дети садятся около стола логопеда. Вызванные (по желанию) называют (или показывают, что они хотят), при этом обязательно надо говорить за логопедом или сказать самостоятельно: Я хочу (назвать предмет, указав на него) чашку: допустим вариант — хочу чашку.
Логопед после каждой формы дает законченный вариант я хочу кастрюлю и т. д., покч все предметы не будут разобраны. Затем логопед обращается к каждому из детей и просит назвать, что он взял. «Саша, что ты взял?» Ответ может быть односложный: «Ложку, чашку, сковородку» и т. д.
Следующий этап. Логопед просит ребенка поставить кастрюлю на место и назвать действие, которое ребенок совершает. «Что ты делаешь? Что ставишь?» — «Ставлю чашку, чайник, сковородку» и т. д. «Кладу ложку, нож» и т. д.
В заключение можно вспомнить, у кого какой предмет был. Тот, кто вспомнит свои предметы, получает фишку или тот же предмет, что изображен на картинке. И то и другое остается у ребенка на память.
Упражнения на закрепление действий, выполняемых с посудой. Детям раздают посуду. Необходимо показать, как ребенок ею будет пользоваться и что будет делать с ней. Дети показывают, как едят ложкой, пьют из чашки, режут ножом.
После того как дети совершили действия, логопед задает вопросы детям: «Чем едят? В чем варят?» Ребенок должен поднять соответствующий предмет — ложку, нож, кастрюлю и т. д. Затем логопед предлагает назвать предмет и что с его помощью можно делать. Ложка (что будешь делать?). Есть, буду есть. Сковорода (что будешь делать?). Жарить, буду жарить и т. д.
Игры-загадки. Логопед изображает действия без предметов, имитируя еду, питье и т. д. Нужно отгадать: что он делает? — Ест, варит (ставит кастрюлю на плиту) и т. д. Отгадывающий получает фишку или картинку.
Работа по сюжетной картинке(картинка «Посуда»).
Каждому из детей раздают одну и ту же картинку (сюжетную). Логопед медленно излагает сюжет изображенного на картинке. Дети по своей картинке поочередно показывают, о чем логопед рассказывает. Например, дети играют (показывают двух девочек). Таня держит куклу. Валя варит обед. Мишка сидит. На столе посуда. На плите кастрюля, сковородка. Затем логопед может задать детям вопросы по данной картинке.
Логическиеупражнения. Оборудование: кукла, мишка, посуда, стоящая в стороне.
Ход занятия. 1. У тети (логопед) кукла и тарелка. Тетя будет кормить куклу. Что ей нужно, чтобы куклу накормить? (Ложку.)
2. У мишки много хлеба, ему нужен кусочек. Помогите мишке взять (сделать, получить) кусочек. Что нужно взять из посуды? (Нож.)
3. Вова хочет пить. Что ему нужно взять (дать), чтобы он мог сам пойти за водой? (Чашку.)
4. У Вовы чашка. Из чего можно налить воды? (Из чайника.)
Задания для родителей.
1. Познакомить ребенка, где дома хранится посуда (в шкафу, серванте, столе, в буфете и т. д.).
2. Какая есть посуда? — В которой готовят еду, и та, из которой едят.
3. Рассмотреть в сравнении (ложки большие и маленькие, тарелки большие и маленькие, чайники).
4. Обратить внимание на то, что посуда может биться (бьется).
5. Показать другие действия (моют, вытирают и т. д.).
6. Сходить в магазин «Посуда». Посмотреть, где покупают посуду.
7. На сюжетной картинке найти предметы посуды.
8. Чтение литературы и рассматривание картинок.
Рекомендуемая для чтения детям литература
1. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева. М., 1975, с. 64, «Кто скорее допьет»; с. 117, «К Маше пришли гости девочки»; с. 141, «Маша обедает».
2. Русский язык в картинках. Ч. I. M., 1973, с. 18—19, 83.
3. Солнышко. Киев, 1971. Уроки 13, 14, 15, 16, с. 23—24, 26— 29,31,32—34.
4. Файнштейн Л. Наш дом; Он же. Наша улица. Л., 1974.
ТУАЛЕТ
Оборудование: предметы туалета — мыло, полотенце, зубная щетка, зубной порошок, расческа, ножницы; картинки с предметами туалета.
Задания.
1. Возьми мыло. Вымой лицо. Вымой руки. Возьми полотенце.
2. Вытри лицо. Вытри руки. Возьми зубную щетку. Почисти зубы. Возьми расческу. Причеши волосы.
Задание (проводится в форме игры). Вымой кукле лицо, руки, уши. Возьми полотенце. Вытри кукле лицо, руки, уши.
Первоначально знакомство с предметами туалета проводится в ванной комнате (дома или в детском учреждении, в кабинете логопеда в поликлинике — около раковины). Лучше всего эту тему дать для отработки и закрепления родителям в домашних условиях и воспитателям при проведении соответствующих режимно-гигиенических моментов.
В словарь предлагается взять слова: ванная (комната), кран, вода, мыло, щетка, зубная паста, полотенце, мыть, вытирать, открывать, закрывать (кран), чистить, причесываться.
Приблизительные конструкции вопросов, рекомендуемых для отработки.
Аналогично разбирается утренний и вечерний туалет, причесывание волос.
Закрепление материала можно провести в игровой форме. Логопед задает вопрос детям: «Что мы делаем утром в ванной комнате?» На этом занятии вводится понятие «чистим зубы». Когда дети ответят на вопрос, можно предложить им показать утренний туалет на кукле (показать на кукле последовательность утреннего туалета).
Следующий этап: помоги мыть руки малышу (друг другу).
Вопросы (логопеда, воспитателей, позднее и детей друг к другу) | Ответы детей с помощью логопеда |
I. Куда мы вошли, что это? 2. Что мы будем делать? 3. Что ты (Лена, Оля и т. д.) будешь мыть? 4. Что нужно тебе для мытья? 5. Покажи, как будешь мыть руки, лицо, нос и т. д. Что ты делаешь? | В ванную. Ванна. Умываться, мыться. Руки, лицо, нос, уши (перечисляется то, что в данный момент будет мыться). Вода, мыло. Вызванные дети показывают, как они выполняют последовательные действия: засучивают рукава, открывают кран, берут мыло, моют руки: 1. Я открываю кран. Он (она) открывает кран. 2. Я беру мыло. Он (она) берет мыло. 3. Я мылю руки. Он (она) мылит руки. 4. Мы моем руки. 5. Я беру полотенце (он, она). 6. Я вытираю руки (лицо). Он, (она) вытирает руки, лицо. Они вытирают. Мы вымыли. |
Логические упражнения. 1. Мы пришли в ванную, открыли 'Воду. Сумеем мы вымыть руки? Что нам еще нужно? (Мыло.)
2. Мы пришли в ванную, взяли мыло, приготовили полотенце. Что нам нужно, чтобы вымыться? (Вода.)
3. Мы вымыли руки. Чем мы должны их вытирать? Что нам Нужно? (Полотенце.)
4. Детям раздают картинки, на которых изображены: кран, врыло. Нужно узнать, что еще нужно: а) полотенце; б) мыло, полотенце. Что еще нужно? (Вода.); в) открытый кран, полотенце. Что еще нужно? (Мыло.)
Задания для родителей.
1. Постоянно в ванной комнате повторять действия, которые производятся с предметами туалета.
2. Рассматривание картинок из книги Л. Файнштейн «Наш дом» (ванная). Л., 1974.
3. Солнышко. Киев, 1971, с. 52, 57, уроки 26, 27.
4. Русский язык в картинках. Ч. II. М., 1974.
5. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева. М., 1975, 214, «Почему кот моется после еды».
6. Твоя книга. Сост. Л. Елисеева. М., 1976.
7. Е. И. Тихеева. Игры и занятия малых детей. М., 1965.
8. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева. М., 1975.
МЕБЕЛЬ
Оборудование: мебель в кабинете и картинки «Мебель».
Задания.
1. Покажи стол. Покажи зеркало. Покажи диван. Покажи стул. Покажи шкаф. Покажи кровать.
2. Сядь на стул. Сядь на диван. Ляг на кровать. Иди к шкафу. Иди к столу. Иди к зеркалу.
3. Возьми из шкафа мяч. Возьми из шкафа куклу. Положи мяч на стол. Положи куклу на стул.
Закреплением этой темы может служить игра в лото. Она проводится так же, как и игра в лото по теме «Игрушки».
В этой теме целесообразно провести сравнение мебели по картинкам по следующим заданиям:
1. Возьми ту мебель (на картинках), которая стоит у нас в комнате.
2. Дай мне (логопеду, воспитателю) картинку с мебелью, которая стоит дома, в комнате.
3. Найди на картинке и покажи, какая нарисована мебель.
4. Логопед дает картинки: а) стол, стул, буфет, шкаф; б) кровать, диван, кресло — и просит назвать все это одним словом.
При рассматривании сюжетных картинок уточняется, где стоит мебель (в доме, в комнате), затем назначение мебели (стул нужен, чтобы сидеть) и т. д.
Можно задать детям вопросы:
На чем еще можно сидеть? (На кресле, на диване, на табуретке.) На чем спят? (На кровати.)
При отработке этой темы целесообразно упомянуть, что мебель сделана из дерева, а затем провести сравнение по величине.
В доме есть стол большой и стол маленький, стул большой и стул маленький; по назначению: шкаф для одежды, для книг.
Логические упражнения.
Реши задачу: Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?
Мама выгладила всю одежду, белье и хочет убрать. Куда она уберет одежду?
Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?
Задания для родителей и воспитателей.
1. Дома еще раз закрепить, где какая мебель, ее назначение.
2. Сходить в мебельный магазин, посмотреть, где покупают мебель, отметить, что в магазине много мебели.
3. Провести сравнение (стул большой — маленький), найти сходство и различие (сходство: у всех столов много ножек, одна крышка; различия: крышки разной формы) и т. д.
ПИЩА
Оборудование: 1) пища — булка, хлеб, масло, сыр; 2) картинки «Пища».
Задания.
1. Покажи булку. Покажи сыр. Покажи масло. Покажи хлеб.
2. Возьми булку. Возьми хлеб. Возьми масло.
3 (проводится в форме игры). Возьми куклу Лялю, Тату, Тому. Дай кукле Ляле булку. Дай кукле Тате сыр. Дай кукле Томе воды.
С понятием пища целесообразно знакомить детей перед едой или во время еды, давая названия тех продуктов, которые дети едят, но не требуя от них повторения названий (это можно провести после еды). Вначале логопед знакомит детей с названиями пищи: каша, хлеб, чай и т. д., а затем с глаголами есть, пить. Логопед говорит детям, что пищу еще и варят, жарят — ее готовят.
В этой же теме можно отработать логико-грамматические отношения и грамматические конструкции.
Вопросы логопеда | Ответы детей |
1. Что ты (он, она) будешь (будет) делать? | 1. Я буду есть. Он будет есть. |
2. Где ты будешь есть? | 2. За столом. |
3. Что ты ел (ела)? | 3. Кашу, суп и т. д. (в зависимости от того, что ел). |
4. Что Вова (Саша) ел? И т. д. | 4. Суп, кашу, мясо, сыр и т. д. |
Рекомендуемые для отработки конструкции предложений:
I. Я ем суп, кашу и т. д.
Я пью чай, кофе, кефир, молоко и т. д.
II. Вова (он) ест суп, кашу, мясо.
Оля (она) ест суп, кашу, мясо.
Вова (он) пьет чай, кофе, кефир, молоко.
Оля (она) пьет чай, кофе, кефир, молоко.
III. Мы едим суп.....
Вова и Оля едят суп.
Они едят.....
IV. Мы пьем чай.....
Они пьют чай.
Заучивание коротких рассказов по картинкам:
I.1) На столе каша. Валя ест кашу.
2) На столе молоко. Вова пьет молоко.
3) Мама дала сок. Таня пьет сок.
II. Вот кастрюля, плита. Валя варит суп. Вова держит мишку. Таня кормит мишку.
Рассказы должны состоять не более чем из двух-трех предложений.
Работе над картинкой предшествует разбор сюжета. Предлагается назвать посуду, вспомнить действия, которые производятся с посудой. Ответить на вопросы логопеда по данной картинке. (Ответы могут быть односложные, а логопед оформляет их в короткие фразы и предлагает для заучивания.)
Фрукты
Оборудование: 1) фрукты (если возможно); 2) картинки «Фрукты».
Задания.
1. Покажи яблоко. Покажи виноград. Покажи землянику. Покажи сливу. Покажи грушу. Покажи мандарин.
2. Положи яблоко на стол. Положи сливу на стол. Положи грушу на стол. Положи мандарин на стол. Возьми яблоко. Покушай яблоко. Возьми мандарин. Покушай мандарин.
Для последующего введения в словарь можно рекомендовать существительные яблоко, апельсин, груша, слива, мандарин, абрикос (в зависимости от сезона). Глаголы покупать, мыть, есть.
При знакомстве с понятием фрукты проводятся беседы о том, где растут фрукты — в саду (дается понятие сада), на дереве. Рекомендуется подобрать несколько картинок, дающих представление о последовательном появлении фруктов: 1. Посадили дерево. 2. Поливали дерево, ухаживали за ним. 3. Сбор урожая.
Грамматические конструкции с существительным в винительном (кого? что?) и дательном (кому? чему?) падежах, вводимые в самостоятельную речь
Вопросные формы и задания | Предполагаемые ответы |
1. Что ты видишь? | Яблоко, грушу, апельсин. |
2. Что ты хочешь? | Я хочу яблоко, грушу. |
... хочу яблоко, грушу. | |
... яблоко, грушу. | |
3. Что ты возьмешь? | Яблоко, грушу, ... |
Я беру яблоко. | |
4. Возьми! Что ты делаешь? | ... беру яблоко, грушу и т. д. |
5. Что будешь делать? | Буду есть ... |
Дай Вале яблоко! | Даю. |
Что ты делаешь? | Даю ... |
Кому? | Вале (Оле, Саше). |
Что? | Яблоко, грушу, апельсин. |
Рекомендуемые конструкции фраз для отработки в самостоятельной речи. (Рассказ.)
1. Вот сад. Там деревья растут. Это яблоня. Это яблоки.
2. Я хочу яблоко. Я беру яблоко. Я буду есть яблоко. Я даю яблоко Саше. Саша будет есть яблоко.
3. Мама купила грушу. Мама вымыла грушу. Мама дала Саше грушу. Саша ест грушу.
В теме «Фрукты» проводится знакомство с понятиями вкусовые качества, сладкий — кислый (яблоко, лимон) и т. д.
Закрепляются понятия большой, маленький, круглый (берут те фрукты, которые имеют круглую форму).
ОВОЩИ
Оборудование: 1) настоящие овощи (если возможно); 2) картинки «Овощи».
Задания.
1. Покажи капусту. Покажи свеклу. Покажи морковь. Покажи помидор. Покажи огурец. Покажи репу, лук.
2. Возьми морковь. Покушай морковку. Возьми огурец. Покушай огурец.
Понятие овощи отрабатывается аналогично понятию фрукты. Из логико-грамматических категорий вводится форма родительного падежа с предлогом у (у кого) —у Вали, у Саши.
Вариант заданий по теме «Овощи».
Знакомство с названиями предметов, входящих в понятие овощи.
У логопеда на столе разложены овощи: морковь, лук, капуста, картофель, свекла, огурец, помидор.
Дети должны:
1) уметь по просьбе логопеда взять названный овощ;
2) уметь вслед за логопедом повторить название взятого овоща;
3) сложив все корнеплоды, уметь назвать их обобщающим понятием овощи;
4) выделить овощи только круглой формы;
5) уметь по просьбе логопеда показать, у кого какой овощ, и т. д.
Вариант заданий к самостоятельному повторению предметов из темы «Овощи».
Разобрать сюжетную картинку с изображением «Овощи».
По просьбе логопеда назвать те овощи, которые видят (можно И те, которые знают). Отработать вопросы: где растут овощи? (В огороде на грядке.) Где мы их берем? (Покупаем в магазине.) Что с овощами делают? (Едят, варят.)
Рекомендуемые грамматические конструкции для введения в понимание в самостоятельную речь
Рекомендуемые вопросные формы | Предполагаемые и рекомендуемые варианты ответов |
Что это? Что я держу? Что я показываю? Что можно делать? Для чего нужна (нужен)? Кому я дала морковь? лук? У кого морковь? У кого лук? У кого капуста? | Морковь, капуста Лук, огурец и т. д. » » Есть, варить. » » Оле, Вове, Андрею и т. д. У меня морковь. У меня лук. У Вали капуста. |
Игры-задания
1. Каждому из детей логопед дает задание отобрать из массы картинок одним овощи, другим — фрукты.
2. На картинку, где нарисовано дерево, положить (посадить) фрукты. На картинку, где грядка, положить (посадить) овощи.
Вариант 1.
В предлагаемых картинках найти лишнюю.
1) Ложка, чашка, тарелка, яблоко.
2) Шапка, шуба, шарф, кукла.
3) Кукла, машина, мишка.
4) Яблоко, груша, слива, нож.
5) Мыло, полотенце, расческа, майка.
Уметь назвать обобщающим понятием перечисленные предметы (3—4 из одной категории).
Закрепление обобщающих понятий. Вариант 2.
1) Картинки разложены квадратиками или рядами, в каждом по 4—8. Логопед предлагает показать, что нужно для еды, для одевания, для игры, сопровождая это обобщающим понятием: покажи, дай, где? (Посуда, одежда, игрушки, фрукты и т.д.)
яблоко, груша, слива (фрукты); помидоры, огурцы, капуста (овощи); береза, липа, клен (деревья); пароход, самолет, машина (транспорт); стол, стул, шкаф (мебель).
2) Возьми, что будешь надевать. Какую одежду?
3) Какая посуда тебе нужна?
4) Что, какие игрушки возьмешь для игры?
Вариант 3.
1) Уметь по сюжетной картинке назвать и показать игрушки, мебель, посуду, одежду, овощи, фрукты.
2) По показу (имитации действия) назвать само действие.
3) Самостоятельно по небольшой (с одним действующим лицом) сюжетной картинке составить предложения по схеме:
Что? | Что делает? |
предмет | действие |
Что? | Какой, какая? |
предмет | качество |
Предъявляются предметы и действия, имеющиеся в активном словаре ребенка (качество произношения во внимание не берется).
Словарь, который должен быть в активе ребенка по мере прохождения и отработки выше перечисленных тем:
Существительные (слова-предметы): мама, папа, бабушка, дедушка, кукла, мишка, зайка, кубик, машина, мяч, стол, стул, диван (кушетка), вешалка, шкаф, кровать, зеркало, шапка, шуба, пальто, плащ, шарф, варежки, брюки, рубашка, кофта, куртка, майка, трусы, платье, юбка, сапоги, валенки, туфли, ботинки, ложка, чашка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковородка, каша, суп, хлеб, сыр, масло, молоко, кефир, мясо, конфета, печенье, яблоко, груша, апельсин, лимон, морковь, лук, капуста, картофель, огурец, помидор.
Глаголы: хотеть, играть, сидеть, идти, бегать, спать, одевать (надевать), снимать, убирать, есть (кушать), варить, мыть, стирать, сушить, резать, пить, наливать, покупать, сажать, расти.
Местоимения: я (он) — она; мы — они.
Числительные: мало, один — много.
Прилагательные: большой — маленький, кислый — сладкий— горький, круглый.
Наречия: много — мало, тут, там, вот.
Имена собственные — уметь называть имена детей и членов семьи.
Приблизительные конструкции предложений, которыми дети должны владеть (с помощью логопеда).
1) Называть изолированно предмет, действие, отвечая на вопросы: кто? что? что делает? что сделал?
кто? что делает?
мальчик сидит
что? что делает?
яблоко лежит, упало
2) Назвать место расположения предмета, используя наречия тут, там, вот.
Там кукла. Тут мишка.
3) Употребление фразы с прямым дополнением.
Я хочу мишку. Я хочу яблоко. Вова надевает шубу.
4) Употребление предлога у в значении у кого. У Вали мяч. У Толи книга.
Логико-грамматический разбор(ответы на вопросы при построении фразы обязательны).
Кто надевает шубу?— Вова.
Вова что делает?— Надевает.
Что надевает Вова?— Шубу.
Или: Вова надевает что?— Шубу.
Вова надевает шубу.
5) Построение словосочетания (слово-предмет и его качество, ответ на вопросы: какой? какая? какое?).
Мяч большой — мяч маленький.
Шапка большая — шапка маленькая.
Мяч большой, круглый.
Груша сладкая — лимон кислый.
6) Введение в речь наречий с помощью вопроса «сколько?». Сколько игрушек?— Много.
Сколько кукол?—Мало.
7) Построение предложений с использованием местоимений. Я иду. Он несет. Они моют руки. Мы идем гулять.
Задания для родителей
Сходить в магазин, в овощную палатку. Посмотреть, где продаются овощи, фрукты, просмотреть картинки, прочитать.
1. Посадила Маша яблоньку.
2. Л. Файнштейн. Наша улица. Л., 1974.
3. Русский язык в картинках. Ч. I. M., с. 34, 36, 94—97.
4. Солнышко. Киев, 1971, уроки 14, 15, 17, 20, 47, 48, 49.
5. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева. М., 1975, с. 382, «Овощи» Ю. Тувима.
Варианты закрепительных упражнений по темам: «Игрушки», «Одежда», «Туалет», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты».
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Оборудование: 1) игрушки — корова, коза, лошадь, собака, овца, кошка; 2) картинки «Домашние животные».
Задание.Покажи корову. Покажи кошку. Покажи козу. Покажи лошадь. Покажи овцу. Покажи собаку.
Игра в лото«Домашние животные».
Логопед. Дай мне корову, собаку, кошку...
Ребенок. На корову (называет предметы доступной ему речью).
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Оборудование: 1) игрушки — белка, зайка, лиса, медведь, Волк, слон, лев; 2) картинки «Дикие животные».
Задания.
1. Покажи белку. Покажи зайку. Покажи медведя. Покажи зайку. Покажи волка.
2. Из набора разрезных картинок «Домашние и дикие животные» сначала взять домашних животных, затем диких животных.
Играв лото«Домашние и дикие животные». Игра проводится так. Логопед спрашивает детей: «У кого зайка? У кого корова?»
Ребенок должен произносить доступной ему речью: «У меня зяйка. У меня корова».
ПТИЦЫ
Оборудование: 1) игрушки «Птицы»; 2) картинки с изображением птиц — петух, курица, индюк, цыплята, утка, гусь.
Задание.
Покажи петуха. Дай мне петуха. Покажи курицу. Дай мне утку и т. д.
Из набора разрезных картинок «Животные и птицы» выбрать Сначала птиц, затем животных.
Игра в лото «Птицы» проводится так же, как и предыдущая.
ВИДЫ ТРАНСПОРТА
Оборудование: 1) игрушки — машина, поезд, лодка, пароход, самолет; 2) картинки. Задания.
1. Покажи метро. Покажи машину. Покажи пароход. Покажи Самолет. Покажи поезд. Покажи лодку.
2. Возьми пароход. Возьми самолет. Возьми машину. Возьми /Лодку. Покатай машину.
Игра в лото по типу предыдущих игр.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ