Повышайте производительность, развивайте свои навыки

Взяв под контроль расписание и избавившись от деятельности, не связанной с вашими ключевыми компетенциями, вы экономите немало часов, но в долгосрочной перспективе лучшим способом увеличить количество свободного времени будет повышение профессионального мастерства.

Мне не нравится идея поощрять людей за «многолетний опыт», поскольку многие годами остаются на одном и том же месте, никак не развиваясь. Тем не менее очень приятно осознать, что со временем можно лучше овладеть своей работой. Иногда вам начинают лучше удаваться мелочи, которые сильно влияют на производительность, хотя сами вы этого не осознаете. У повара, который жарит глазунью, яйцо всегда растекается в идеальный круг. Когда я только пришла в журналистику, мне поручали написать статью, например, на 1000 слов. Я выдавала черновик, нажимала на «количество слов», получала 1600, и текст было очень трудно обрезать, никак не повлияв на главную мысль. Восемь лет спустя этого больше не происходит. Если мне надо написать 1000 слов, в первом наброске будет от 900 до 1100. Я не считаю, пока пишу, — просто теперь я чувствую, сколько слов в любом моем тексте. Я знаю, сколько материала уместится в эту длину, если писать сжато, и сколько информации мне необходимо найти предварительно.

Некоторые люди наделены природной способностью делать определенные вещи лучше других, и работу стоит выбирать в сферах, связанных с ними. Но если что-то получается у вас хорошо, это не значит, что нельзя сделать еще лучше. Единственный способ этого добиться — сосредоточенная «сознательная практика», как показывает Джефф Колвин в книге «Талант переоценили» (Talent Is Overrated).

Для этого, по мнению Колвина, необходимо глубоко погрузиться в мастерство и критически изучить другие его образцы, чтобы узнать о нем все возможное. Также нужно анализировать собственную работу и просить об этом других людей, делая акцент на слабые места, а также снова и снова прорабатывать их, добиваясь улучшений. Что бы вы ни делали, делать это надо много. Если вы хотите при этом вести личную жизнь, что желательно, основная часть рабочих часов должна быть посвящена сути этого ремесла, и каждое задание должно рассматриваться как шанс добиться улучшений.

В прошлом году, работая над этой книгой, я попыталась внедрить эти правила в собственную жизнь. Сейчас я стараюсь читать один роман в месяц, а также длинные документальные материалы, чтобы подмечать эффективные приемы. Когда ты видишь, что даже у великих писателей случаются не самые удачные моменты, это успокаивает. Я поняла — важно не избавиться от недостатков, а писать достаточно увлекательно, чтобы скомпенсировать эти недостатки. Я обратилась к специалистам, чтобы они проанализировали мои тексты. Я сама анализирую свои тексты. Не слишком ли часто я использую слово «фактически»? Я учусь искать его в тексте и вычеркивать в половине случаев. Я пишу столько, сколько могу, стараясь тратить на это половину рабочих часов. Если у меня нет задания, то я пишу в блог или дневник или делаю наброски для следующей попытки написать художественное произведение. В любом случае, это более разумная трата времени, чем зависание на Facebook или сочинение коротких статей на темы, которые меня не волнуют.

Приступив к совершенствованию своего мастерства, составьте список признаков, которые покажут, что у вас стало получаться лучше. Может быть, ваши коммерческие предложения стали принимать чаще и у вас остается больше времени на их воплощение, а также на привлечение более крупных клиентов. Может быть, потенциальные клиенты стали звонить вам сами. Планирование уроков или составление меню занимает меньше времени. Кажется, вам чаще везет, потому что вы сами создаете свое везение. Когда эти вещи начинают происходить достаточно часто, у вас находятся силы, чтобы отказаться от отвлекающих факторов. А когда они начнут происходить постоянно — когда вы будете работать как отлаженная машина, — карьеру можно будет вывести на новый уровень.

Контролируем расписание

Список «100 вещей, о которых я мечтаю» содержит то, чего вы хотите — в личной и профессиональной жизни. В этой главе мы рассмотрели, как добиться профессиональных целей в рабочей части 168 часов. На некоторые крупные цели могут потребоваться десятилетия, но даже их можно свести до уровня повседневной жизни — то есть к одному часу за раз. Задайте себе следующие вопросы.

· Чего я хочу достичь на работе за год? То есть, условно говоря, какие итоги я хочу подвести перед следующим Новым годом?

· Какие выполнимые шаги требуются для этих целей? Сколько часов займут эти шаги?

· Сколько часов в неделю я хочу работать? Умножьте это на 50, чтобы получить округленное общее число на год (от 1500 до 3000, если вы работаете 30–60 часов в неделю).

· Реальны ли мои цели с учетом доступного времени?

· Где можно найти место для этих задач в моем графике?

· От каких задач мне бы хотелось отказаться на работе?

· Что из этих вещей можно проигнорировать? Свести к минимуму? Поручить другим людям?

· Как можно повысить мое профессиональное мастерство?

Признаки того, что со временем мой профессионализм повысился

1. _____________________________________________________

2. _____________________________________________________

3. _____________________________________________________

5. Анатомия прорыва

История карьерного прорыва Леи Ингрэм рассказывается в двух вариантах. Вот первый — рассказ о сказочном везении из тех, что можно услышать на фуршете. Несколько лет назад Ингрэм, ее муж и две дочери переехали в дом мечты — белый колониальный особняк на тенистой улице в городе Нью-Хоуп, что в Пенсильвании. К сожалению, из-за коммунальных издержек и остаточных долгов по раздутому кредиту под залог их прежней недвижимости жизнь в доме мечты оказалось дороже, чем предвидели Ингрэмы. По мере того, как в экономике шел спад, Ингрэм искала способы экономить. Она начала вести блог о приключениях своей семьи — как они стирали в холодной воде, пользовались библиотечным абонементом и делали покупки в секонд-хендах. Когда осенью 2008 года еженедельник BusinessWeek решил выпустить номер на тему «Новый век бережливости», журналист нашел блог Ингрэм и выбрал ее весьма привлекательную семью для фото на разворот. Спустя короткое время она получила заказ на книгу под названием «Внезапно бережливые» (Suddenly Frugal). Это был большой прорыв автора-фрилансера с многолетним опытом.

А вот вторая версия этой истории. Ни в статье BusinessWeek, ни в договоре на книгу не было ничего случайного.

Несколько лет назад Ингрэм, которая обеспечила себе нишу в профессии, описывая правила этикета и свадебные церемонии, осознала: «Если мне еще хотя бы раз придется писать о чьей-то свадьбе, я начну биться головой об стену». Она росла в бережливой семье, и, когда выяснилось, что сорокалетний рубеж она перешла с чрезмерными в ее понимании долгами, Ингрэм решила сделать экономную жизнь своей новой специализацией. «Я видела столько людей, которые начинали вести блог, а потом это вырастало в книгу, что отбросила осторожность и отдала свое предприятие на волю судеб». Она решила делать записи в блог о бережливой жизни около пяти раз в неделю, чтобы завоевать позиции. Она знала, что на это может легко уйти 5–10 часов из ее 168 и что за это ничего не заплатят, но объяснила свое решение так: «Эта тема для меня важна. Я считаю, что она актуальна и может вылиться в книгу, поэтому к черту сомнения».

Сначала дела шли как по маслу. В начале 2007 года на конференции по журналистике она встретила «звездного агента». Потом направила ему запрос о своей идее для книги: как сохранить «зелень» (деньги), оставаясь при этом «зеленым» (экологически чистым). Агенту понравилась концепция, и он согласился представлять Ингрэм. Он предлагал ее заявку издательствам весь 2007 год, но в результате «ничего, ничего, ничего… “Зеленый” поезд ушел. Он был упущен. Агент переходил от первого эшелона издателей ко второму и третьему», но везде получал отказ. Поэтому Ингрэм продолжала вести блог о бережливости, одновременно занимаясь другими делами, чтобы оплачивать счета.

Иногда она задавалась вопросом, стоит ли вообще вкладывать в это время и силы. Однако спустя год, в течение которого она писала в блог по пять раз в неделю и рекламировала его в разных социальных сетях, ее начали замечать. Тут произошел коллапс в экономике. Новостные медиа начали искать примеры бережливых семей. Кто-то нашел ее сам, других нашла она — с помощью электронной почтовой рассылки «Помогите репортеру» (я тоже пользовалась ей, чтобы найти «настоящих людей» — в том числе для этой книги). Она начала давать интервью. Компания Colgate-Palmolive, производитель потребительских товаров, предложил ей выступить в качестве эксперта с их стороны («экологичной и экономной мамы») в телепередаче, посвященной дню Земли, и тогда она получила пятизначный гонорар, в сущности, за один день работы. «Тогда я начала понимать, что затея с блогом может каким-то образом во что-то вылиться», — говорит Ингрэм.

В сентябре 2008 года журналист BusinessWeek разместил запрос в рассылке «Помогите репортеру», в котором сообщил, что ему для большого очерка нужны люди, недавно перешедшие на экономный образ жизни. Ингрэм послала ему свою историю и ссылку на блог, который к тому времени был уже достаточно наполнен, чтобы Хамм увидел: Ингрэм может связно общаться с журналистами и говорить на камеру; она живет достаточно близко от Нью-Йорка, чтобы к ней можно было приехать, но не в самом Нью-Йорке (журналисты из общенациональных медиа практически никогда не хотят писать о жителях Нью-Йорка); она достаточно хорошо выглядит для большой статьи в журнале и уже преуспела в выплате долгов (недавно закрыла кредит на машину в 20 000 долларов). Он позвонил, а потом приехал, чтобы лично взять интервью. Затем его коллеги прибыли к ней в дом в городе Нью-Хоуп, чтобы снять фото и видео для сайта BusinessWeek. Когда я открыла номер за 8 октября, посвященный теме «Новый век бережливости», на меня со страниц смотрели Ингрэм, ее муж, дети и собака.

И не я одна прочла эту статью. Еще ее прочел редактор из Workman Publishing, которому очень понравилась ее концепция, и он спросил, нет ли у нее заявки на книгу. Она сказала: интересно, что вы спрашиваете. Ингрэм немного переделала предыдущую заявку, чтобы усилить акцент на бережливость и приглушить тему экологии. К сожалению, редактор из Workman не смог продать заявку редакционному совету. Однако агент Ингрэм убедил ее снова предложить книгу под новым названием и с новым уклоном. В ноябре 2008 года он опять разослал заявку издательствам. Чтобы не думать о новом потоке отказов, за январь 2009 года Ингрэм написала черновик романа для молодежи на 58 000 слов. Да, только за январь. Я не шучу. Но наконец все сошлось. К концу месяца ей поступило предложение от Adams Media. «Не гигантское предложение, но все же предложение», — говорит она. После почти двух лет ежедневного труда она смогла приступить к книге о новой области своих знаний и вывести карьеру на следующий уровень.

Может быть, вы подобно Ингрэм чувствуете, что жизнь и карьера находятся в поворотной точке. Вы знаете, что занимаетесь подходящей работой или, по крайней мере, близки к этому. Вы взяли расписание под контроль и вычистили из него как можно больше работы, не связанной с ключевыми компетенциями. Вы какое-то время занимались «сознательной практикой» профессионального мастерства — и, возможно, даже потратили на это 10 000 часов, необходимых, чтобы стать специалистом мирового класса. Что теперь? Как добиться прорыва?

История Ингрэм — по крайней мере, вторая ее версия — типична для своего жанра. В том смысле, что она подразумевает массу недооцененной и неоплачиваемой предварительной работы, а также использование появившихся шансов по максимуму. С другой стороны, ее история дает много причин для оптимизма и показывает, как распределить 168 часов, чтобы получить от жизни максимум. Хотя Ингрэм определенно много работала, ей не пришлось превращаться в отшельницу, чтобы воплотить свое видение в реальность. Она занималась этим, одновременно выставляя шестизначные счета за другие проекты — и я, такой же фрилансер, могу сказать, что это трудно. Она добилась своего, одновременно находя время, чтобы писать роман, каждое утро по часу гулять с собакой, считать статистику баскетбольной команды своей дочери и почти каждый вечер готовить ужин для семьи.

Меня это вдохновляет, поскольку ее история противоречит преобладающему в нашей культуре стереотипу, что большие карьерные достижения неизбежно конфликтуют с личной жизнью. Хотя вроде бы масса существующей литературы о сочетании работы и личной жизни и не ставит целью донести до нас эту идею, тем не менее мы ее усваиваем. В книге «Женщиномика» (Womenomics) Клэр Шипман и Кэтти Кей пишут, что они «дружески советовали друг другу отказываться от выгодных должностей и избегать соблазнительных повышений по службе, который могли бы нарушить баланс повседневной жизни, достигнутый с таким трудом». В наши дни нельзя открыть журнал о бизнесе и не прочесть жизнерадостные статьи о компаниях, которые разрешают людям идти на «дауншифтинг» или развивать карьеру не вверх, а в сторону, или об университетах, которые разрешают откладывать решение вопроса о пожизненном контракте до тех пор, пока у людей не появятся дети, и тому подобное — все во имя баланса между работой и жизнью. В этих идеях нет ничего плохого. И они определенно лучше и для экономики, и для людей в целом, чем мысль о необходимости работать 100 % или 0 % времени. Как мы увидели в главах выше, работа редко занимает 100 % времени, даже если людям так кажется. И полноценная личная жизнь — как мы увидим в последующих главах — тоже никогда не требует 100 % времени.

Итак, хотя программы для достижения баланса между работой и жизнью — отличная вещь, я все же не согласна с неотъемлемой во многих случаях предпосылкой о том, что нельзя сделать Карьеру с большой буквы, ведя интенсивную личную жизнь, в которую входит воспитание нескольких детей или напряженные занятия физической культурой, волонтерской деятельностью и другими страстно любимыми вещами. Вы вполне можете продвинуться по карьере, одновременно вкладываясь в другие сферы жизни. Это не легко, особенно в краткосрочной перспективе, — гораздо легче делегировать 100 % личной жизни супругу или разрушить здоровье и отношения, исходя из ошибочной установки, что это необходимо для «искусства». Но, поскольку у этих действий есть собственные долгосрочные последствия, люди, которые хотят извлечь максимум из 168 часов, следуют немного другой формуле для достижения карьерных прорывов, чем преобладающий в культуре стереотип о неизбежном отшельничестве.

Вот анатомия прорыва для занятых людей, живущих сбалансированной жизнью.

Знайте, как выглядит следующий уровень.

Определите, каковы показатели успеха и от кого он зависит.

Работайте вплоть до момента убывающей доходности.

Расскажите хорошую историю.

Будьте открыты возможностям и планируйте вероятности.

Будьте готовы оседлать волну.

Наши рекомендации