Настоятели, игумены, строители муромского монастыря.

ЛАЗАРЬ МУРОМСКИЙ

Время донесло до наших дней документ, позволяющий представить возникновение и становление этой православной обители и человека, ставшего ее основателем. Исследователи назвали этот документ «Завещанием». Составленное на церковно-славянском языке, очень схожим с болгарской «кириллицей», оно является любопытным повествованием о жизни основателя монастыря, о вполне конкретных личностях Новгородской республики и далекой от нас Византии, о имевшихся в те времена исторических фактах.

«Аз, многогрешный инок, Лазарь Римский обители Высокогорския, постриженник отца нашего игумена Афанасия Дискета...» - так начинает повествование о себе и о будущем монастыре его основатель.

Исследователи прошлого века дают неоднозначную оценку этому документу и личности основателя монастыря. Барсов считал, что Лазарь был третьим подвижником на Обонежье, организатором и основателем первоначальной культуры и гражданского развития пудожского края. Спорна, по мнения исследователей, и дата возникновения монастыря. Одни утверждают 1189 год от Рождества Христова, другие - 1350 год, то есть поддерживают дату, указанную в «Завещании». Но, поскольку не выявлено альтернативного документа, при освещении истории создания монастыря и личности Лазаря, необходимо исходить из «Завещания».

Итак, кто же такой Лазарь Муромский?

Преподобный Лазарь Муромский был грек по национальности, родом из Константинополя. В своем родном городе он принял иночество в Высокогорском монастыре от старца Афанасия Дискота — строителя многих обителей. Затем преподобный 8 лет находился под руководством кесарийского епископа Василия. В 1343 году епископ Василий, желая укрепиться духовным благословением русской церкви, отправил преподобного Лазаря, как знатока иконописи, с иконами и дарами к Новгородскому святителю Василию (память -10 февраля, 4 октября, 3 июля). Преподобный Лазарь должен был сделать для Кесарийской епархии список с великой Новгородской святыни - иконы Софии, Премудрости Божией (память 15 августа) и составить описание новгородских церквей и монастырей. Встретив преподобного, Новгородский святитель до земли поклонился гостю и благословил его остаться в устроенном им монастыре. Десять лет верно служил преподобный Лазарь святителю Василию, а в 1352 году, после кончины святого архипастыря, он «своими руками одел в готовые одеяния святое тело и много пролил слез». Опечаленный тем, что лишился он теперь обоих своих наставников (о кончине кесарийского епископа преподобный узнал ранее по письмам), преподобный Лазарь думал возвратиться на родину. Но вскоре во сне ему явился святитель Новгородский и указал «идти в северную сторону к морю, к острову Мучь, на озере Онега» (Муромский остров на Онежском озере). А в скором времени и его первый наставник, епископ Кесарийский, во сне повелел ему идти на то же место и основать обитель. По летописям известно, что в то время новгородцы предпринимали первые попытки обратить в христианскую веру народы, населявшие Поморье. Но не сразу смог попасть святой Лазарь в те земли - владелец «острова» Новгородский посадник Иван Фомин долго не уступал его. Усердно молился преподобный Пречистой Богородице и святому Иоанну Предтече и плакал у гроба святителя Василия. И упорство землевладельца было сломлено: однажды самому Ивану Фомину святитель Василий явился в «грозном виде» и приказал отдать «остров» «другу нашему Лазарю», ибо там «прославится имя Матери Божией». Прибыл святой Лазарь один на благословенное место. Поставил крест, хижину и «малую храмину» - часовню. Вскоре о нем прослышали жившие у озера лопари и чудь, и много страданий пришлось ему претерпеть от них: они спалили его хижину, вредили чем могли, не раз били его, гнали с «острова», преследовали, чтобы убить. Но Бог и Царица Небесная охраняли Своего угодника. На месте сожженной хижины преподобному Лазарю явилась чудом уцелевшая от огня икона Успения Пресвятой Богородицы, которой его благословили при постриге и Глас повелительный был от нее:

«Неверные люди станут верными, будет единая Церковь и единое стадо Христово. Поставь на сем месте церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы». В другой раз видел святой, как это же место благословила «Жена светолепная, сияющая золотом и благообразные мужи поклонились ей». А вскоре к преподобному пришел сам старейшина лопарей и просил исцелить слепорожденного ребенка: «...тогда мы уйдем с острова, как приказывают твои слуги». Понял преподобный Лазарь, что это Ангелы Небесные, и возблагодарил Господа. Он исцелил слепого ребенка, прочитав над ним молитву и окропив святой водой. После этого «злые люди» покинули остров, а отец исцеленного впоследствии стал монахом, и все сыновья его крестились. С тех пор к преподобному стали приходить многие из дальних мест — он их крестил, постригал в иночество. Пришли к нему и его соотечественники из Константинополя - святые иноки Елеазар, Евмений и Назарий (память 4 июня) - будущие основатели Предтеченского монастыря в Олонецком крае. Побыв в Новгороде, святой Лазарь получил от епископа Моисея (1352—1360 гг.) благословение на устроение монастыря, антиминс и священные сосуды. Были построены церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы - первая во всем Поморье, церковь Воскресения Лазаря, а также деревянная церковь святого Иоанна Предтечи с трапезой. До глубокой старости устраивал и укреплял Муромский Успенский монастырь его ревностный настоятель преподобный Лазарь. Время кончины было открыто ему в видении его верным покровителем святителем Василием Новгородским. Выбрав с братией достойного преемника себе - афонского старца Феодосия, причастившись Святых Животворящих Тайн и благословив всех, святой Лазарь отошел ко Господу 8 марта 1391 года в возрасте 105 лет. Погребли его в часовне, рядом с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Житие святого было записано старцем Феодосией со слов самого преподобного. В середине XV века в обители преподобного Лазаря Муромского игуменом был преподобный Афанасий.

В «Завещании» Лазаря часто упоминается «остров Мучь», или «остров на Муромском». Современный ландшафт окрестностей озера Муромского не имеет даже намека на островное положение монастыря. Русская православная церковь причислила преподобного Лазаря к лику святых и отмечает этот день 21 марта по новому стилю.

Исследователи более позднего периода развития монастыря связывают имя Лазаря с маленькой часовней, которую он построил вместе с братией. В газете «Зодчий» за 1877 год Л.В. Даль поместил рисунок маленькой кладбищенской церкви Лазаря. По его описанию, это микроскопическая церковь, ее сени клетчатые, а не рубленые, двери и ставни - без навесок, на шипах из дерева. Несколько странная рубка стен - паз выполнен в нижнем бревне. Иконостас церковки сведен до минимума, отверстие заделано доской - ранее на ней был образ благоразумного разбойника, изображенного на северных дверцах, как первого вошедшего в рай человека. Большое же отверстие - это царские ворота, каждая доска которого есть икона. В церкви много икон, пожертвованных в разное время. Даль полагал, что церковь эта построена в XVI веке.

Часовня Лазаря хорошо сохранилась до наших дней благодаря тому, что над ней в конце прошлого века была выстроена церковь-футляр. В 50-х годах реставраторы разобрали часовню Лазаря и установили в музее Кижи, где она сейчас и находится.

ФЕОДОСИЙ

Как явствует из «Завещания», правопреемником Лазаря на посту настоятеля монастыря и руководителем обители стал священноинок Высокогорской обители, «премудр бо книжной мудрости», старец Феодосии. Носил он «вериги тяжки на теле своем...». При нем в монастыре была построена трапезная.

ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИИ

Третьим главой монастыря считается преподобный Афанасий. Его, носившего на своем теле вериги, православная церковь считает чудотворцем. Афанасий как руководитель монастырской братии впервые стал именоваться игуменом.

В отличие от других исследователей Барсов полагал, что первоначальником и создателем обители как монастыря являлся игумен Афанасий. По его мнению, монастырь уже в 1387 году владел крестьянами. При допросах в 1537 году крестьяне говорили: «...крестьяне Муромского монастыря... Отцы наши жили 80 лет за теми монастырскими старцами, а сами есьмя живем 70 лет за ними же после отцов наших».

С годами и десятилетиями ширилось и крепло влияние монастырского причта на близлежащие земли и селения, он стал, говоря современным языком, «на слуху», в Новгороде. В те времена было обычным явлением дарить церкви и монастырям «отчины» и «дедины», то есть, земли отца и деда, на помин души своих усопших родителей.

По летописям известно, что великий князь Новгородский Василии Иванович Вячеслав дал (но неясно в какое время) «свою и отчину своей матери, в Муромский монастырь, лесу, землю, пожни в Гакугсе, деревню его и всю часть, и с теми деревнями пожни и полешие земли и лес, и всякие ловища и перевесища по старому их владению, а еть игумену и всем священникам и всем старцам Муромского монастыря во веки, а что ловища в Муромском озере и в реке Муромской, и около Муромского Носу и в сельгах тоже, и в Гакугсе и теми владеть того же Муромского монастыря игумену и всем старцам»... В 1483 году некий Панфилий Селифонтович дал в Муромский монастырь дополнительный вклад. По справке писца Юрия Сабурова, в 1496 году за Муромским монастырем числилась удаленная от него к северу деревня на Уножском острове: «...двор О. Семенка да его дети Муромского монастыря, двор Ульян Семенов, двор (...) с. Иги, сеют рожь два короба, а сена косят 15 копен обжа, а доходы монастырю 10 бел, а из хлеба четверть, да сыра да масла мерка и по старому письму деревня два двора, а людей пять человек, обжа треть сохи, и при старом письме прибыл двор да три человека, а доходы монастыря 10 бал, а из хлеба четверть, да сыра да масла мерка...».

ИГУМЕН ЕФРЕМ

В 1508 году во главе монастыря находился игумен Ефрем, по настоянию которого и заказу был отлит колокол весом 16 пудов, о чем и была сделана надпись на колоколе.

ИГУМЕН ЛАВРЕНТИЙ

1537-1539 годы - время правления игумена Лаврентия. Этот человек записал в историю монастыря скандальные страницы. Дело в том, что один из вкладчиков, Панфилий Селифонтович, разделил свою вотчину на пудожских землях между двумя монастырями - Муромским и Палеостровским. Однако границы были указаны нечетко, на местности не были размежеваны, и это обстоятельство породило конфликтную ситуацию. Монахи Муромского монастыря считали, что деревни Унойгуба, Чажва, Перхнаволок, Лукостров, Марнаволок, упомянутые во вкладной Панфилия Селифонтовича, принадлежат им и требовали с крестьян оброк. Крестьяне же этих деревень признавали над собой покровительство Палеостровского монастыря. В судебном протоколе по этому делу было записано следующее: «...Деялось господине, в Великий пост лета 7045 года во вторник на шестой неделе приехали те старцы Муромского монастыря Левонид и Варлаам, да и с теми слуги, з Гридею, да с Васюком и со многими людьми на наши монастырские деревни Палеостровского монастыря разбоем, Кузьмина сына и наших крестьян били и грабили, и вязали, а грабежу взяли из монастырской житницы хлеба двестей полтретью да шесть кокотов сетей плавучих да 15 переметов сиговых...».

Так возникло судное дело между Муромским и Палеостровским монастырями. Причем инициатором возбуждения этого судного дела выступил, как ни парадоксально, причт Муромского монастыря: «...Ле­та 7045 (1537 г.) бил челом Государям Великим князьям Муромского монастыря игумен Лаврентий с братией на Палеостровского игумена Корнилия и на его братию...». Узнав об этом, игумен Палеостровского монастыря Корнилий тоже подал челобитную. Эти челобитные достигли государя и последний дал грамоту дворецкому Ондрию Федоровичу Ласкиреву и дьякам Ивану Вязге Офанасьевичу, сыну Сукова, да Никите Васильеву, сыну Великой, дать на монастырские земли и ловли судей Третьяка Кривякова, Опира Михайлова.

Суд состоялся 14 сентября (по старому стилю) 1537 года, вероятно, в Кижах. На суд прибыл игумен Корнилий и старосты семи погостов. Игумен Лаврентий на суд не явился, прислав вместо себя «старцев» Леонида и Варлаама и их слуг Гридю Широкого и Васюка Чалца. «...А в суде сидели люди добрые: Ерш Сергеев сын старосты, Никита Михайлов, сын Сидорова из Кижского погоста, да Шуйской волости староста Иван Денисов сын, да Шуйской волости Денисей Офонасьев сын, Носка, да Челможские волости староста Григорей Федоров Горбачев, да Шальские волости староста Данила Никитин сын Юсов, да Семен Васильев сын Оштиков из Шалы, да Еремей Панфильев сын Куков староста Купецкого погоста, Смолен из Нигижмы. А сей судный список писал дьяк святого Спаса нашего Шальские волости Олешко Еремеев сын...».

Суд заслушал показания представителей обоих монастырей, старост погостов, опросил очевидцев разбоя и самих потерпевших. Муромцы заявили, что палеостровцы силком запахивали их землю (в Уной губе, Чажве, Перхнаволоке и Марнаволоке), ловят рыбу, ставят вешки в свою пользу, отняли починок на Марнаволоке, поставили Микулкин починок на Перхнаволоке, резали невода, за 13 лет нанесли убытков на 100 рублей и т. п. В ответ на эти обвинения игумен Корнилий привел дарственную грамоту Панфилия Селифонтовича на эти земли. Законность владения землями подтвердили старосты, потерпевшие и даже те свидетели, которых выставили от себя муромцы.

Леонид, Васюк, Гридя, Варлаам, не имея других документов, подтверждающих их право на Унойские земли, вели себя на суде скверно, перебивали свидетелей и представителей Палеостровского монастыря. Старец Леонид на суде «сильно вопиял». Последним их аргументом было требование выделить от Палеостровского монастыря борцов, выйти с ними на поле, вступить «в бой» и чья возьмет, то и будет прав.

Суд сверил тексты вкладных документов с описью Сабурова, установил, что в книгу было внесено не все. Решением суда игумен Корнилий был оправдан, а игумену Лаврентию предъявлено обвинение в незаконности посягательств на Унойские земли и иск на «двести пол-третьяца коробей ржи, да 3 рубля в московских з гривною московскою». Микулин починок на Перхнаволоке был также возвращен Палеостровскому монастырю.

Летом 1539 года царь Иван Васильевич (Грозный) дал указание кижскому старосте Спиру Михайлову, как разделить меж монастырями то, что еще не было поделено. Окончательный правёж был закончен 18 июня 1540 года с выдачей деловой разъезжей грамоты. После этого в обоих монастырских кругах воцарилось спокойствие.

Иск обоих монастырей стоил 142 рубля московских, 235 коробьев ржи, не считая убытков от разорения. По мнению исследователей прошлого века, величина штрафа говорила о способности Муромского монастыря выплатить его и о довольно крепком благополучии монастырского хозяйства.

ИГУМЕН ЗОСИМА

После Лаврентия руководство монастырем принял в 1583 году игумен Зосима. При нем монастырю принадлежало семь деревень - в Андомском погосте, на Гакугсе и под монастырем. В самом монастыре имелась церковь Лазаря и церковь Рождества Иоанна Предтечи и церковь Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, верхнешатровая, а также 19 келий, келья игумена, келья черного попа Мисаила, келья келаря Иосифа и 16 келий для братии численностью 35 человек. За монастырем находился скотный двор, в котором жил коровник Терешка Ондреев и конюшня. При них жил и дворник. Кроме деревень, в состав владений монастыря входили пустошь Борисовская, Березовец, Тетеревиное, Гора.

ИГУМЕН ИОСААФ I

В 1586 году Зосиму сменил игумен Иосааф I. Период нахождения у руководства монастырем Зосимы и Иосаафа I отмечался неблагоприятной внешнеполитической обстановкой в государстве. Россия вела Ливонскую войну с Ливонским орденом, Швецией, Польшей и Великим княжеством Литовским за выход к Балтийскому морю. Война для России шла неудачно. Боевые ливонские отряды «свейских немцев» проникли даже в пудожские земли. Войдя в Муромский монастырь, они ограбили библиотеку, подожгли главную, только что отстроенную Иосаафом I, церковь монастыря — Успенскую, и сожгли также монастырскую ограду и часть деревень, принадлежащих монастырю, существенно подорвав экономическую базу монастыря.

Через 17 лет в пудожские края вновь вторглись боевые отряды польско-литовских интервентов и «русских воров», снова запылали крестьянские избы, церкви, прочие строения.

ЧЕРНЫЙ СВЯЩЕННИК МИСАИЛ

Иосаафа I сменил черный священник Мисаил, руководивший монастырем с 1623 по 1629 год. В эти годы монастырь посетил писец Долгорукий, который зафиксировал состояние монастыря: «...две церкви (Лазаря и Иоанна Предтечи), книги, колокольница рубленая, верх шатровый, колокол в 20 пудов, колокол в 16 пудов, колокол в 12 пудов, колокол в 6 пудов и два зазвонных колокола в два пуда. На .монастыре 13 келий черного священника Мисаила, келаря Пафнутия, казначея Матвея, гостиная и девять келей со старцами и служками. За монастырем - коровник и конюшня, пашня паханая, церковь Лазаря; монастырские деревни в Мусовском носу Роди Ермолина, деревня, что была пустошь на Андоме, Каменка, деревни на Гакугсе - Князева, Скмкова, Гора, Харловская, Михалевская, деревни в Шальском погосте - Лукостров, Кургилова, Карельщина. Всего в 8 деревнях и 2 пустошах числилось 30 дворов крестьянских, а людей в них - 34 человека, да пять дворов бобыльских, а людей в них 6 человек...».

Наши рекомендации