Посты нитья- и наймитика-кармы
Кто-то может возразить, приведя следующий стих из «Вайю-пураны», цитируемый в «Хари-бхакти-виласе» (12.97):
«Достоин уважения ночной приём хавишйи или пищи без зернобобовых; заслуживает большего почтения приём фруктов, сезама, молока, воды или гхи; но наилучшим будет приём панча-гавйи [пяти даров матери-коровы – молока, йогурта, гхи, мочи и навоза] или воздуха».
Здесь даны варианты совершения поста, среди которых каждый последующий лучше предыдущего. В них представлен более широкий выбор возможностей и более широкий перечень ингредиентов одноразового ночного приёма пищи во время поста, нежели молоко с фруктами, – даже «пища без зернобобовых»! Почему же, описывая уступку, мы говорим только о молоке с фруктами, а «воздержание от зернобобовых» даже не считаем соблюдением Экадаши?
Потому что мы руководствуемся предписаниями шастр, которые регулируют посты в Хари-васар, а не другие враты. В ведической культуре, помимо постов в честь Экадаши и дней явления Шри Вишну-таттвы, существует множество иных врат, которые рекомендованы шастрами для последователей кармы, гьяны, йоги и членов общества варна-ашрамы в целом – например, посты в новолуние, полнолуние, воскресные дни и другие. Это обычные посты; они приносят материальное благополучие и счастье и являются постами наймитика-кармы, временной материальной деятельности дживы. Правила, регулирующие посты наймитика-кармы, не действуют в отношении постов в Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы, так как эти вайшнавские враты являются нитья-кармой, вечной деятельностью дживы. В главе 11 этой части эссе приводится доказательство этого утверждения, которое мы откладываем до 11-ой главы, так как некоторые, представленные там аргументы, ещё не были обсуждены нами, а ясность в понимании стиха 12.97 нужна уже сейчас – на него могут ссылаться адепты воздержания от зернобобовых, оправдывая свою слабость и смущая умы преданных. Итак, этот стих описывает различные варианты соблюдения обычных постов – постов наймитика-кармы, поэтому при объяснении льготного варианта, предназначенного в Экадаши для детей, стариков и больных людей, ни Шрила Вамана Махарадж в своей книге, ни Шрила Санатана Госвами в своих комментариях не ссылаются на него, а используют стих 12.91:
« ...и пищей им может служить лишь молоко, фрукты, корнеплоды» (Шрила Вамана Махарадж, «Экадаши-врата-катха»).
«Старики, дети и больные, проведя весь день в посте и приняв затем молоко и прочее [из того, что позволяет стих 12.91], не прервут этим Экадаши-врату» (Шрила Санатана Госвами, «Хари-бхакти-виласа», 12.91 ком.).
Предисловие к стиху 12.101 «Хари-бхакти-виласы», изданной на бенгали «Шри Чайтанья Гаудийа Матхом», подтверждает это:
«Строго говоря, предписания, данные с 97-ого по 100-ый стих включительно, применимы только к обычным вратам, поскольку в них нет ничего, конкретно указывающего на Экадаши».
97-ой – это обсуждаемый нами стих (12.97), а 100-ый (12.100) – это знаменитый стих «Махабхараты»: «Следующие восемь не нарушают врату – вода, молоко, фрукты, корни, гхи, желание брахмана, указание гуру и лекарство». Его мы обсудим в 4-ом пункте 11-ой главы, а сейчас проанализируем стих 12.97.
Он начинается с хавишйи. Хавишйя – это «кот в мешке»! Встречая слово хавишйя, нужно точно знать, о какой хавишйе идёт речь. Гопи, например, соблюдавшим Катьяяни-врату, хавишйей служили рис и мунг-дал, сваренные вместе без масла, соли, специй и овощей; для адхимаса Пурушоттама к хавишйе относится пшеница, а стих 12.97 называет хавишйей пищу без зернобобовых. Всё это не экадашная хавишйа! Экадашная хавишйа – это Хари-нама плюс молоко и фрукты для «льготников»:
«Если дети [до 8-ми лет], старики [с 80-ти лет и старше] и больные люди примут один раз ночью молоко, корнеплоды или фрукты, они не прервут этим свой обет» («Хари-бхакти-виласа», 12.91).
Поскольку для детей, стариков и больных оговаривается эта уступка, значит, остальные люди не имеют на это права и должны соблюдать нирджал в Экадаши.
Далее в стихе 12.97 говорится о пище без зернобобовых. Что это такое «пища без зернобобовых»? Это всё, кроме зернобобовых, то есть райские кущи, в разнообразии вкусов и ароматов которых заканчивает своё существование всякий пост и любая диета! Однако в контексте стиха 12.97 пища без зернобобовых – это всё-таки пост, потому что в этом стихе присутствует слово накта, «одноразовый ночной приём пищи»! Накта тут же облачает обитателей «райских кущ», воздерживающихся от зернобобовых, в наряд постящихся. «Одноразовый ночной приём» – это совсем не то, что мы привыкли видеть у нас при «воздержании от зернобобовых» в Экадаши. У нас «воздержание от зернобобовых» сопровождается многоразовым приёмом незернобобовых блюд, воды и напитков в течение дня, дневным отдыхом и ночным сном. Такой экадашный «пост» не соответствует даже первому варианту поста наймитика-кармы, описанному в стихе 12.97, что же говорить о его соответствии составляющим уступки и, тем более, составляющим вечной природы Экадаши-враты? Значит, популяризаторы «воздержания от зернобобовых» в Экадаши не имеют права ссылаться на стих 12.97 и подтверждать им авторитетность своей экадашной «садханы»: во-первых, этот стих не имеет отношения к Экадаши, а во-вторых, даже воспользовавшись его разрешением вкушать любую незернобобовую пищу, они нарушают правило её одноразового ночного приёма. Со всех точек зрения то, что они делают, даже не называется «постом», тем более, экадашным. Это важно понять тем, кто хочет обрести милость Шри Экадаши-дэви, матери бхакти. Никакая пародия на пост в этом не поможет – только строгое следование авторитетным предписаниям шастр, передаваемых по парампаре.
Некоторые преданные считают, что если фрукты, молоко и корнеплоды не прерывают пост экадашных «льготников», то тем более его не прервёт вода, и они пьют воду в течение Экадаши. Это ошибка. Она не так серьёзна, видимо, как неоднократное «воздержание от зернобобовых» в этот день, но это ошибка. Описывая враты наймитика-кармы (не Экадаши), стих 12.97 позволяет пить воду во время поста (как и принимать другие ингредиенты), но только один раз ночью, в противном случае, пост считается прерванным. Надо освободиться от наших представлений о посте: ведический пост – это суточный нирджал и бодрствование, а для тех, кто не имеет на это сил, – это суточное бодрствование и нирджал, прерываемый один раз нактой, ночным приёмом разрешённой пищи. Но накта, как и хавишйа, бывает разная. Когда речь идёт не об Экадаши, то одним из ингредиентов накты может быть вода (см. выше стих 12.97), но в Экадаши это недопустимо! Экадашная накта льготников исключает воду – вода особенно противопоказана в Экадаши: через воду, находящуюся в теле, Луна влияет на чувственную активность человека, поэтому на воду вводится ограничение даже в дашами и двадаши. Это ограничение тем более оправдано, что в дашами и двадаши можно один раз после полудня принять разрешённую в дашами и двадаши пищу, а пища способствует удержанию воды в теле. В этом смысле, те, кто в дашами и двадаши не ест, а пьёт только воду, находятся в лучшем положении, нежели те, кто ест: без пищи даже большое количество выпиваемой воды быстро выводится из тела; другое преимущество – время, посвящённое пище, освобождается для шраванам-киртанам-смаранам, а сознание – от беспокойств о пище. Запрет на воду в Экадаши подтверждает, что стих 12.97, позволяющий её принимать во время поста один раз ночью, не имеет отношения к Хари-васарам. В соответствии с логикой стиха 12.97, замена молока и фруктов на воду – это более совершенное проведение поста; но, в соответствии с логикой Экадаши-враты, это недопустимо, и шастры не предусматривают такую возможность. Шри Вьясадэва говорит, что одна капля воды, превышающая по размерам горчичное зерно, попадая в рот в Экадаши, опьяняет, как вино! Всё это доказывает непричастность стиха 12.97 к Экадаши.
Другой ингредиент, упомянутый в стихе 12.97 – это панча-гавйа. Её приём во время поста одобряется стихом 12.97 даже больше, чем приём молока, фруктов и воды. С точки зрения отказа от амиша... (Амиш – это всё, что является наиболее любимым; отказ от амиша должен сопровождать любую врату)... С точки зрения отказа от амиша, замена одноразового ночного приёма молока и фруктов на одноразовый ночной приём панча-гавйи, казалось бы, должна приветствоваться. Однако в стихах «Хари-бхакти-виласы», описывающих накту экадашных «льготников», отсутствует даже упоминание о панча-гавйе.
Мы неизменно убеждаемся, что в стихе 12.97 нет ничего, что заявляло бы о его причастности к врате Хари-васара, а со стихами, описывающими эту врату, он неизбежно вступает в противоречие. Почему? Стих 12.97 описывает различные варианты проведения постов наймитика-кармы, а к празднованию Хари-васара (Экадаши и дней явления Шри Вишну-таттвы) не имеет никакого отношения.
На этом мы закончим анализ этого стиха.