Тема 3. Россия в эпоху реформ 1860-1870е гг

Бочкарникова Анна Андреевна

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями)

Россия при Александре II.

Тема 3. Россия в эпоху реформ 1860-1870е гг

УРОК № 1. Накануне отмены крепостного права

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права, главными из которых стало поражение России в Крымской войне; сформировать представление о сущности крестьянской реформы, уяснить ее основные положения и значение

Развивающая: развивать мышление, кругозор

Воспитательная: воспитывать интерес к истории, гражданскую позицию

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: рассказ учителя, работа с текстом учебника, заполнение таблиц и составление схем

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1. Император Александр II.

Сообщение ученика, дополнения учителя

Первенец великокняжеской семьи, Николая Павловича и Александры Федоров­ны, родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле.

Если рождение Александра I приветствовал Г. Р. Державин, то рождение Алек­сандра II - В. А. Жуковский, пожелавший ему в числе разных добродетелей особен­но быть гуманным человеком («...Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет! Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: че­ловек».)

<...> В шесть лет воспитание Александра было поручено человеку сугубо воен­ному - капитану К. К. Мердеру <...> Современники единодушны в оценке Мердера как человека высоконравственного, доброго, обладающего ясным и любознатель­ным умом и твердой волей (что подтверждает и его собственный дневник). Твер­дость и строгость характера сочетались в нем с гуманностью. <...>

Тотчас по воцарении Николай I озаботился общим образованием наследника <...> и избрал ему в наставники В. А. Жуковского. Не исключено, что восторженные стихи поэта на рождение Александра расположили к нему родительское сердце Ни­колая I, но существовали и иные, более веские соображения. Жуковский был хорошо известен царской семье как человек просвещенный, гуманный, обладающий педаго­гическими способностями и опытом. <...> В течение полугода он составил специ­альный «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. <...> Це­лью воспитания и обучения Жуковский провозгласил «образование для добродете­ли». Он писал: «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просве­щение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного. Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью».

В результате наследник престола получил довольно разностороннее образова­ние. <...> Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история извсех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая фило­софия, то есть практическая, следовательно, полезная», что «сокровищница просве­щения царского есть история, наставляющая опытами прошедшего или объясняю­щая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века. Она должна быть главною наукою наследника престола». <...> И сам ученик выделял историю среди других предметов, любил ее. <...>

Гармоничная, просвещенная программа воспитания и образования наследника престола с самого начала натолкнулась на чуждую ей традицию императорского двора и установку отца-самодержца. <...>

<...> Александр с детства полюбил бесконечные смотры, парады, военные праздники, военные игры со сверстниками, в которых часто принимали участие Ни­колай I и его близкие, и пронес увлечение это через всю жизнь. <...>

<...> попытка Жуковского с самого начала ограничить время занятий военным делом шестью неделями в году (в летние месяцы) не удалась. Невозможно было противостоять военной направленности могущественного российского самодержца и его двора. Из бойкого в военной игре подростка выходил молодцеватый, ловкий офицер. <...>

Воспитательные усилия Николая I были направлены также на внушение наслед­нику идеи незыблемости самодержавия в России. <...>

Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелатель­ностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, a также учителями и наставниками и их воспитанниками. Ему не грозила раздвоен­ность, свойственная Александру I. Он был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. <.. .>

Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность (Жуковский: «за сердце Ваше мы все отвечаем смело»), веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность.

Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако при отсутствии усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам. <...>

Несмотря на исключительность своего происхождения и предназначения, на­следник престола рос не изолированно от своих сверстников. Досуг, праздники, дни рождения он проводил с друзьями, среди которых сыновья воспитателя Мердера, дети высшей знати и сановников из ближайшего окружения Николая I <...> Наслед­ник воспитывался вполне светским человеком. С 10-11 лет иногда приглашался к большому столу родителей, умел вести себя со взрослыми, вызывая похвалы, а со стороны женщин и восхищение. Даже придирчивый Мердер всегда оставался дово­лен светскими манерами и поведением своего воспитанника. Общительность, лю­бовь к светской жизни и развлечениям будут присущи ему в зрелые годы, и после воцарения.

Александр II вступил на престол в возрасте 36 лет, вполне сло­жившимся человеком, хорошо знакомым с государственной дея­тельностью. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Более того, ему нравились порядки, установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознав­ший причины поражения России в Крымской войне, как государст­венный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.

Первые годы царствования Александ­ра II напоминали начало правления Александра I: в обществе ца­рила та же атмосфера всеобщего ожидания. Александр II издал ряд указов, значительно смягчавших политический режим. 26 ав­густа 1856 г. по случаю коронации он объявил амнистию полити­ческим заключенным: декабристам, участникам Польского восста­ния, петрашевцам; приостановил на 3 года рекрутские наборы, списал недоимки. В 1857 г. царь принял решение о ликвидации военных поселений. В это же время была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, ослаблена цензура.

Стали издаваться новые журналы — «Русский вестник», «Рус­ская беседа», «Сельское благоустройство» и др. Особой популяр­ностью пользовались печатавшиеся А. И. Герценом в Лондоне «По­лярная звезда», «Голоса из России», «Колокол». В этих изданиях публиковали свои статьи ведущие русские публицисты, писатели и ученые — либералы-западники К. Д. Кавелин, В. Н. Чичерин, П. В. Анненков, славянофил И. С. Аксаков. Объявляя о выходе «Колокола», Герцен писал, что он будет звонить, «чем бы ни был затронут — нелепым указом или глупыми гонениями раскольни­ков, воровством сановников или невежеством сената».

Подготовка реформы по отмене крепостного права

Заполняем таблицу (с. 124 - 126)

год событие
30 марта 1856 г. Александр II заявил о необходимости отмены крепостного права
3 января 1857 г. Создан секретный комитет для обсуждение вопроса об отмене крепостного права. Его деятельность была неэффективна
Октябрь 1857 г. Виленский генерал-губернатор Назимов передал Александру II просьбу литовских помещиков отпускать крестьян на свободу без земли. Александр издал РЕСКРИПТ (письмо монарха к подданному) о создании губернских комитетов по обсуждению отмены крепостного права. – подготовка реформы стала гласной
1858 г. В 46 губерниях созданы губернские комитеты. Секретный комитет стал Главным комитетом (во главе великий князь Константин Николаевич)
1859 г. Созданы Редакционные комиссии, которые должны были рассмотреть губернские проекты и составить общий проект отмены крепостного права (Во главе Я. И. Ростовцев)
1860 г. Проект был утвержден и утвержден на заседании Государственного Совета

Яков Иванович Ростовцев (1803—1860 гг.)родился в семье ди­ректора народных училищ. В 1822 г. он окончил Пажеский корпус, поступил в гвардию, познакомился с некоторыми деятелями Север­ного общества. Накануне восстания декабристов он сообщил Нико­лаю I о готовящемся заговоре. Но при этом не назвал ни одного имени, а о своем поступке поставил в известность К. Ф. Рылеева.

В 1849 г. Ростовцев был назначен начальником по военно-учеб­ным заведениям, в 1856 г. стал членом Государственного совета.

Александр II привлек Ростовцева к решению крестьянского воп­роса, еще в 1857 г. введя его в Секретный комитет, где он при­мкнул к противникам отмены крепостного права. Однако вскоре генерал резко изменил свои взгляды, став сторонником освобожде­ния крестьян с земельным наделом. Видимо, причина этой переме­ны имела глубоко личные корни. Душу Ростовцева перевернула просьба умирающего сына, который умолял его содействовать освобождению крестьян, дабы смыть позорное пятно предательст­ва декабристов, лежавшее на нем. Но Я. И. Ростовцев так и не увидел результатов своей деятельности. 6 февраля 1860 г. он умер от физического и нервного перенапряжения.

Ростовцев привлек к работе комиссий последовательных сто­ронников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков — Н. А. Милютина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкас­ского, Я. А. Соловьева, П. П. Семенова (будущего Тян-Шанского). Они были названы современниками «красными», так как выступа­ли за освобождение крестьян с землей за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников, при сохранении помещичьего землевладения. Эти идеи коренным образом отличались от боль­шинства предложений, высказанных дворянством в губернских ко­митетах, и желаний подавляющей части помещиков, полагавших, что уж если и освобождать крестьян, то без земли.

После смерти Ростовцева на его место Александр II назначил министра юстиции графа В. Н. Панина, известного как консерва­тор. В ответ на тревогу и недоумение общества император спокойно возразил: «Вы Панина не знаете; его убеждения — это точное исполнение моих приказаний». Министру было приказано ничего не менять в проекте, подготовленном при Ростовцеве. 10 октября 1860 г. Редакционные комиссии были закрыты. Работа по доведе­нию реформы до конца была перенесена в Главный комитет. За­тем проект реформы был утвержден в Государственном совете.

Закрепление.

ЗАДАНИЕ: составьте схему подготовки проекта по отмене крепостного права

Тема 3. Россия в эпоху реформ 1860-1870е гг - student2.ru

Беседа с учащимися

- Обсуждение каких вопросов при подготовке отмены крепостного права вызвало наиболее горячие дискуссии?(Освободить крестьян за выкуп или нет. Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли.)

Таким образом, можно выделить два ключевых слова - проблемы, во­круг которых шли горячие споры: земля и выкуп.

- Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оброчная) преобла­дала в нечерноземных и черноземных губерниях? (В нечерноземных -оброчная, следовательно в этих губерниях были широко развиты не­земледельческие промыслы крестьян и работа на земле часто не яв­ляюсь основным источником дохода ни для крестьян, ни для поме­щика. В черноземных - барщинная. Плодородная земля высоко цени­лась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле.)

- Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей? (В нечерноземных губерниях - положительно. В черноземных губерниях - отрицательно. Стремление помещиков к сохранению в своих руках максимального количества земли. Желание, чтобы сво­бодные крестьяне по-прежнему работали на помещика, но уже как вольнонаемные сельскохозяйственные рабочие.)

- Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли? (Помещики нечерноземных губерний хоте­ли получить не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т. к. земля стоила недорого. Помещики черноземных губерний хотели получить выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет предоставлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабо­чую силу, т. е. за самих крестьян.)

Запись в тетради:

Проекты освобождения крестьян:

а) в черноземных губерниях (освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп);

б) в нечерноземных губерниях (освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина).

  Помещики оброчных имений Помещики барщинных имений
Земля Крестьяне получают землю, которую они обрабатывают Помещики – все остальные земли, в том числе леса, луга и т.п. Отдать крестьянам нищенский надел, чтобы поставить их в экономическую зависимость от помещиков и заставить их наниматься на работы к помещику
Выкуп Выкуп за крестьян должно внести государство в размере оброчных доходов помещика Сумма выкупа должна вознаградить помещика за потерю крепостного труда

4. Домашнее задание. С. 119 - 126

Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме: «Подготовка отмены крепостного права»

1) Что вы знаете о личности Александра II?

2) Каковы были причины отмены крепостного права?

3) Какие учреждения занимались подготовкой реформы? Назовите цели и итоги работы каждого из них.

4) В чем была трудность при составлении единого проекта закона Редакционными комиссиями? (переход к изучению нового материала и вопроса о желаниях помещиков черноземных и нечерноземных губерний)

Изучение нового материала.

Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля - шестой годовщине восшествия Александра II на престол.

19 февраля 1861 г. – Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права

ü Крепостное право в России отменялось

ü Крестьяне получали личную свободу

ü Они становились свободными сельскими обывателями.

Реформу определяли 2 документа:

1) «Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости».

2) «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

«Положения» 19 февраля 1861 г. включали в себя 17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения. Соглас­но Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика.

??? - Какую власть над крестьянами потерял помещик? {Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьей или от­дельно от нее.)

Крестьяне получили гражданские права.

Гражданские права:

1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т. д.);

2) открывать торговые и промышленные предприятия;

3) выступать от своего имени в суде;

4) не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей;

5) переходить в другие сословия.

Крепостные крестьяне освобождались с землей. Однако в Манифесте го­ворилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадле­жащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был выкупить землю.

??? Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли? (Нет.)

До перевода крестьян на выкуп, т. е. до начала выкупной операции, кре­стьяне были временнообязанными, т. е. должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком.

Размер крестьянского надела

Тема 3. Россия в эпоху реформ 1860-1870е гг - student2.ru

Тема 3. Россия в эпоху реформ 1860-1870е гг - student2.ru РАЗМЕР НАДЕЛА

- Вспомните, что такое крестьянский надел? (Земельный участок, пре­доставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государ­ством за различные повинности (надельное землепользование). После крестьянской реформы 1861 превратился в общинную собствен­ность.)

- Сформулируйте определение терминов «отрезки» и «прирезки». (Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещиков. Производи­лись, если надел превышал высшую норму, установленную Положе­ниями 19 февраля 1861 г.; земля, которая добавлялась к крестьян­скому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.)

Отрезки – отторгнутые у крестьян участки земли. Крестьяне получили на 10-40% меньше земли, чем у них было до реформы

Работа со статистическими данными

Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка - у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях - 30-40% от крестьянского надела.

- Подумайте, о чем свидетельствуют эти данные? (У большинства кре­стьян землю отрезали, причем количество отрезаемой земли со­ставляло от 1/5 до 1/3 всего крестьянского надела. Таким образом, после реформы малоземелье крестьянства приобрело еще более тя­желые формы. Лишь у небольшой части крестьян наделы были уве­личены, однако их размеры все равно были крайне малы) Крестьянин не мог отказаться от надела, а помещик обязан был предос­тавить крестьянину надел для выкупа. С согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, «в дар», 1/4 от «высшей» нормы надела. Крестьяне называли такие дарственные наделы «нищенскими», «сиротскими». Они со­ставляли одну десятину на человека. Прокормиться с этой земли было не­возможно. Согласившись на дарственный, надел крестьянин оказывался в результате в крайне бедственном положении.

Запись на доске и в тетради:

«Дарственный надел» - 1/4 часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

Выкуп

Тема 3. Россия в эпоху реформ 1860-1870е гг - student2.ru

Рыночная стоимость земли, которая отходила крестьянам – 544 млн. руб

Сумма выкупа была определена в 867 млн. руб.

К 1907 г. Крестьяне выплатили государству и помещикам 2 млрд. руб.

??? Кто больше всего выиграл от реформы? (государство)

ДОПОЛНЕНИЯ

Начинать процедуру выкупа можно было только с 19 февраля 1863 г. Отпущенные два года были необходимы, по мнению властей, для подготов­ки окончательного введения в действие «Положений».

Известно, что и в 1881 г. 15% бывших крепостных крестьян не были пе­реведены на выкуп, т. е. были временнообязанными. В 1881 г. было издано «Положение» об обязательном переводе оставшихся крестьян на выкуп.

- Как вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся? (Без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами.)

Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте.

Уставная грамота - договор помещика с крестьянином.

За соблюдением условий уставных грамот, урегулированием споров ме­жду крестьянами и помещиками следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян. Среди мировых посредников были та­кие известные люди, как Л. Н. Толстой, некоторые декабристы.

Мировые посредники - должностное лицо в период проведения крестьян­ской реформы 1861 г. Назначался из дворян для составления и утвер­ждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

Закрепление.

Работа с документом

Учитель читает отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле -угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина, Разутова,

Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Беседа с учащимися по вопросам

- Определите время, когда могло происходить действие поэмы. (С 1861 до 1881гг., до. издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп.)

- Как называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики? Объясните, почему автор дал именно такие названия? (Названия го­ворят о бедственном положении крестьянства после реформы 1861 г. Отмена крепостного права не только не улучшила состояние крестьян, нов некоторых случаях даже ухудшила его.)

Беседа с учащимися для закрепления материала

- С какого времени могло прекратиться временнообязанное положение крестьян и что для этого было необходимо? (Только с 1863 г. крестьянина могли перевести на выкуп.)

- Можно ли сказать, что с 1863 г. прекращалось временнообязанное положение всех крестьян? (Нет. Временнообязанное положение со­хранилось для крестьянина до тех пор, пока он не начинал процедуру выкупа земли.)

5. Домашнее задание. § 20, вопрос 3 – письменно (В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?)

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Комментарий к схемам

1. Не все дворяне были помещиками. Часть дворян не имела поместий и получала средства к существованию на государствен­ной службе. Это были или разорившиеся дворяне-помещики, или чиновники, получившие дворянство по выслуге.

2. Крестьяне хотя и были сословно равны, объединялись в общину, но их имущественное положение было различным. Во второй половине XIX в. ускоряется процесс расслоения крестьян­ства на бедняков, середняков и кулаков. Община сдерживала этот процесс, но была не в состоянии его остановить.

3. Буржуазия и рабочие (пролетариат) — это новые классы развивающегося капиталистического общества. Их появление не было предусмотрено сословной иерархией, поэтому состав этих классов пополнялся представителями разных сословий. Следует отметить, что к буржуазии относят не только собственников круп­ных торговых или промышленных предприятий, но и мелких торговцев и производителей.

Состав буржуазии пополнялся прежде всего лицами, имев­шими капитал и вкладывавшими его в какое-либо торгово-промышленное дело. Дворяне-помещики получили большие средства во время выкупной сделки. Но не все из них направля­ли полученные деньги на развитие своего "хозяйства или на создание капиталистического производства. Большинство по­мещиков тратило выкупные суммы на непроизводительные цели (проще говоря, «проедало» их).

Купечество, почетные граждане (выходцы из купечества и ме­щанства), мещане составили свои капиталы на торговой деятель­ности.

Крестьяне, пополнявшие класс буржуазии, также изначально занимались торговой или ростовщической деятельностью. Рань­ше их называли капиталистами.

Класс рабочих формировался прежде всего из бедных крестьян, уходивших на заработки на заводы и фабрики. Учитель напомина­ет, что еще до отмены крепостного права крестьяне нечернозем­ных губерний уходили на заработки, чтобы отдать помещику об­рок (крестьяне-отходники). Во второй половине ХК в., когда за счет отрезков усилился земельный голод, все больше малоземель­ных крестьян устремляется на заводы и фабрики, пополняя ряды рабочего класса.

Мещане (жители городов) также поступали работать на пред­приятия. В большинстве своем это были обедневшие жители горо­да, не выдержавшие конкуренции со стороны крупных торговцев и промышленников. В завершение учитель должен указать на политическую слабость российской буржуазии и ее зависимость от правительства.

Комментарий к диаграмме

Диаграмма наглядно показывает, что если общее количество крестьянских и помещичьих земель было примерно равным, то их распределение между собственниками приводило к огромному несоответствию между размерами землевладения одного кресть­янского и одного помещичьего хозяйства. В результате несложных вычислений выясняется, что одна крестьянская семья пользова­лась в среднем 7 десятинами земли, тогда как на одно помещичье хозяйство приходилось боле 2300 десятин. Учитель должен пояс­нить, что эти цифры являются усредненными. К примеру, количе­ство дворянского землевладения колебалось от 100 до 8000 деся­тин, но большинство дворян-землевладельцев были мелко и среднепоместными, то есть имели от 100 (а иногда и менее) до 500 десятин земли.

В заключение учитель предлагает сделать вывод об особеннос­тях развития сельского хозяйства в России в пореформенную эпоху, выделить его положительные и отрицательные черты. На основе пройденного материала учащиеся высказывают свои мне­ния. Итоги обсуждения можно свести в схему:

Тема 3. Россия в эпоху реформ 1860-1870е гг - student2.ru

Развитие промышленности

Учитель возвращается к схеме «Развитие капитализма в России». Он отмечает, что промышленность полностью переходит на наемный труд, увеличивается объем выпуска промышленной продукции, чему способствует завершение в 1880-е гг. промыш­ленного переворота.

Учащиеся вспоминают, что такое промышленный переворот. Однако учитель уточняет, что механизация производства затрону­ла крупные предприятия, наряду с которыми существовало мел­кое ремесленное производство, основанное на ручной технике. В связи с этим появляется понятие многоукладное™ экономики, подразумевающее одновременное существование нескольких, раз­личных по характеру форм производства.

Затем учитель переходит к объяснению особенностей развития промышленности в России во второй половине 19 в. При этом он опирается на схему.

Тема 3. Россия в эпоху реформ 1860-1870е гг - student2.ru

Неравномерность экономического развития означала, что про­мышленность концентрировалась в основном в пяти районах, на остальной же территории страны господствовало аграрно-ремесленное производство. Во второй половине XIX в. быстрыми тем­пами развиваются новые промышленные районы — Донбасс и Баку, — обгонявшие в своем развитии Урал, Центральный и Севе­ро-Западный районы. Промышленность Урала даже испытывала кризис, так как не могла быстро перестроиться на наемный труд. Концентрация промышленности означала также сосредоточение в этих примышленных районах крупных предприятий с большим числом рабочих на них (до нескольких тысяч). Такая концентра­ция рабочего класса на крупных промышленных предприятиях в сочетании с тяжелым положением рабочих облегчала проведение революционной агитации — семена революционных идей падали на благодатную почву.

Железнодорожное строительство.

В течение второй половины XIX в. железные дороги покрыли своей сетью всю Европейскую часть России. При этом он показывает на карте построенные в это время железные дороги (к поволжским городам, в южном направ­лении, к южному Уралу и т.д.). Кроме того, надо упомянуть о строительстве в 1891—1904 гг. Транссибирской железной дороги, которая связала Европейскую Россию с Дальним Востоком. Юж­ная часть ее проходила по территории Китая и называлась Китай­ско-Восточная железная дорога (КВЖД). В связи с этим русское влияние на севере Китая усилилось. В то же время обострились противоречия с Японией, приведшие в начале XX в. к войне между двумя странами.

3. Домашнее задание. § 23, ответить на вопросы к параграфу

Организационный момент.

Б

А

Г

В

Г

Изучение нового материала.

Консервативное движение

n Идеолог движения: М.Н. Катков.

ИДЕИ:

n Реформы привели к отрыву царя и интеллигенции от народа;

n Результатом стал рост революционного движения;

n Виноваты либералы, которые навязали правительству реформы.

Особенность консерватизма в России:

n Консерваторы не просто хотели сохранить существующий строй, но стремились к пересмотру и отмене реформ.

n Широкой поддержки в обществе консерваторы не имели

Консерваторы.Противники существенных перемен в жизни обще­ства оказались в сложном положении: защищать старое в конце 50-х — начале 60-х гг. не решался никто. Поэтому главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить император­скую власть от влияния либеральных чиновников и, по возможно­сти, не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определенный успех. Из пра­вительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведет к примирению сословий и смягчит негодование дворян. В дальнейшем положение консерваторов еще более укрепи­лось. Крупнейшим деятелем консервативного направления стал противник отмены крепостного права и проведения других реформ граф П. А. Шувалов. В 1866 г. он был назначен шефом жандармов ' главным начальником III Отделения. Пользуясь неустойчивым состаянием Александра II, вызванным покушениями на его жизнь, увалов установил полный контроль над императором, сосредото­чив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище «Петр IV». С подачи Шувалова вплоть до 1874 г. происходило сме­щение и назначение министров и других высших чиновников.

Идеологом и вдохновителем консервативного курса стал чело­век, весьма далекий от царского двора,— публицист и издатель, в прошлом видный либерал, М. Н. Катков.

Михаил Никифорович Катков (1818— • 1887 гг.)родился в семье мелкого чиновника. Отец его рано умер, и мать, оставшись с дву­мя малолетними детьми, была вынуждена по­ступить на службу надзирательницей в тюрь­му. Детство и юность Каткова прошли в бед­ности, граничившей с нуждой. Тем не менее с помощью богатой родни он закончил сло­весное отделение Московского университета, а затем поступил в Берлинский университет. В конце 30-х гг. Катков познакомился с В. Г. Белинским, который ввел его в журнали­стику. В 1839 г. он был назначен заведовать редакцией университетской газеты «Москов­ские ведомости», а в 1856 г. вместе с группой московских либералов начал издание «Рус­ского вестника».

На рубеже 50—60-х гг. произошел окончательный разрыв Каткова с Герценом и другими приверженцами революционных идей.

В 1862 г. Катков, единственный из российских журналистов, получил право упоминать имя А. И. Герцена в печати и спорить с его изданиями. Он подверг резкой критике «лондонских агитато­ров» и их последователей, которые «возымели благую мысль из­брать театром для своих экспериментов Россию». Он обвинил Гер­цена в том, что тот, проживая «комфортабельно и спокойно» в Лондоне, толкает русских «юношей-фанатиков» на каторгу. Яркие и яростные разоблачения Каткова заметно подорвали влияние Герцена в России. После событий, связанных с восстанием в Поль­ше (1863—1864 гг.), Катков окончательно разорвал и с либера­лами.

К мнению Каткова прислушивались император и министры. Под огонь его критики попадали не только нигилисты, но и быв­шие единомышленники-либералы. Газета «Московские ведомости» имела такое влияние, что Каткову стало по силам смещать и на­значать новых министров, влиять на внутреннюю и внешнюю по­литику правительства.

М. Н. Катков отрицательно относился к проводимым в стране реформам, так как они, по его мнению, вели к дальнейшему отры­ву интеллигенции от устоев народной жизни, в основе которых лежит идея единения народа с царем. Результатом этого стал рост революционного движения. Ответственность за подобное положение Катков возлагал на либералов, навязавших власти реформы, «раз­вратившие» общество и особенно интеллигенцию, превратившуюся в «стадо... мыслителей без смысла, ученых без науки, политиков без национальности, жрецов и поклонников всякого обмана».

Консерватизм как политическая сила призван придавать устойчивость обществу. Он вовсе не предполагает возврата назад. Но русские консерваторы во многом отражали интересы дворянст­ва, которое пыталось вернуть утраченные привилегии. Потому они стремились не закрепить произошедшие и необходимые для стра­ны изменения, а пересмотреть многие из них.

Консерваторы, так же как и либералы, не имели широкой под­держки в обществе.

4. Домашнее задание. § 24, вопросы устно

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Идеи С. Нечаева

Документ 1

"У революционера нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни собственности, ни даже имени... Нравственно для него все, что способствует революции" Из "Катехизиса революционера" С.Г. Нечаева

Документ2

"Не признавая другой какой-либо деятельности, кроме дела истребления, мы соглашаемся, что формы этой деятельности могут быть чрезвычайно разнообразными. Яд, нож, петля и т.п...Вопли страха раздадутся в обществе, тряпичные литераторы будит испускать лиричные стоны... Мы должны оставаться глубоко равнодушными ко всем этим завываниям и не входить ни в какие компромиссы с обреченными на гибель" С.Г.Нечаев, 1869 г.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Хождение в народ»

Одновременно с «чайковцами» существовал ряд других народ­нических групп, не связанных между собой. В 1873 г. бывший сту­дент-вольнослушатель Петербургского технологического институ­та А. В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторон­ников Бакунина. В одной из подмосковных деревень «долгушинцы» сконструировали примитивную печатную машину, на которой пе­чатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину при­шлось переубеждать их при помощи пистолета.

Не соблюдая никаких мер предосторожности, народники рас­пространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре молодые революционеры бы­ли арестованы.

РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ

Документ 1.

"Первою заботою революционеров, двинувшихся в народ, было приискание таких пунктов в районе будущей их деятельности, в которых можно было бы поселиться (оседлые пропагандисты) или из которых можно было бы совершать экскурсии в народ (летучие пропагандисты). Одни пропагандисты предпочитали проходить из села в село по более или менее обширному району, другие действовали набегами из занятых ими позиций, третьи старались занять какое-либо определенное положение в деревне... и круг своей деятельности ограничивали сравнительно небольшими пределами".

"Один из нас выхлопотал разрешение быть книгоношей, то есть ходячим продавцом по деревням книг. Вверху ег

Наши рекомендации