Конспект занятия. Тема «Овощи».

Цель. Развивать умение различать предлоги в и на. Умение строить сложносочиненное предложение с союзом а.

Оборудование. Картинки, изображающие овощи.

Ход занятия.

Логопед предлагает вспомнить детям, какие они знают овощи. Объясняет им, что одни овощи растут на земле, другие в земле.

1. Выполнить задания.

Назвать овощи, которые растут на земле (огурец, помидор, горох, кабачок, тыква).

Назвать овощи, которые растут в земле (морковь, картофель, репа, редиска, свекла и т. д.).

2. Составить предложения по картинке и вопросу: где растет этот овощ? (Картинки выставляются поочередно.)

Например, предлагаются картинки, изображающие огурец, репу и т. д.

Образец ответа: Огурец растет на земле. Репа растет в земле.

3. Составить предложение по двум предметным картинкам (помидор и репа).

Образец ответа: Помидор растет на земле, а репа растет в земле.

4. Рассмотреть картинки. Отобрать растения, которые растут: а) в саду; б) в огороде; в) в поле; г) в лесу; д) на лугу; е) на реке; ж) на болоте.

Ответить на вопрос: что где растет?

Образец ответа: Клюква растет на болоте. Орехи растут в лесу.

Предлог с

Игры

«Кто с кем?»

Логопед раскладывает картинки с изображением взрослых животных и их детенышей и говорит: «Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает их на столе). Каждая мама позвала к себе своего детеныша. Найдите детенышей и поставьте их рядом с мамой». Дети подбирают картинки с изображением детенышей животных и подкладывают каждого к своей маме. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки, и задает им вопрос: кто с кем вышел гулять?

Образец ответа: Лиса с лисенком или Лиса с лисятами.

«С чем корзинка?»

Логопед раздает детям корзинки или картинки с изображением корзинки, наполненной орехами, грибами, ягодами.

Обращаясь к детям, логопед говорит: «Пошли дети в лес. А в лесу много грибов, орехов, ягод. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пришли домойПосмотрите, с чем у них корзинки». Дети

рассматривают свои картинки и отвечают на вопрос логопеда, например: У меня корзинка с грибами.

«Кто с кем стоит?»

Дети строятся парами. Логопед спрашивает их: «Оля, с кем ты стоишь?» Оля отвечает: «Я стою с Колей».

Задания.

1. Ответить на вопрос: с чем ты любишь хлеб? (Можно использовать картинки.)

Логопед обращается к детям и говорит: «Я люблю хлеб свареньем, а вы?» Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с маслом»; «Я люблю хлеб с сыром».

2. Ответить на вопрос: что с чем?

Образец ответа: Каша с молоком. Тарелка с супом. Придумать предложения с данными сочетаниями. Образец: На столе стоит тарелка с супом.

3. Прослушать предложение и угадать, какое слово пропущено, например: Вышли на полянку медведь ... медвежатами (с). Как надо сказать правильно? (Вышли на полянку медведь с медвежатами.)

Мама принесла корзинку ... яблоками (с). Как надо сказать правильно? (Мама принесла корзинку с яблоками.)

Предлог за

«Кто за кем стот?»

Дети выстраиваются по одному в колонну. Логопед спрашивает их поочередно, кто за кем стоит, например: «Женя, за кем ты стоишь?» (Я стою за Катей.)

«Прогулка»

Дети собираются гулять. Они одеваются и говорят: «Я зайду за Таней» или «Я зашла за Таней».

«Прятки»

Дети пересчитываются и прячутся в комнате. Водящий находитребенка и говорит: «Оля спряталась за стул. Витя спрятался за шкаф».

«Репка»

Дети рассматривают иллюстрации к сказке «Репка»и отвечают навопрос: кто за кого?

Образец ответа: Дедка за репку. Бабка за дедку.

Родительный падеж существительных с предлогами без, из, у

1. Рассмотреть картинки. Ответить на вопросы: кто без чего? Чтобез чего? (Можно использовать поломанные игрушки.)

Образец ответа: Заяц без уха. Мишка без лапы. Машина без колеса.

2. Рассмотреть предмет. Ответить на вопросы: из чего сделан предмет? Какой?

Логопед демонстрирует мяч и спрашивает у детей:

— Из чего сделан мяч? (Мяч сделан из резины. Мяч резиновый.)

3. Составить предложение с опорой на предметные картинки по образцу.

Образец: Столы делают из дерева. Столы деревянные.

4. Ответить на вопрос: у кого какие детеныши? Используются картинки, изображающие животных и птиц, например: Жеребенок у лошади. Щенок у собаки. Цыплята у курицы.

Предложный падеж существительных с предлогами о к на

Задания.

1. Рассмотреть картинки. Ответить на вопросы: о ком заботятся дети? О чем заботятся дети?

Конспект занятия. Тема «Овощи». - student2.ru

Образец ответа: Дети заботятся о цветах.

2. Ответить на вопрос: где что находится?

а) С опорой на натуральные предметы.

Дети следят за указкой логопеда и дают ответ по образцу: Мишка на стуле. Книги на полке.

б) По памяти.

Логопед называет только предметы, которые должны храниться в определенных местах (платья, чашки, ложки, обувь, кастрюли, игрушки). Дети отвечают: «Платья висят в шкафу».

Закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного и предложного падежей имен существительных

3. Прослушать стихотворение 3. Александровой «Что взяла — клади на место».

Конспект занятия. Тема «Овощи». - student2.ru

4. Ответить на вопросы: куда надо положить галошку? Куда посадить кошку? Куда поставить красный мак?

5. Закончить предложения по опорным картинкам или игрушкам. Логопед начинает предложение, дети его заканчивают.

У Лены ... (кукла). Мама купила ... (куклу). Красивое платье ... (у куклы). Лена любит свою ... (куклу). Она гуляет ... (с куклой). Девочка стирает платье ... (кукле). Она заботится ... (о кукле). А у Алеши ... (мяч). Папа купил Алеше ... (мяч). Красивые полоски ... (у мяча). Алеша играет ... (с мячом). Он всем рассказывает ... (о мяче).

6. Ответить на вопросы (полным предложением): что у Лены? Что купила мама? У кого красивое платье?

7. Дополнить предложения, отвечая на вопросы. По картинкам (картинки подбирает логопед).

Бабушка вяжет (что?) ... (кому?) ... . Мама шьет (что?) ... (кому?) ... . Коля рисует (что?) ... (кому?) ... . Лена рисует (что?) ... (чем?) ... . Рита играет (с чем?) ... (где?) ... .

8. Рассмотреть картинки. Составить предложение. (Логопед подбирает сюжетные картинки.) Дети составляют распространенное предложение. При затруднении логопед помогает детям наводящими вопросами. Предложение воспроизводится целиком.

Образец: Девочка собирает ягоды. Где девочка собирает ягоды? Девочка собирает ягоды в лесу.

Составить предложение по двум предметным картинкам. (Картинки подбирает логопед.)

Конспект занятия. Тема «Овощи». - student2.ru

Образец: Цветы поставили в вазу. Вазу поставили на стол.

Игры

«В профессии»

Логопед раскладывает картинки, изображающие людей разных профессий, и раздает их детям. Игру ведет логопед. Он обращается к кому-нибудь из детей: «Кем ты будешь?»

Ребенок отвечает. (Я буду врачом. Я буду портнихой.) Логопед. Что делает врач? (Врач лечит людей.) Что делает портниха? (Портниха шьет платья.)

«В лото»

(Можно использовать «Ботаническое лото»).

Детям раздают карточки лото, и они придумывают предложение по своей картинке, например: У меня ромашка. Логопед показывает картинку, изображающую ромашку, и тот, у которого на карточке есть ромашка, придумывает предложение, например: Я собрала в поле ромашки или Я люблю ромашки.

Задания.

1. Прослушать предложения. Исправить их.

Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену. Мяч играет с Сашей. Дорога едет по машине. Гена разбил стеклом мяч. Мама несет сумку в капусте.

3. Прослушать предложения. Ответить на вопросы.

Мышка меньше кошки. Кто больше?

Дерево выше куста. Что ниже?

Река шире ручья. Что уже?

Охотник шел за собакой. Кто шел впереди?

Внука провожал дедушка. Кто уезжал?

У мамы день рождения. Кого поздравляли дети?

Наши рекомендации