Перспективы развития энергетики

Подавляющее количество энергети­ческих ресурсов угля, нефти и газа сегодня используется в качестве топли­ва. Только незначительная доля при­родного сырья идет на нужды хими­ческой и нефтяной промышленности.

Даже представить трудно, сколько нефти, газа и угля расходуется для производства электроэнергии. Основой энергетики сегодня являются тепловые электростанции, работающие на орга­ническом топливе (мазут, уголь, нефть). Однако энергетическая стратегия на­шей страны будет ориентирована в бли­жайшее время на преимущественное развитие газовой промышленности. Это вызвано прежде всего острыми эколо­гическими проблемами. Поэтому газ займет важное место в энергетике. Использование газа радикально изме­нит наше отношение к природе. На­пример, можно будет полностью устра­нить выбросы в атмосферу оксидов серы и азота, уменьшить в два раза загрязненность воздуха оксидом угле­рода (II). А ведь именно этот продукт порождает «парниковый» эффект, спо­собный пагубно влиять на климат пла­неты. Использование природного газа на 20–30% уменьшит затраты на до­бычу и транспортировку топлива по сравнению с углем и даже ядерной энергией. Газ заменит нефть, из кото­рой сегодня получают моторное топли­во. Будет все больше автомобилей, ра­ботающих на сжатом и сжиженном га­зе. В то же время нефть — основной и неисчерпаемый источник самых разно­образных и необходимых органических веществ и продуктов. С этой целью необходимо постоянно поддерживать высокий уровень добычи нефти и кон­денсата.

Однако в вопросах развития энерге­тики необходима долгосрочная про­грамма по ее сознательной переориен­тации. Только она по-зволит разрешить и связать воедино три задачи: энерге­тику, экологию и экономику.

Предусматривается создание «ща­дящей» энергетики, которая наносила бы минимальный вред среде обитания человека. Хорошо известно, что авто­мобильный транспорт в наши дни сильно загрязняет атмосферу продуктами неполного сгорания бензина. Поэтому в качестве моторного топлива в буду­щем будут широко использоваться во­дород, метиловый и этиловый спирты. Причем этиловый спирт будут получать из постоянно возобновляемого источни­ка — биомассы (вещества раститель­ного и животного происхождения и продукты их превращений, связан­ные с жизнедеятельностью и произ­водственной деятельностью человека). Речь идет о том, чтобы полностью исключить экологический вред при­роде.

Значительное место в энергетике по-прежнему будут занимать АЭС. Однако нужно проектировать и строить такие АЭС, которые смогут отвечать требованиям полной безопасности. Та­кие станции позволят навсегда исклю­чить повторение трагедии Чернобыля из истории человечества.

В перспективе будет больше элект­ростанций, использующих нетрадицион­ные виды энергии: солнечную, гидро­термальную (энергия горячей воды природных источников) и даже энергию морских приливов. Уже сегодня большое значение при­дается производству синтетического топлива из угля. Его роль особенно возрастет в следующем столетии, когда иссякнут запасы природного газа и нефти. Уголь будет важнейшим видом сырья для химической промышленности и основным видом топлива на тепловых электростанциях. Работающих на угле ТЭС много и сейчас. Но они, к сожа­лению, являются основным источником загрязнения атмосферы. Поэтому бли­жайшая задача, стоящая перед наши­ми энергетиками, — сделать все возможное, чтобы работа этих станций была экологически чистой.

Нужно свести к минимуму отрица­тельное влияние на природу крупных ГЭС на равнинных реках.

Наша страна полностью обеспечи­вает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и элект­роэнергии в другие страны. Однако надо всегда помнить, что все природ­ные запасы топлива, какими бы они ни были большими, не являются, к со­жалению, вечными и неисчерпаемыми. Стратегическим направлением разви­тия энергетики на перспективу в 50–100 лет является переход от сегодняш­ней энергетической системы, базирую­щейся в основном на использовании органического природного сырья, к системе, основанной на практически неисчерпаемых ресурсах ядерной и термоядерной энергии, на использова­нии таких «даровых» источников, как радиация солнца, энергия ветра, мор­ских волн. Широкое внедрение новых технологий производства — это также мощное средство снижения энергети­ческих затрат.

Важное место по объему потребле­ния энергоресурсов занимает жилищ­ное хозяйство. Поэтому каждый школь­ник может и должен внести свой вклад в экономию основных энергоносителей. Для этого надо бережно расходовать электроэнергию и газ в школе и дома. Вдумайтесь в такой расчет: если все семьи, использующие газ, уменьшат его расход только на 1%, то за год будет сэкономлено свыше 200 млн м3 газа! Этого количества газа хватит на целый год потребителям такого города, как Саратов.

ГРУППОВОЙ УГЛЕВОДОРОДНЫЙ СОСТАВ НЕФТИ.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕФТИ

Групповой углеводородный состав нефти позволяет решить во­прос о типе нефти по преобладанию в ней тех или иных углеводород­ных классов (групп). При определении группового состава обычно имеются в виду три основных класса углеводородов: метановые, или парафиновые (алканы), полиметиленовые, или нафтеновые (циклоалканы), и ароматические. Поскольку в состав нефти входит громадное число компонентов, то чаще определяют групповой состав каждой фракции нефти, но при этом необходимо учитывать, что групповой состав меняется от фракции к фракции.

Принцип, положенный в основу классификации нефтей, должен учитывать их характерные особенности, позволяющие проводить различие между ними. Так, в основу классификации, разработанной акад. С. С. Наметкиным, положено содержание в нефти главного компонента (составляющего не менее 50%). Соответственно этому выделяется три типа нефтей: метановые (М), нафтеновые (Н), арома­тические (А). Большое значение имеет также содержание дополни­тельного компонента (составляющего не менее 25%), который при­дает нефти дополнительные специфические свойства. Таким образом, можно наметить еще четыре типа нефтей (в названии основной ком­понент занимает первое место, т. е. буквенные обозначения располо­жены в порядке убывания содержания соответствующих углеводород­ных групп): метано-нафтеновые (МН), нафтено-метановые (НМ), ароматическо-нафтеновые (АН), нафтено-ароматические (НА).

Наконец, может быть случай, когда все три основных компонента представлены приблизительно в равных количествах: метано-нафтено-ароматические (МНА).

Нефти первых трех типов встречаются редко. Из них наиболее распространены нафтеновые нефти (эмбинские, некоторые бакин­ские). Нефти метанового типа в СНГ не встречаются. Нефть, наи­более близкая к третьему, ароматическому типу, в СНГ имеется в месторождении Чусовские городки, однако из-за довольно высокого содержания нафтеновых углеводородов, наряду с ароматическими, ее скорее следует отнести к ароматическо-нафтеновому типу (АН). В большинстве же нефти относятся к перечисленным выше смешан­ным типам. Примером метано-нафтено-ароматического типа может служить майкопская нефть.

Следует еще раз подчеркнуть некоторую условность такой класси­фикации нефтей. Количественное определение углеводородов раз­личных классов проводится не сразу во всей нефти, а в отдельных ее погонах. Довольно часто при переходе от низших погонов к выс­шим отнесение нефти к тому или иному типу может измениться. Приведем пример: грозненская парафинистая нефть при классифика­ции по погонам, выкипающим до 300°С, имеет ярко выраженный метано-нафтеновый характер, а в погонах, выкипающих выше 300°С, нафтены уже преобладают над парафинами (нафтено-метановый тип).

Помимо химической классификации нефтей существует также технологическая классификация, предусматривающая деление неф­тей на типы, существенно различающиеся по технологии их пере­работки. Это определяется, например, содержанием твердого пара­фина, серы, масел и др.

По содержанию парафина (% масс.): По содержанию серы (% масс.):
Малопарафиновые . . . . . .менее 1,5 Малосернистые . . . . . . . менее 0,5
Парафиновые . . . . . . . . . .1,5–6,0 Сернистые . . . . . . . . . . .0,51–2,0
Высокопарафиновые . . . . .более 6,0 Высокосернистые . . . . . . более 2,0
По содержанию фракций, выкипающих до 350°С, и масел
Выход фракций до 350°С (% масс.): Содержание масел (% масс.):
Менее 30 Менее 15
30–35 15–20
Более 45 Более 20

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ ВЕС

Поскольку нефть и ее фракции не являются индивидуальными веществами, то говорить можно только об их среднем молекулярном весе, величина которого зависит от молекулярных весов индивиду­альных соединений и количественного соотношения их в нефти.

Молекулярный вес нефтяных фракций увеличивается по мере возрастания температуры их кипения.

Экспериментально молекулярный вес определяется криоскопическим и эбуллиоскопическим методами.

Криоскопический метод определения молекулярного веса какого-либо вещества основан на понижении температуры за­мерзания раствора этого вещества по сравнению с температурой за­мерзания чистого растворителя. В качестве растворителя легких фракций нефти обычно употребляют бензол, а более высокомолеку­лярных фракций — нафталин, камфару.

Эбуллиоскопический метод основан на повышении температуры кипения раствора вещества по сравнению с температу­рой кипения чистого растворителя. Обычно он применяется при анализе легких фракций. В качестве растворителей используются бензол, нитробензол и некоторые другие вещества.

Расчет молекулярного веса ведется по формуле:

M=K.g.1000 / G.Δt,

где К — криоскопическая (Ккр) или эбуллиоскопическая (Кэ6) кон­станта растворителя;

g — масса растворенного исследуемого вещества;

G — масса растворителя;

Δt — понижение температуры замерзания (Δtз) или повышение температуры кипения (Δtк).

Наши рекомендации