Объяснение учителя (с конспектированием учащимися основных положений)
Урок № 9
Тема.Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём
Цели:углубить знания о сложносочинённом предложении, средствах связи в нём; познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого; совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки.
Оборудование:учебные тексты, таблица.
Тип урока:комбинированный.
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
Анализ языкового материала
Предложения записаны на доске.
1) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2) Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3) В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы (И. Соколов-Микитов).
Прочитайте вслух эти предложения.
Какие это предложения, простые или сложные?
Почему вы думаете, что это сложные предложения?
Где мы слышим в них интонацию конца предложения?
Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного?
Практическая работа
а) Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните постановку знаков препинания.
Высокий дуб. Глубокая вода.
Сп..койные кругом ложатся тени.
И тихо так, (как)будто (ни)когда
Пр..рода здесь (не)знала п..трясений!
И тихо так, (как)будто (ни)когда
Здесь крыши сёл (не)слыхивали грома!
(Не)встрепенётся ветер у пруда,
И на дворе (не)зашуршит солома.
И редок сонный коростеля крик…
Вернулся я — былое (не)вернётся!
(Н. Рубцов)
б) Найдите сложные предложения, каждому дайте общую характеристику.
ІІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Сложносочинённые предложения характеризуются структурным и смысловым своеобразием и широко используются во всех стилях литературного языка, хотя чаще они встречаются в публицистическом стиле и особенно в стиле художественной литературы — при описании природы, действий, событий, обстановки, при характеристике действующих лиц. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем убеждаться в этом.
IV.Изучение нового материала
Объяснение учителя (с конспектированием учащимися основных положений)
Сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами, называется сложносочинённым.
Сочинительные союзы показывают равноправие частей сложного предложения, хотя оно и относительно.
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть — двусоставное, другая — односоставное предложение): Я передал ему ваше предложение, и он исполнил его с большим удовольствием (А. Чехов). В трюме было темно, и от борта к борту перекатывалась вода (К. Паустовский).
Части сложносочинённого предложения могут иметь общие члены, которые их объединяют в единое целое: В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой). В таком случае запятая перед и не ставится.
Схема сложносочинённого предложения выглядит так:
[ ], и [ ]. [ ], а [ ].
Одинаковые квадратные скобки свидетельствуют о равноправии предложений. Союз не входит ни в одно предложение, поэтому расположен на схеме между скобками.
2. Обобщение: составление таблицы с попутным объяснением
Сложносочинённое предложение
Группы сложносочинённых предложений | Наиболее употребительные сочинительные союзы | Что обозначают |
1. С соединительными союзами | и; да (=и); тоже; также; ни…, ни…; не только, но и…; не столько…, сколько… | Явления, происходящие одновременно или последовательно |
2. С разделительными союзами | то…, то…; не то…, не то…; или; либо | Явления, которые чередуются или одно исключает другое |
3. С противительными союзами | а; но; да (=но); однако; же; зато | Одно явление противопоставляется другому |
1) Костёр горел ярко, и безликие тени дрожали вокруг него, изумлённо наблюдая весёлую игру огня (М. Горький).
2) То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Л. Озеров).
3) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев).
V.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся