Настройки стилей заголовков

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

ШАПИРО Ю.О., БУРАК И.И.,

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЛЕЧЕБНОГО, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТА

ВИТЕБСК - 2011

УДК 001.8: 378,14

ББК 74.58

Ш-23

Рецензенты:

кафедра органической химии Витебского государственного медицинского университета доктор биологических наук, профессор В.И.Гидранович;

Доцент кафедры генетики ВГАВМ кандидат биологических наук С.Е.Базалев.

Шапиро Ю.О.

Методические указания для студентов лечебного, фармацевтического и стоматологического факультетов по подготовке, оформлению и защите рефератов: Учебно-методическое пособие / Ю.О.Шапиро,И.И.Бурак,– Витебск: ВГМУ, 2011 – 11 с.

Методические указания написаны в соответствии с программой для студентов лечебного, фармацевтического и стоматологического факультетов высших медицинских учреждений и состоит из общих требований включающих вопросы по смыслу адекватных первоисточнику, составных частей реферата, правил оформления, процедуры защиты, критерии оценки, а также оформление заголовков, глав и параграфов.

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебно-методическим Советом Витебского государственного медицинского университета, протокол № от

УДК 001.8: 378,14

ББК 74.58

© Шапиро Ю.О., Бурак И.И., 2011

© УО «Витебский государственный медицинский

университет», 2011

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Подготовка реферата - важный элемент самостоятельной работы сту­дента. Перечень дисциплин, по которым предусмотрено написание рефератив­ной работы, утвержден ученым советом факультета и представлен в приложе­ниях 1,2, 3. Студент, не подготовивший реферат, считается не выполнившим учебный план и не может быть допущен к зачету или экзамену.

1.2. Реферат представляет собой вторичный текст, по смыслу адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста. Он должен быть глубоким, информативным и обладать следующими признаками:

• смысловая адекватность первоисточнику;

• максимальная полнота и точность изложения содержания при не­большом объеме полученного вторичного текста;

• объективность в передаче содержания первоисточника. Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта, а также давать оценку освещаемой им информации;

• авторизованность в передаче информации. Реферирующий раскры­вает содержание первоисточников со своей точки зрения на после­довательность действий автора (авторов). Например: автор обра­щает внимание на..., автор отмечает тот факт..., наконец, ав­тор приходит к выводу...;

• постоянная, устойчивая структура.

1.3. В зависимости от количества анализируемых источников рефераты могут быть монографическими (написанные на основе одного источника) и об­зорными (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей тематикой и сходными проблемами исследования). Для обзорных рефе­ратов количество первоисточников, лежащих в основе написания реферата, не должно быть меньше трех.

1.4. В любом реферате должно быть выделено три основных части: вве­дение, основная часть и заключение.

Во введении называется тема, которой посвящен реферируемый источник (источники), дается краткая характеристика первоисточников (что они собой представляют - исследование, монографию, учебник, критический обзор); рас­крываются цель и задачи автора (авторов) реферируемого текста; выделяется проблема или круг проблем, рассматриваемых авторами, обосновывается их ак­туальность, формулируются цель и задачи работы.

В основной части кратко, но полно передается содержание исходных тек­стов. Материал излагается по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Указываются пути и методы ее решения, а также достигнутые результаты (успехи). Обязательно отмечается наличие разных точек зрения на проблему.

Материал основной части структурируется в смысловые блоки (главы, параграфы, абзацы). Каждый крупный блок должен быть озаглавлен.

Хорошо, если работа иллюстрирована таблицами или рисунками, которые помогут лучше раскрыть содержание реферата. Таблицы и рисунки должны иметь названия и сквозную порядковую нумерацию.

Все термины, употребленные в реферате, обязательно разъясняются в специальных сносках или в самом тексте.

В заключении референт делает собственные выводы об актуальности поднятой проблемы, научной ценности данного произведения (произведений), о перспективах развития исследования, своем согласии или несогласии с пози­цией автора работы.

Если работа представляет собой монографический реферат, то построе­ние его основной части зависит от строения исходного текста, подчиняется за­конам его внутренней организации.

1.5. Реферат должен иметь титульный лист, оглавление, введение, основ­ную часть, заключение и список реферируемой литературы (библиография).

1.6. Объем реферата не должен превышать 15 машинописных страниц.

1.7. Реферат должен быть выдержан в научном стиле, ведущими чертами которого являются точность, логичность, доказательность, беспристрастное из­ложение материала, минимум образно-экспрессивных средств, а также особые клише, т.е. лексико-синтаксические конструкции, регулярно встречающиеся в научных текстах. Например: книга (монография) посвящена теме, проблеме, вопросу...; в книге... рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?); автор приходит к выводу, заключению о том...; в заключении можно сказать...; обобщая сказанное... и т.д.

2. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО

Научное руководство студенческими реферативными работами осущест­вляют преподаватели кафедр в рамках контроля за самостоятельной работой студентов.

3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

Размер бумаги - А4.

Цвет бумаги - белый

Цвет текста - черный

Поля: левое - 3 см, правое - 1,5 см, сверху - 2 см, снизу - 2 см.

Номера страниц: положение - вверху страницы, выравнивание - от цен­тра, номер на первой странице (титульном листе) не ставится.

Стиль: основной, заголовок 1, заголовок 2, заголовок 3.

Настройки основного стиля

Шрифт - 14, типа Times New Roman

Межстрочный интервал - полуторный

Отступ красной строки - 1,25 см

Отступы до и после абзаца - 0 пунктов

Выравнивание - по ширине

Переносы установлены

Настройки стилей заголовков

Заголовок оглавления, введения, библиографии:

Кегль 14, типа рубленный Arial, полужирный

Буквы - прописные

Межстрочный интервал - полуторный

Отступ красной строки - 0 см

Отступ до и после абзаца - 6 пунктов

Начать с новой страницы

Выравнивание - по центру

Заголовок главы:

Кегль 14, типа рубленный Arial, полужирный

Буквы - прописные

Межстрочный интервал - полуторный

Отступ красной строки - 1,25 см

Отступ до и после абзаца - 6 пунктов

Начать с новой страницы

Выравнивание - по левому краю

Название пунктов внутри главы:

Кегль 14, типа рубленный Arial, полужирный

Буквы - обычные

Межстрочный интервал – полуторный

Отступ красной строки - 2,0 см

Отступ до и после абзаца - 6 пунктов

Выравнивание - по левому краю (приложение 6)

Стиль оформления титульного листа, его содержание и способ размеще­ния информации на нем показаны в приложении 1.

Вариант оформления оглавления изображен в приложении 2.

Примеры стилей для текстов таблиц, их_ заголовков и подписей под ри­сунками представлены в приложениях 4 и 5.

Текст реферата, цитаты, таблицы и рисунки должны сопровождаться ссылками на авторов и те издания, в которых они опубликованы. При этом должен быть использован только вид ссылок. Например: (Иванов, 2004). Цита­ты берутся в кавычки, а сразу после них в круглых скобках указывается автор, год издания и номер страницы. Например: «...»(Иванов, 2004, с. 5).

Библиографический список составляется в соответствии с требованиями ГОСТа (приложение 6) Использованные источники нумеруются и записывают­ся в алфавитном порядке.

Оформленный должным образом реферат вкладывается в папку- скоросшиватель и сдается научному руководителю на проверку не позднее, чем за 2 недели до начала сессии.

По решению научного руководителя может быть назначена процедура защиты реферата.

4. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ

4.1. Защита реферата проводится публично в свободное от занятий время за счет часов индивидуальной работы со студентами.

4.2. Процедура защиты реферата предусматривает:

• доклад автора реферата (до 5 минут), который желательно сопрово­дить подготовленными заранее и одобренными научным руководи­телем иллюстрациями (1-2 таблицы);

• ответы автора реферата на вопросы научного руководителя и при­сутствующих;

• выступление научного руководителя, в котором дается краткая ха­рактеристика представленного реферата, подчеркиваются личные качества референта, ярко проявившиеся в период его работы над рефератом, и объявляется оценка.

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

5.1. Общие критерии оценки реферата:

• соответствие реферата, заявленной теме;

• глубина и полнота раскрытия темы;

• адекватность передачи содержания первоисточника;

• логичность, связанность;

• доказательность;

• структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

• оформление (наличие оглавления, списка литературы, наличие ссы­лок и культура цитирования);

• грамотность.

5.2. Критерии оценки введения:

• наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

• наличие сформулированных целей и задач работы;

• наличие краткой характеристики первоисточника(ов);

5.3. Критерии оценки основной части:

• структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

• наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;

• проблемность и разносторонность в изложении материала;

• выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

• наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

• 5.4. Критерии оценки заключения:

• наличие выводов по результатам анализа;

• выражение своего мнения по проблеме.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТАВЛЕНИЮ ОЦЕНКИ

Итоговая оценка за реферат выставляется следующим образом: если сту­дент выполнил менее 65% указанных выше требований, то ему ставится оценка ниже 4; если/референт реализовал от 65% до 80% требований, то ему выставляется оценка 4-7; если от 81 до 90% или от 91 до 100%, то 8-10 соответственно.

Оценка за реферат в зачетную книжку студента не выставляется.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Учебный план по специальности лечебное дело 1-790101 (утвержден приказом ректора от 28.05.2008 г).

2. Учебный план по специальности стоматология 1-790107(утвержден приказом ректора от 28.05.2008 г).

3.Учебный план по специальности фармация 1-790108 (утвержден приказом ректора от 28.05.2008 г).

Литература

4. Выполнение дипломной работы: Методические указания для студентов биологического факультета / А.А. Устинова, ( и др.) Куйбышев 1990. – 16с

5.Жаворонкова, Н.Г. Основные правила подготовки и защиты квалификаци- оной работы студентом-выпускником/ Н.Г.Жаворонкова //Официальные до­кументы в образовании: 2004.- № 7. С. 38 - 84.

6. Калмыкова, И. Р. Реферат как форма устной итоговой аттестации учащих­ся 9 и 11 классов / И.Р.Калмыкова Образование в современной школе. -2000.-№11.- С. 57-61.

7.Школьный реферат по биологии: Каким он должен быть? Пособие для студентов и учителей / сост. А.А.Семенов: Самара: Изд-во СГПУ, 1999.- 88 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации