Описание лабораторного стенда
Исследование действия электрического тока на организм человека проводится на лабораторном стенде. Включение стенда осуществляется выключателем «Пуск». При этом ручка потенциометра «Регулирование выходного напряжения» должна находиться в крайнем левом положении. Контроль о готовности стенда к работе осуществляется по загоранию сигнальной лампы. Режимы работы стенда устанавливаются переключателями: «Род тока», «Измерение пороговых значений токов», «Частота».Выходное напряжение регулируется ручкой потенциометра. Измерение напряжений и токов осуществляется вольтметром и миллиамперметром, размещенными на лицевой панели стенда. Индикация пороговых значений токов осуществляется с помощью светодиода, встроенного в миллиамперметр.
Изучение правил оказания первой доврачебной помощи пострадавшему от электрического тока проводиться на манекене-тренажере. Правильность проведения операций по оживлению контролируется на панели пульта управления, подключаемого к сети 220 В.
Рабочее задание
Работа на манекене предусматривает 2 этапа: 1 – этап обучения и 2 – этап проверки навыков.
Перед началом работы на манекене преподаватель информирует студентов о целях и задачах обучения, проводит опрос студентов с целью выяснения основных моментов по оказанию пострадавшему первой помощи.
1. Этап обучения.
I. Искусственное дыхание «изо рта в рот» («изо рта в нос»).
1. На груди манекена, лежащего на спине, расстегнуть одежду и установить необходимость проведения дыхания по неподвижному состоянию грудной клетки.
2. Осмотреть полость рта с целью выявления инородных предметов, препятствующих проведению дыхания.
3. Голову манекена повернуть набок, при необходимости удалить инородные предметы, затем привести в первоначальное положение.
4. Голову максимально запрокинуть назад путем подкладывания одной руки под шею и надавливания другой на лоб (этим обеспечивается проходимость дыхательных путей).
5. Положить марлевую салфетку на рот манекена. Сделать глубокий вдох, двумя пальцами сжать ноздри носа и затем, плотно прижав свой рот ко рту манекена, произвести в него выдох (при этом грудная клетка манекена должна подняться, а на пульте управления должна загореться сигнальная лампа «Давление нормально»). Ритм искусственного дыхания задается на пульте лампой «Искусственное дыхание», «Ритм». Вдувание воздуха производится каждые 5-6 с, что соответствует частоте дыхания 10-12 раз в минуту. Каждым студентом делается по 5-6 вдуваний.
II. Наружный массаж сердца.
1. По состоянию пульса (на руках и шее) и зрачка установить необходимость
проведения массажа.
2. Занять место слева или справа у груди манекена и определить место надавливания посредством прощупывания участка грудной клетки, имитирующей конец грудины.
3. Отступить на два пальца от края грудины, наложить на нее нижнюю часть ладони одной руки, а затем поверх правой руки положить под прямым углом вторую руку (пальцы рук должны быть плотно соединены и несколько откинуты назад).
4. Надавливание следует производить быстрым толчком, слегка помогая наклоном всего корпуса так, чтобы сместить нижнюю часть грудины вниз на 4 см. При этом на пульте загорается зеленая лампа «Усилие нормально». После толчка руки остаются в нижнем положении в течение около 0,5 с, после чего следует слегка выпрямиться и расслабить руки, не отнимая их от груди манекена. При приложении усилия больше нормального на пульте загорается красная лампа «Усилие больше нормы». Надавливание производится в такт с лампой «Ритм сердца» (один раз в секунду). Каждый студент делает 8-10 надавливаний.
5. В случае оказания помощи пострадавшему двумя лицами – один проводит искусственное дыхание (1 вдох), второй на выдохе пострадавшего делает массаж сердца (5 надавливаний).
6. При оказании помощи пострадавшему одним лицом, оказывающий помощь делает 2 вдоха и 12-15 надавливаний на грудную клетку.
2. Этап проверки навыков.
Преподаватель задает различные ситуации: а) отсутствие дыхания; б) отсутствие сердечной деятельности; в) клиническая смерть и контролирует правильность соответствующих действий обучаемого.
Контрольные вопрос
1. Назвать факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током.
2. Какое действие электрический ток оказывает на живую ткань?
3. Назвать виды электротравм.
4. Что такое электрический удар? Назвать степени электрического удара.
5. Назвать величины пороговых значений ощутимых, не отпускающих и фибрилляционных токов для переменного напряжения промышленной частоты 50 Гц и постоянного напряжения.
6. Назвать пороговые значения токов, которые используются при нормировании кратковременно и длительно допустимых величин тока через тело человека.
7. Какой путь тока через тело человека считается самым опасным? Назвать значения тока через сердце человека (в % от общего тока) при протекании его по различным путям.
8. Начертить эквивалентную схему сопротивления тела человека и объяснить назначение элементов схемы.
9. Какие ткани человека оказывают наибольшее сопротивление электрическому току? Какова величина этого сопротивления?
10. Как подразделяются помещения по степени опасности поражения человека электрическим током? .Назвать признаки характеризующие каждую из этих категорий.
11. Назвать этапы оказания первой помощи пострадавшего от действия электрического тока.
12. С какой целью производятся искусственное дыхание и наружный массаж сердца?
13. Какова последовательность действий при выводе человека из состояния «клинической смерти»?
14. Указать факторы влияющие на изменение сопротивления тела человека.