ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22
Гигиенические требования к палатной секции с позиции создания оптимальных условий пребывания больных в лечебном учреждении. Воздухообмен, микроклимат, освещение помещений больниц, значение, нормирование.
Сравнительная характеристика методов оценки физического развития детей.
Военная гигиена. Основоположники отечественной военной гигиены (А.Н.Доброславин, В.Г. Хлопин, Ф.Г. Кротков). Задачи медицинской службы по санитарно-гигиеническому обеспечению войск в мирное и военное время.
1.Стандартная палатная секция должна иметь следующие помещения:
1.помещения для пребывания больных - палаты, комната дневного пребывания, застекленная веранда (в детских соматических отделениях);
2.лечебно-вспомогательные помещения - кабинет врача, процедурная (манипуляционная), пост медицинской сестры, перевязочная (в отделениях хирургического профиля);
3.хозяйственные - буфетная, столовая, бельевая, комната сестры-хозяйки и старшей медицинской сестры, веранды;
4.санитарные - ванная, умывальни, туалеты для больных и персонала, санитарная комната, помещения для предметов уборки;
5.палатный коридор, связывающий перечисленные помещения, лестница, лифт. Ориентация окон в помещении больницы по сторонам света:
1)южнее 45 сев.широты-Ю,
2)45-55 сев. широты -Ю,ЮВ,В.
3)севернее 55сев. широты оптималь- Ю, ЮВ, ЮЗ .
Нормы искусственного освещения в больнице.
Освещенность в люксах :
При люминесцетных лампах100,
При лампах накаливания 30.
Допустимые уровни бактериальной обсемененности воздуха:
Общее кол-во колоний в 1 м куб. воздуха-не более 1000,
Кол-во золотистого стафилококка в 1 м-не более 4,
Кол-во грамотрицательных бактерий-не должно быть.
Рекомендуются следующие параметры микроклимата: средняя температура воздуха в палатах для взрослых должна составлять около 20°С, для детей – 22°С, для недоношенных – 25°С.
Колебания относительной влажности зимой допускаются в пределах 30-50°/о. Скорость движения воздуха в палатах должна быть в пределах 0,2-0,4 м/с, на выходе из приточных отверстий вентиляционных каналов – не более 1 м/с в палатах
2.Применяют два основных метода наблюдения
1.Индивидуализирующий метод – обследование конкретного ребенка однократное или в динамике лет, с последующей оценкой
2.Генерализирующий метод – одномоментное обследование больших групп детей различных возрастов с целью получения возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц.
Метод сигмальных отклонений: показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития(масса тела, окружность грудной клетки, мышечная сила рук) и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Однако существенным недостатком метода является изолированная оценка признаков вне их взаимосвязи.
Метод процентильных шкал- когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля — как средние и свыше 75 центиля — как выше средних. Использование этого метода позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в распределении.
Метод шкал регрессии-Для взаимосвязанной оценки показателей физического При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Далее строят оценочные таблицы, в которых наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков, (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение значений признаков — при обратной связи.Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частная сигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки. Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием.он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи. Кроме того, масса тела оценивается в зависимости лишь от длины тела и не учитывается влияние широтных размеров.
Информативной и включающей в себя определение уровня биологического развития и степень гармоничности морфофункционального состояния является комплексная схема оценки физического развития, осуществляемая в два этапа.
На первом этапе исследования устанавливают уровень биологического развития-Биологический возраст ребенка определяют по показателям длины тела стоя, прибавок длины тела за последний год, уровню оссификации скелета,изменению пропорций телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек. Для этого используют таблицы, в которых представлены средние значения показателей биологического развития мальчиков и девочек по возрастам. Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному (паспортному).
В возрасте до 1 года наиболее информативными показателями являются длина тела, прибавка длины тела за последний год, а также «костный возраст» (сроки оявления ядер окостенения скелета верхних и нижних конечностей). В раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, погодовые прибавки, количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно («зубной возраст»). В среднем школьном возрасте ведущими показателями являются длина тела, количество постоянных зубов, в старшем школьном возрасте — прибавка длины тела и степень развития вторичных половых признаков, возраст наступления менструаций у девочек. При определении количества постоянных зубов учитываются зубы всех степеней прорезывания — от четкого появления режущего края или жевательной поверхности над десной до полного сформировавшегося зуба. При проведении «Филиппинского теста» правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки при этом вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. «Филиппинский тест» считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.
3.основоположником гигиены в России считается А.П.Доброславин. В 1871 году в Военно-медицинской академии он основал кафедру общей и военной гигиены. Он написал книги "Курс военной гигиены" и "Гигиена. Курс общественного здравоохранения".
Ф.Г.Кротков - основатель радиационной гигиены в СССР.
В.Г.Хлопин - ученик и последователь Эрисмана, развивиший экспериментальное направление в гигиене и обогативший её многочисленными трудами по коммунальной гигиене (водоснабжение, гигиена труда, питания).
Видами медицинского обеспечения являются:
♦ лечебно-эвакуационное обеспечение;
♦ медицинский контроль
♦ медицинская защита войск (сил) от оружия массового поражения;
♦ обеспечение войск (сил) медицинской техникой и имуществом.
Задачами медицинской службы в военное время являются:
● обеспечение высокой боевой готовности соединений
● участие в комплектовании Вооруженных Сил РФ здоровым пополнением;
● оказание медицинской помощи раненым и больным, их эвакуация
● организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, проведение медицинского контроля и медико-санитарных мер санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
● проведение мероприятий по медицинской защите личного состава войск (сил) от оружия массового поражения;
Медицинский контроль:включает проверку: - соответствия размещения, оборудования и оснащения помещений воинской части санитарным правилам; - наличие инструкций по правилам безопасного проведения работ, учета проведения инструктажа личного состава; - соответствия параметров микроклимата, освещенности и т.д.; - обеспеченности личного состава спецодеждой и средствами - условий для помывки личного состава после проведения работ; - наличия палаток (пунктов);- наличия и укомплектованности аптечек первой медицинской помощи, умения военнослужащих пользоваться ими; - своевременности и полноты медицинских осмотров и освидетельствований лиц, работающих в условиях воздействия профессиональных вредностей; - организации лечебно-профилактического питания.