Пререквизиты и постреквизиты дисциплины
Пререквизиты: школьный курс химии, физики, математики, биологии.
Постреквизиты:молекулярная биология,биохимия, фармакология, физиология, клинические дисциплины.
Краткое содержание дисциплины
Термодинамика. Термохимия. Химическая кинетика и катализ. Коллигативные свойства растворов. Протолитическая теория кислот и оснований. Буферные системы. Природа химической связи. Комплексные соединения, биогенные элементы. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах. Поверхностные явления. Коллоидные системы.
Углеводороды. Ароматические соединения. Правило Хюккеля. Спирты. Амины. Диазо- и азосоединения. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Гетерофункциональные органические соединения. Алифитические галогено-замещенные кислоты. Гидрокислоты. Оксокислоты. α-аминокислоты. Пептиды. Белки. Растворы биополимеров. Углеводы. Гетероциклические соединения. Алкалоиды. Нуклеиновые кислоты. Нуклеозиды. Нуклеотиды. РНК и ДНК. Липиды. Терпены. Стероиды.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций, лабораторно-практических занятий, СРС
Неделя | № пп | Тема | Лекц. | Практ. | СРС |
Процессы, происходящие в живом организме – физико-химическая интерпретация | |||||
Водные растворы. Равновесия в жидких средах организма | |||||
Элементы-органогены. «Металлы жизни». Углерод – основа органических соединений. Где граница между живой и неживой природой? | |||||
Теоретические основы строения органических соединений и факторы, определяющие их реакционную способность | |||||
5-6 | Гетерофункциональные соединения, участвующие в процессах жизнедеятельности | ||||
Термодинамика живых систем. Термохимия. Термохимические расчеты | |||||
Основы кинетики биохимических реакций. Роль ферментативного катализа в жизнедеятельности организма | |||||
Растворы. Способы выражения состава растворов. Коллигативные свойства растворов | |||||
Равновесия в водных растворах электролитов: кислотно-основные, гетерогенные, в растворах комплексных соединений | |||||
Природа химической связи. Комплексные соединения. Медико-биологическая роль комплексных соединений | |||||
Расчет рН в водных растворах сильных и слабых электролитов. Буферные системы организма: состав, механизм действия. Ацидоз. Алколоз | |||||
Окислительно-восстановительные процессы. Потенциометрия | |||||
Медико-биологическое значение s-, p-, d- элементов и их соединений | |||||
Поверхностные явления. Адсорбция на подвижной и неподвижной границе раздела фаз. Хроматография | |||||
Дисперсные системы. Получение, свойства и методы очистки коллоидных растворов. Строение мицеллы. Диализ | |||||
Рубежный контроль №1 | |||||
Классификация, изомерия и номенклатура органических соединений. Реакционная способность углеводородов | |||||
Реакционная способность гомофункциональных производных углеводородов | |||||
Реакционная способность карбоновых кислот и их производных. Биологически важные классы гетерофункциональных соединений | |||||
α-Аминокислоты: классификация, строение, номенклатура | |||||
Биологически важные свойства α-аминокислот. Пептиды | |||||
Особенности физико-химических свойств растворов биополимеров. Общие свойства белков | |||||
Моносахариды: строение, стереоизомерия, цикло-оксотаутомерия, химические свойства, биологическая роль | |||||
Олиго- и полисахариды. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Гомо- и гетерополисахариды: строение, биологическая роль | |||||
Биологически важные пяти-, шести- и конденсированные гетероциклические соединения. Нуклеозиды, нуклеотиды. Первичная структура нуклеиновых кислот | |||||
Омыляемые липиды. Стерины, стериды, стероиды и их производные | |||||
Рубежный контроль №2 | |||||
Итого всего |
3. ЗАДАНИЯ для САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
1. При изучении тем СРС студент составляет конспект.
2. По темам СРС студент должен выполнить указанные преподавателем упражнения, оформить их согласно требованиям и сдать вустановленные сроки на проверку преподавателю; затем ответить на вопросы преподавателя по ходу решения или выполнить аналогичные задания.
3. По теме 4 студент по заданию преподавателя составляет глоссарий согласно требованиям.
Список рекомендуемой литературы
На русском языке:
Основная:
1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия [Текст]: Учебник /.- Изд.5-е, стереотип. - М.: Дрофа, 2006.- 542 с.
2. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия. [Текст]: Учеб.пос./ Алматы: Эверо, 2009.- 214 с.
Дополнительная:
1. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия [Текст]:: Проверочные тесты / КазНМУ им.Асфендиярова.- Алматы: Эверо, 2009. -222 с.
2. Алмабекова, А.А. Сборник заданий в тестовой форме по органической химии. [Текст]: учебное пособие. / А.А. Алмабекова.- Алматы.: Эверо, 2009.- 306 с.
3. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия [Текст]:: Сборник задач и упражнений / КазНМУ им.Асфендиярова.- Алматы: Эверо, 2013.-304 с.
4. Равич-Щербо, Новиков М.И. Физическая и коллоидная химия [Текст] /.- Изд.3-е, испр. и доп.- М., 2001.- 255с.
3. Асанбаева, Р.Д. Учебно-методическое пособие биоорганической химии для самостоятельной работы студ-в 1 курса лечебного, педиатр., сан.-гигиенич., стоматол. фак-в [Текст]: Ч.1. / Р.Д. Асанбаева; КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова.- Алматы, 2004.- 128с.
4. Асанбаева, Р.Д. Учебно-методическое пособие биоорганической химии для самостоятельной работы студ-в 1 курса лечебного, педиатр., сан.-гигиенич., стоматол. фак-в [Текст]: Ч.1. / Р.Д. Асанбаева; КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова.- Алматы, 2004.- 128с.
Вспомогательная:
1. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биозизическую химию [Текст] /.-М: Высшая школа, 1989,-255 с.
2. Под ред.проф. Н.А. Тюкавкиной. Биоорганическая химия: руководство к практическим занятиям [Текст]: Учебное пособие.- М.: ГОЭТАР-МЕДИА, 2012.-168 с.
На английском языке:
1. Morris Hein, Scott Pattison, Susan Arena. Introduction to General, Organic, and Biochemistry [Text]: Book / 10th Edition.-USA: John Wiley&Sons, Inc, 2012.-1091 p.
5. Методы обучения и преподавания:
1. Лекции: обзорные, тематические и проблемные с использованием демонстрационного материала.
2. Практические занятия: семинары, решение задач, демонстрационный эксперимент, выполнение лабораторных работ, выполнение упражнений, работа в малых группах.
3.Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение задач, составление глоссария, выполнение тестовых заданий, написание эссе, подготовка и защита тематических рефератов.