Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы
Занятие 35
Тема: Обмен хромопротеидов
Цель занятия: Изучить процессы синтеза и катаболизма хромопротеидов на примере гемоглобина, реакции обезвреживания билирубина
Задачи обучения:
~ Описать процесс синтеза хромопротеидов на примере гемоглобина
~ Описать процесс катаболизма хромопротеидов на примере гемоглобина
~ Описать процесс образования пигментов желчи, мочи и кала
~ Дать представление о нарушениях обмена билирубина
~ Дать представление о порфириях
~ Обозначить диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче
Основные вопросы темы:
· Синтез гемоглобина и нарушения.
· Понятие о порфириях.
· Распад гемоглобина, образование пигментов желчи (билирубина и биливердина), мочи и кала (стеркобилин).
· Обезвреживание билирубина.
· Нарушение обмена билирубина. Желтухи.
· Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче.
Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование, решение ситуационных задач, работа с немыми схемам
Занятие 36
Тема: Биохимия крови Белки плазмы крови
Цель занятия: Изучить особенности синтеза и биологические эффекты гормонов щитофидной железы и поджелудочной железы
Задачи обучения:
~ дать представление о химическом составе плазмы крови
~ дать характеристику основных групп белков плазмы и их функций
~ дать представление о ферментах плазмы крови
~ дать краткую характеристику компонентов кининовой системы
~ обозначить понятие «белки острой фазы» и их диагностиеское значение
~ описать небелковые азотистые вещества плазым крови
~ описать безазотистые органические и неорганические вещества плазым крови
~ дать понятие о диагностическом значении определения биохимических показателей плазмы/ сыворотки крови
Основные вопросы темы:
· Основные биохимические константы крови и химический состав плазмы крови.
· Белки плазмы крови. Альбумин и другие транспортные белки. Глобулины.
· Ферменты крови.
· Кининовая система.
· «Белки острой фазы»: природа, значение, определение с целью диагностики.
· Небелковые азотистые вещества крови.
· Безазотистые органические и неорганические вещества крови.
· Диагностическое значение определения биохимических показателей крови.
Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование, решение ситуационных задач
Занятие 37
Тема: Биохимия крови. Система свертывания крови и фибринолиза
Цель занятия: Изучить особенности функционирования системы гемостаза
Задачи обучения:
~ дать представление о биологическом значении системы свертывания крови, фибринолиза и противосвертывающей системе
~ дать представление о механизме гемостаза
~ дать представление о стадиях образования тромба
~ дать представление о системе фибринолиза
~ дать представление о противовсверывающей системе
~ дать понятия о диагностическом значении показателей системы свертывания крови и фибринолиза
Основные вопросы темы:
· Свертывание крови.
· Механизмы гемостаза, стадии образования тромба.
· Роль витамина К в свертывании крови.
· Система фибринолиза.
· Противосвертывающая система. Антитромбины и гепарин.
· Диагностическое значение определения показателей системы свертывания крови, противосвертывающей системы и фибринолиза
Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование, решение ситуационных задач, работа с немыми схемами
Литература
1.Биохимия, под ред. Чл.-корр. РАН, проф. Е.С. Северина.- М.,2005, 2007.
2.Тапбергенов С.О. Медицинская биохимия.- Астана, 2001.
3.Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /под редакцией Е. С. Северина и А.Я. Николаева – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001.- 448 с.
Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы
Занятие 38
Тема: Транспорт газов. Обмен железа
Цель: изучить основные процессы транспорта кислорода и углекислого газа, особенности всасывания, транспорта и утилизации железа в организме
Задачи обучения:
~ дать характеристику роли железа в организме
~ описать процесс всасывания, транспорта и депонирования железа в организме
~ характетеристику строения гемоглобина
~ дать представление об эффекте Бора
Основные вопросы темы:
· Формы сущестования железа (ферро и ферри – ионы) и функции в организме
· Особенности процесса всасывания железа в желудочно-кишечном тракте
· Транспорт и депонирование железа. Особенности строения и функции трансферрина и ферритина.
· Строение гемоглобина, молекулярные типы и формы гемоглобинов
· Механизм связывания и высвобождения кислорода и углекислого газа. Эффект Бора.
· Понятие о гемоглобинопатиях
Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование
Занятие 39
Тема: Особенности метаболизма в эритроцитах и лейкоцитах
Цель: изучить особенности метаболизма эритроцитов и лейкоцитов
Задачи обучения:
~ Описать особенности строения эритроцитарной мембраны, транспорт через мембрану
~ Дать представление об основных метаболических процессах в эритроцитах
~ Дать представление о токсичных формах кислорода и системе антиоксидантной защиты в эритроцитах
~ Дать представление об особенностях метаболизма фагоцитов
~ Дать представление о биохимии фагоцитоза
Основные вопросы темы:
· Особенности строения эритроцитарной мембраны, транспорт через мембрану
· Основные метаболические процессы в эритроцитах
· Понятие о токсичных формах кислорода и системе антиоксидантной защиты в эритроцитах
· Особенности метаболизма фагоцитов
· Основные этапы генерации активных форм кислорода фагоцитирующими клетками
Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование.
Занятие 40
Тема: Биохимия соединительной ткани
Цель: изучить особенности химического состава, строения и обмена веществ соединительной ткани
Задачи обучения:
~ Описать особенности строения коллагена
~ Дать представление о синтезе коллагена
~ Дать представление о строении и функциях гликозамингликанах и протеогликанах соединительной ткани
Основные вопросы темы:
· Особенности химического состава, строения и обмена веществ соединительной ткани.
· Коллаген: особенности аминокислотного состава, первичной и вторичной пространственной структуры.
· Биосинтез коллагена. Роль витамина С в гидроксилировании пролина и лизина.
· Проявления недостаточности витамина С.
· Гликозаминогликаны и протеогликаны соединительной ткани. Роль протеогликанов в обмене катионов и воды.
· Изменения соединительной ткани при старении, коллагенозах, заживлении ран.
· Оксипролинурия при коллагенозах.
Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование,
Занятие 41
Тема:Биохимия костной ткани и ткани зуба.
Цель: изучить особенности метаболизма почечной ткани, химический состав мочи, его изменение при патологии, использование для диагностических целей
Задачи обучения:
Дать представление о белках костной ткани
~ Дать представление о роли кальция и фосфатов в метаболизме костной ткани
~ Дать представление о гормональной регуляции фосфатно-кальциевого обмена
~ Дать представление о биохимических маркерах метаболизма костной ткани
Основные вопросы темы:
· Особенности химического состава и обмена веществ костной ткани.
· Белки и другие органические компоненты костной ткани.
· Роль фосфатов и кальция в метаболизме костной ткани.
· Гормональная регуляция обмена кальция и фосфатов
· Биохимические события минерализации и резорбции костной ткани
· Биохимический состав тканей зуба.
· Биохимические маркеры метаболизма костной ткани
Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование, решение ситуационных задач.
Занятие 42
Тема: Биохимия мышечной ткани
Цель: изучить особенности метаболизма мышечной ткани, биохимические механизмы при сокращении и расслаблении скелетных и гладких мышц
Задачи обучения:
~ Описать энергетический обмен в мышечной ткани
~ Дать представление о белках мышечной ткани
~ Дать представление об особенностях биохимии мышечного сокращения и расслабления скелетных мышц, гладких мышц и миокарда.
Основные вопросы темы:
· Химический состав поперечно-полосатых мышц.
· Важнейшие белки миофибрил: миозин, актин, актомиозин, тропомиозин, тропонин. Молекулярная структура миофибрил.
· Миоглобин, его строение и функции.
· Особенности энергетического обмена в мышцах.
· Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления скелетных мышц, гладких мышц и миокарда.
· Роль градиента одновалентных ионов и ионов кальция в регуляции мышечного сокращения.
Биохимические изменения при мышечных дистрофиях и денервации мышц. Креатинурия.
Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование.
Занятие 43
Тема: Биохимия нервной ткани
Цель: изучить особенности метаболизма нервной ткани
Задачи обучения:
~ Описать особенности химического состава нервной ткани
~ Дать представление об энергетическом обмене нервной ткани
~ Дать представление о химической структуре, классификации и механизме действия нейромедиаторов
~ Дать представление о биохимических механизмах развития некоторых психических и неврологических заболеваниях
Основные вопросы темы:
· Химический состав нервной ткани.
· Особенности белкового, липидного и углеводного состава нервной ткани.
· Миелиновые мембраны: особенности химического состава и структурной организации.
· Энергетический обмен в нервной ткани: значение аэробного распада глюкозы.
· Особенности обмена белков, нуклеиновых кислот, отдельных аминокислот и липидов в нервной ткани.
· Медиаторы: ацетилхолин, катехоламины, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, глутаминовая кислота, глицин, гистамин.
· Физиологически активные пептиды мозга.
· Нарушение обмена биогенных аминов при психических заболеваниях. Предшественники катехоламинов и ингибиторы МАО в лечении депрессивных состояний.
Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование.
Занятие 44
Тема: Лабораторный практикум
Цель: продемонстрировать клинико-диагностическую значимость методов определения биохимически показателей крови
Задачи обучения:
~ Обучить методам исследования биохимических показателей крови
Основные вопросы темы:
· Методика определения содержания гемоглобина в крови
· Методика определения активности лактатдегидрогеназы в плазме крови
· Методика определения содержания билирубина в плазме крови
· Клинко-диагностическое значание определения активности ферментов и содержания метаболитов азотичтого обмена в биологических жидкостях
Методы обучения и преподавания: обсуждение итогов лабораторных работ с преподавателем
Занятие 45
Тема: Рубежный контроль «Рубежный контроль «Биохимия тканей и органов»
Цель:Интеграция знаний по биохимии крови, печени, соединительной, костной, мышечной и нервной ткани
Задачи обучения:
Оценить знания по биохимии органов и тканей Оценить умение обосновывать выбор биохимических маркеров для диагностики патологических процессов Основные вопросытемы:Интерпретация основых биохимических показателей Интерпретация основых биохимических показателей