Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы

Занятие 35

Тема: Обмен хромопротеидов

Цель занятия: Изучить процессы синтеза и катаболизма хромопротеидов на примере гемоглобина, реакции обезвреживания билирубина

Задачи обучения:

~ Описать процесс синтеза хромопротеидов на примере гемоглобина

~ Описать процесс катаболизма хромопротеидов на примере гемоглобина

~ Описать процесс образования пигментов желчи, мочи и кала

~ Дать представление о нарушениях обмена билирубина

~ Дать представление о порфириях

~ Обозначить диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче

Основные вопросы темы:

· Синтез гемоглобина и нарушения.

· Понятие о порфириях.

· Распад гемоглобина, образование пигментов желчи (билирубина и биливердина), мочи и кала (стеркобилин).

· Обезвреживание билирубина.

· Нарушение обмена билирубина. Желтухи.

· Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче.

Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование, решение ситуационных задач, работа с немыми схемам

Занятие 36

Тема: Биохимия крови Белки плазмы крови

Цель занятия: Изучить особенности синтеза и биологические эффекты гормонов щитофидной железы и поджелудочной железы

Задачи обучения:

~ дать представление о химическом составе плазмы крови

~ дать характеристику основных групп белков плазмы и их функций

~ дать представление о ферментах плазмы крови

~ дать краткую характеристику компонентов кининовой системы

~ обозначить понятие «белки острой фазы» и их диагностиеское значение

~ описать небелковые азотистые вещества плазым крови

~ описать безазотистые органические и неорганические вещества плазым крови

~ дать понятие о диагностическом значении определения биохимических показателей плазмы/ сыворотки крови

Основные вопросы темы:

· Основные биохимические константы крови и химический состав плазмы крови.

· Белки плазмы крови. Альбумин и другие транспортные белки. Глобулины.

· Ферменты крови.

· Кининовая система.

· «Белки острой фазы»: природа, значение, определение с целью диагностики.

· Небелковые азотистые вещества крови.

· Безазотистые органические и неорганические вещества крови.

· Диагностическое значение определения биохимических показателей крови.

Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование, решение ситуационных задач

Занятие 37

Тема: Биохимия крови. Система свертывания крови и фибринолиза

Цель занятия: Изучить особенности функционирования системы гемостаза

Задачи обучения:

~ дать представление о биологическом значении системы свертывания крови, фибринолиза и противосвертывающей системе

~ дать представление о механизме гемостаза

~ дать представление о стадиях образования тромба

~ дать представление о системе фибринолиза

~ дать представление о противовсверывающей системе

~ дать понятия о диагностическом значении показателей системы свертывания крови и фибринолиза

Основные вопросы темы:

· Свертывание крови.

· Механизмы гемостаза, стадии образования тромба.

· Роль витамина К в свертывании крови.

· Система фибринолиза.

· Противосвертывающая система. Антитромбины и гепарин.

· Диагностическое значение определения показателей системы свертывания крови, противосвертывающей системы и фибринолиза

Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование, решение ситуационных задач, работа с немыми схемами

Литература

1.Биохимия, под ред. Чл.-корр. РАН, проф. Е.С. Северина.- М.,2005, 2007.

2.Тапбергенов С.О. Медицинская биохимия.- Астана, 2001.

3.Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /под редакцией Е. С. Северина и А.Я. Николаева – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001.- 448 с.

Контроль: тесты, ситуационные задачи, немые схемы

Занятие 38

Тема: Транспорт газов. Обмен железа

Цель: изучить основные процессы транспорта кислорода и углекислого газа, особенности всасывания, транспорта и утилизации железа в организме

Задачи обучения:

~ дать характеристику роли железа в организме

~ описать процесс всасывания, транспорта и депонирования железа в организме

~ характетеристику строения гемоглобина

~ дать представление об эффекте Бора

Основные вопросы темы:

· Формы сущестования железа (ферро и ферри – ионы) и функции в организме

· Особенности процесса всасывания железа в желудочно-кишечном тракте

· Транспорт и депонирование железа. Особенности строения и функции трансферрина и ферритина.

· Строение гемоглобина, молекулярные типы и формы гемоглобинов

· Механизм связывания и высвобождения кислорода и углекислого газа. Эффект Бора.

· Понятие о гемоглобинопатиях

Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование

Занятие 39

Тема: Особенности метаболизма в эритроцитах и лейкоцитах

Цель: изучить особенности метаболизма эритроцитов и лейкоцитов

Задачи обучения:

~ Описать особенности строения эритроцитарной мембраны, транспорт через мембрану

~ Дать представление об основных метаболических процессах в эритроцитах

~ Дать представление о токсичных формах кислорода и системе антиоксидантной защиты в эритроцитах

~ Дать представление об особенностях метаболизма фагоцитов

~ Дать представление о биохимии фагоцитоза

Основные вопросы темы:

· Особенности строения эритроцитарной мембраны, транспорт через мембрану

· Основные метаболические процессы в эритроцитах

· Понятие о токсичных формах кислорода и системе антиоксидантной защиты в эритроцитах

· Особенности метаболизма фагоцитов

· Основные этапы генерации активных форм кислорода фагоцитирующими клетками

Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование.

Занятие 40

Тема: Биохимия соединительной ткани

Цель: изучить особенности химического состава, строения и обмена веществ соединительной ткани

Задачи обучения:

~ Описать особенности строения коллагена

~ Дать представление о синтезе коллагена

~ Дать представление о строении и функциях гликозамингликанах и протеогликанах соединительной ткани

Основные вопросы темы:

· Особенности химического состава, строения и обмена веществ соединительной ткани.

· Коллаген: особенности аминокислотного состава, первичной и вторичной пространственной структуры.

· Биосинтез коллагена. Роль витамина С в гидроксилировании пролина и лизина.

· Проявления недостаточности витамина С.

· Гликозаминогликаны и протеогликаны соединительной ткани. Роль протеогликанов в обмене катионов и воды.

· Изменения соединительной ткани при старении, коллагенозах, заживлении ран.

· Оксипролинурия при коллагенозах.

Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование,

Занятие 41

Тема:Биохимия костной ткани и ткани зуба.

Цель: изучить особенности метаболизма почечной ткани, химический состав мочи, его изменение при патологии, использование для диагностических целей

Задачи обучения:

Дать представление о белках костной ткани

~ Дать представление о роли кальция и фосфатов в метаболизме костной ткани

~ Дать представление о гормональной регуляции фосфатно-кальциевого обмена

~ Дать представление о биохимических маркерах метаболизма костной ткани

Основные вопросы темы:

· Особенности химического состава и обмена веществ костной ткани.

· Белки и другие органические компоненты костной ткани.

· Роль фосфатов и кальция в метаболизме костной ткани.

· Гормональная регуляция обмена кальция и фосфатов

· Биохимические события минерализации и резорбции костной ткани

· Биохимический состав тканей зуба.

· Биохимические маркеры метаболизма костной ткани

Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование, решение ситуационных задач.

Занятие 42

Тема: Биохимия мышечной ткани

Цель: изучить особенности метаболизма мышечной ткани, биохимические механизмы при сокращении и расслаблении скелетных и гладких мышц

Задачи обучения:

~ Описать энергетический обмен в мышечной ткани

~ Дать представление о белках мышечной ткани

~ Дать представление об особенностях биохимии мышечного сокращения и расслабления скелетных мышц, гладких мышц и миокарда.

Основные вопросы темы:

· Химический состав поперечно-полосатых мышц.

· Важнейшие белки миофибрил: миозин, актин, актомиозин, тропомиозин, тропонин. Молекулярная структура миофибрил.

· Миоглобин, его строение и функции.

· Особенности энергетического обмена в мышцах.

· Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления скелетных мышц, гладких мышц и миокарда.

· Роль градиента одновалентных ионов и ионов кальция в регуляции мышечного сокращения.

Биохимические изменения при мышечных дистрофиях и денервации мышц. Креатинурия.

Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование.

Занятие 43

Тема: Биохимия нервной ткани

Цель: изучить особенности метаболизма нервной ткани

Задачи обучения:

~ Описать особенности химического состава нервной ткани

~ Дать представление об энергетическом обмене нервной ткани

~ Дать представление о химической структуре, классификации и механизме действия нейромедиаторов

~ Дать представление о биохимических механизмах развития некоторых психических и неврологических заболеваниях

Основные вопросы темы:

· Химический состав нервной ткани.

· Особенности белкового, липидного и углеводного состава нервной ткани.

· Миелиновые мембраны: особенности химического состава и структурной организации.

· Энергетический обмен в нервной ткани: значение аэробного распада глюкозы.

· Особенности обмена белков, нуклеиновых кислот, отдельных аминокислот и липидов в нервной ткани.

· Медиаторы: ацетилхолин, катехоламины, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, глутаминовая кислота, глицин, гистамин.

· Физиологически активные пептиды мозга.

· Нарушение обмена биогенных аминов при психических заболеваниях. Предшественники катехоламинов и ингибиторы МАО в лечении депрессивных состояний.

Методы обучения и преподавания: обсуждение вопросов с преподавателем, тестирование.

Занятие 44

Тема: Лабораторный практикум

Цель: продемонстрировать клинико-диагностическую значимость методов определения биохимически показателей крови

Задачи обучения:

~ Обучить методам исследования биохимических показателей крови

Основные вопросы темы:

· Методика определения содержания гемоглобина в крови

· Методика определения активности лактатдегидрогеназы в плазме крови

· Методика определения содержания билирубина в плазме крови

· Клинко-диагностическое значание определения активности ферментов и содержания метаболитов азотичтого обмена в биологических жидкостях

Методы обучения и преподавания: обсуждение итогов лабораторных работ с преподавателем

Занятие 45

Тема: Рубежный контроль «Рубежный контроль «Биохимия тканей и органов»

Цель:Интеграция знаний по биохимии крови, печени, соединительной, костной, мышечной и нервной ткани

Задачи обучения:

Оценить знания по биохимии органов и тканей Оценить умение обосновывать выбор биохимических маркеров для диагностики патологических процессов Основные вопросытемы:Интерпретация основых биохимических показателей Интерпретация основых биохимических показателей

Наши рекомендации