Задания для СРС во внеучебное время

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

Модуль VII. Гормоны. Гормональная регуляция метаболических процессов

учебной дисциплины (модуля)«Биохимия»

для специальности Лечебное дело

курс II семестр 4

Составитель: Артюкова О.А., к.б.н., доцент Рецензент: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент    

Владивосток – 2016 г.

Практическое занятие № 9 (33)

Тема:«Роль гормонов в системе регуляции метаболизма»

Мотивация:сформировать знания о молекулярных механизмах регуляции обмена веществ и функций организма и роли гормонов в регуляции для понимания биохимических основ гомеостаза и адапта­ции, причины нарушения этих механизмов при эндо­кринных заболеваниях, приводящих к изменениям метаболизма, а также для обоснования применения методов диагностики, профилактики и лечения различных патологических процессов.

Общая цель:знания механизмов регуляции метаболизма дают представление о функцио­наль­ном единстве организма. Знания механизмов гормональной регуляции дают возможность в последующем исполь­зовать их как способ воздействия на биохими­ческие процессы в условиях онтогенеза, а также адаптации к изменениям условий существования. Знания строения гормонов и принци­пиаль­ных механизмов их действия применимы в последую­щем для лечения, диагностики и контроля лече­ния эндокринных заболеваний.

Полученные по данной теме знания формируют профессиональные компетенции (ПК-3), необходимые для изучения вопросов профессиональной направленности(эндокринология).

Конкретные цели и задачи.

- знатьсовременнуюноменклатуру и классификацию гормонов; основные этапы передачи гормонального сигнала в клетку.

- уметь применять знания о молекулярных механизмах регуляции обмена веществ и функций организма для понимания биохимических основ гомеостаза и адаптации

- владетьметодом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами):гормон, препрогормон, клетки-мишени, рецепторы, G- белки, протеинкиназы, ц-АМФ.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы:строение и функции органов эндокринной системы (анатомия, гистология)

Этапы проведения занятия:

1. Вводная часть

2. Основная часть занятия: семинар

3. Заключительная часть занятия

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:

  1. Гормональная регуляция как механизм межклеточной и межорганной координации обмена веществ.
  2. Клетки-мишени и клеточные рецепторы гормонов. Строение G- белков.
  3. Передача гормонального сигнала в клетку.
  4. Образование вторичных посредников: циклических нуклеотидов, инозитолтрифосфата, диацилгшлицерола. Роль Са2+. Виды протеинкиназ.
  5. Внутриклеточная передача сигнала.
  6. Метаболические изменения в ответ на сигнальные молекулы.

7. Гипер- и гипопродукция гормонов

Задания для СРС во внеучебное время

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):

1. Установить соответствие:

Гормон Тип рецепции

1) адреналин а) цитозольный

2) кортизол б) мембранно-цитозольный

3) тироксин

4) глюкагон

2. Взаимодействие гормонов с рецепторами, сопряженными с G-белками, приводит к

а) образованию гормон-рецепторного комплекса в цитозоле

б) повышению тирозинкиназной активность

в) ингибированию фосфодиэстеразы

г) активации аденилатциклазы

3. Вторичными посредниками гормонов в клетке являются:

а) ц –АМФ б) инозитолтрифосфат

в) АТФ г) ц - ГМФ

4. Аденилатциклазный комплекс представляет собой

а) комплекс цитоплазматических рецепторов

б) каталитические рецепторы

в) ассоциацию трех компонентов: рецепторного, сопрягающего и каталитического белков

5. Роль циклических нуклеотидов в клетке

а) связываются с цитозольными рецепторами

б) активируют протеинкиназы, способные фосфорилировать белки

в) ингибируют фосфодиэстеразу

г) активируют аденилатциклазу

6. Механизм действия эйкозаноидов осуществляется через

а) аденилатциклазную систему

б) повышение проницаемости мембран клеток

в) активацию процессов транскрипции

7. Механизм действия стероидных гормонов осуществляется через

а) аденилатциклазную систему

б) повышение проницаемости мембран клеток

в) активацию процессов транскрипции

г) все перечисленное верно

8. Координирующим центром эндокринной системы является

а) гипофиз б) поджелудочная железа

в) гипоталамус г) надпочечники

9. Синтез тропных гормонов гипофиза активируют

а) простагландины б) либерины

в) статины г) цитокины

10. Причиной развития регуляторных (гормональных) нарушений является

а) нарушение синтеза гормонов

б) нарушения на уровне функционирования клеточных рецепторов

в) нарушение транспорта гормонов в крови

г) все перечисленное верно

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:

1. Объясните особенности эндокринного, паракринного и аутокринного механизмов межклеточной коммуникации. Каково место гормонов в регуляции метаболизма и функций органов?

2. Какие железы внутренней секреции вы знаете?

3. Какова химическая природа гормонов?

4. Как классифицируются гормоны по механизму передачи гормонального сигнала?

5. Какова последовательность событий при передаче гормонального сигнала через мембранные рецепторы?

6. Какие вещества могут играть вторичных посредников гормонов?

7. Как образуется ц-АМФ? Какова его роль в активации метаболизма клетки?

8. Как образуется ИФ3 ? Как действует ИФ3 ?

9. Как функционирует рецептор инсулина?

10.Какова последовательность событий при передаче гормонального сигнала через внутриклеточные рецепторы?

11. Как осуществляется связь между эндокринной и нервной системами?

12. Центральная регуляция эндокринной системы: роль либеринов, статинов и тропных гормонов.

Наши рекомендации