Ема 2.2.1.;2.2.2.: «Свойства соединений элементов I, II групп главных подгрупп ПСХЭ Д.И.Менделеева.

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 16

Цель занятия:

- научиться выполнять качественные реакции на катионы калия, кальция, магния.

Продолжительность занятия:90 минут

Место проведения:лаборатория химии

Оснащенность занятия:

Растворы: оксалата аммония, гексонитрокобальтата (III) натрия, хлорида аммония, гидроксида аммония, гидрофосфата натрия, хлороводородной кислоты, азотной кислоты, гидроксида калия, гидроксида натрия, сульфата магния, хлорида кальция, хлорида калия.

К занятию студенты должны знать:

1. Общая характеристика металлов, физические и химические свойства, металлическая связь.

2. Общая характеристика металлов II группы главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.

3. Щелочноземельные металлы. Кальций и магний. Характеристика этих металлов, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.

4. Свойства соединений магния и кальция. Оксиды, гидроксиды, сульфаты, карбонаты.

5. Понятие о жесткости воды.

6. Качественные реакции на катионы кальция и магния.

16 -2-

7. Общая характеристика элементов I группы, главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.

8. Характеристика натрия и калия, исходя из их положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, распространение в природе, получение, свойства.

9. Соединения натрия и калия. Оксиды, гидроксиды, соли.

10. Качественные реакции на катионы калия и натрия.

11. Подготовьте сообщения по вопросам:

а) Биологическая роль калия, натрия.

б) Применение калия, натрия и их соединений в медицине и народном хозяйстве.

в) Биологическая роль кальция, магния.

г) Применение кальция, магния и их соединений в медицине и народном хозяйстве.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие элементы относятся к щелочным металлам? Где в

периодической системе; находятся эти металлы?

2. Какое строение имеют атомы щелочных и щелочноземельных металлов?

3. К какому семейству элементов, относятся калий, натрий, кальций, магний.

4. Как изменяется восстановительная способность металлов в главных подгруппах I и II групп сверху вниз?

5. Какие физические свойства имеют щелочные и щелочноземельные металлы?

6. Какие химические свойства характерны для щелочных и щелочноземельных металлов?

7. Какие оксиды образуют щелочные и щелочноземельные металлы и какие гид­роксиды им соответствуют?

8. Гидроксид какого металла растворяется в хлориде аммония ?

16 -3-

9. Опишите свойства солей щелочных металлов.

10. Как получают щелочные металлы?

11. Какие соединения щелочных и щелочноземельных металлов используются в медицине?

12. Перечислите реактивы на:

- катион калия

- катион кальция

- катион магния

- катион серебра

- катион меди

-катион цинка

13. Укажите эффекты качественных реакций на перечисленные выше катионы

14. Каково медико-биологическое значение щелочных и щелочноземельных метал­лов?

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

(выполнить в тетрадях для самоподготовки)

1.Напишите в ионном и молекулярном виде реакцию получения гидроксида магния.

2. Осуществите схему превращений:

Mg → MgO→ MgCl2 →Mg (OH) 2 → MgO

Укажите названия всех соединений.

3.Напишите качественные реакции на катионы : калия(K+), магния(Mg2+),

кальция(Ca2+) в ионном и молекулярном виде.

4.Какую реакцию среды (рН) имеют растворы: хлорида алюминия, хлорида бария, нитрата натрия, карбоната калия.

16 -4-

На занятии студенты должны:

1. Ответить на вопросы входного контроля

2. Выполнить практическую работу:

Опыт 1: Качественная реакция на катион калия К+

KCI + Na3 [Co(NO2)6] →

Опыт 2: Качественная реакция на катион кальция Ca2+

CaCI2 + (NH4)2 C2O4

Опыт 3: Качественная реакция на катион магния Mg2+

NH4CI

ема 2.2.1.;2.2.2.: «Свойства соединений элементов I, II групп главных подгрупп ПСХЭ Д.И.Менделеева. - student2.ru MgSO4 + NH4OH + Na2HPO4

Названия опытов, химизм реакций в молекулярном и ионном виде оформить дома дневнике самостоятельно.

Ответить на вопросы выходного контроля.

После занятия студенты должны:

а) знать:

- Периодический закон и характеристику элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

- Основы теории протекания химических процессов.

- Строение и реакционные способности неорганических соединений.

б) уметь:

- Доказывать с помощью химических реакций химические свойства неорганической природы.

16 -5-

Приобретаемые компетенции:

1.Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и. нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде.

2.Профессиональные компетенции:

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку , лекарственные средства для последующей реализации

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля
лекарственных средств.

Литература:

1. . Пустовалова Л.М., Никанорова И.Е. , Неорганическая химия. Ростов-на - Дону, Феникс, 2005г стр. 295-318.

2. Конспект лекций.

3.Э.Т.Оганесян, А.З.Книжник «Неорганическая химия». М.: Медицина стр. 336 -339


Наши рекомендации