III Периодическая система элементов Д.И. Менделеева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_________________________________

НОУ «Институт экономики и управления в строительстве и промышленности»

ОБЩАЯ ХИМИЯ

Задания контрольной работы

для студентов – заочников

Москва 2000 г.

Содержание курса и объем требований, предъявляемых студенту при сдаче экзамена, определяет программа по химии для инженерно-технических (нехимических специальностей) высших учебных заведений.

Настоящая программа курса химии составлена в соответствии с современным уровнем химической науки и требованиями, предъявляемыми к подготовке высококвалифицированных специалистов. Программа состоит из пяти разделов. Первые четыре раздела охватывают содержание общей части курса, необходимой для подготовки инженеров любой специальности. Содержание пятого раздела программы отражают специализацию будущих инженеров.

Программа составлена согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, утвержденного Заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 07 марта 2000 года.

ПРОГРАММА

(ОБЩАЯ ХИМИЯ)

I Строение вещества

1. Строение атома и периодическая система элементов Д.И. Менделеева.

2. Химическая связь.

3. Взаимодействия между молекулами; состояние веществ.

II Общие закономерности химических процессов

1. Энергетические эффекты химических реакций.

2. Химическая кинетика и равновесие в гомогенных системах.

3. Химическая кинетика и равновесие в гетерогенных системах.

III Общая характеристика химических элементов и их соединений

1. Свойства химических элементов и элементарных веществ.

2. Простые соединения химических элементов.

3. Химия металлов.

4. Элементы органической химии.

IV Растворы. Окислительно-восстановительные процессы

1. Основные характеристики растворов и других дисперсных систем.

2. Водные растворы электролитов.

3. Твердые растворы.

4. Гетерогенные дисперсные системы.

5. Электрохимические процессы.

6. Коррозия и защита металлов.

V Специальные вопросы химии (Для инженеров-строителей)

1. Химия воды.

2. Щелочно-земельные металлы и алюминий.

3. Переходные металлы.

4. Элементы группы углерода.

5. Неорганические вяжущие вещества.

6. Органические полимеры.

Литература

  1. Коровин Н.В. Общая химия. - М. Высшая школа, 2000 г.
  2. Глинка Н.Л. Общая химия. – Л. Химия, 1977-2000 г.
  3. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. – Л. химия, 1986 г.

Контрольное задание

Правила выполнения и оформления контрольных работ

Каждая контрольная выполняется в отдельной тетради в клетку чернилами любого цвета, кроме красного. На обложке тетради должны быть написаны фамилия студента, шифр, номер контрольной работы, название дисциплины.

Здесь же следует указать дату отсылки работы в институт и адрес студента. В конце работы следует поставить дату ее выполнения и расписаться.

В работу должны быть включены все задачи, указанные в задании строго по положенному варианту, Вариант задания выбирается по последней цифре шифра. Например, студент с шифром, оканчивающимся на цифру 3 выбирает 3-й вариант, на цифру 6 – первый вариант, на 0 – 5-й вариант. Решения задач располагать в порядке номеров, указанных в заданиях, сохраняя номера задач. Перед решением каждой задачи надо полностью выписать ее условие.

Решение задач следует излагать подробно и аккуратно, объясняя все действия по ходу решения и делая необходимые чертежи.

Номер варианта Номера задач, относящихся к данному заданию
1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46,51,56,61,66,71,76,81,86,91
2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47,52,57,62,67,72,77,82,87,92
3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48,53,58,63,68,73,78,83,88,93
4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49,54,59,64,69,74,79,84,89,94
5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50,55,60,65,70,75,80,85,90,95

* Табличные данные по свойствам веществ см. приложение программы и приложение лит. источника [3].

I Моль эквивалент и эквивалентные массы простых и сложных веществ. Закон эквивалентов.

Задачи.

1. При сгорании 5,00 г метала образуется 9,44 г оксида металла. Определить эквивалентную массу металла.

Ответ 9,01 г/моль

2. Одно и тоже количество металла соединяется с 0,200 г кислорода и с 3,17 г одного из галогенов. Определить эквивалентную массу галогена.

Ответ 126,8 г/моль.

3. Мышьяк образует два оксида, из которых один содержит 65,2 % (масс) As, а другой 75,7% (масс) As. Определить эквивалентные массы мышьяка в обоих случаях.

Ответ 14,96 г/моль

24,90 г/моль.

  1. 1,00 г некоторого металла соединяется с 8,89 г брома и с 1,78 г серы. Найти эквивалентные массы брома и металла, зная, что эквивалентная масса серы равна 16,0 г/моль.

Ответ 8,99 г/моль

79.91 г/моль.

  1. На восстановление 1,80 г оксида металла израсходовано 883 мл водорода, измеренного при нормальных условиях. Вычислить эквивалентные массы оксида и металла.

Ответ 22,88 г/моль

14,88 г/моль.

II. Строение атома

  1. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 7 и 27.
  2. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 19 и 25. Распределите электроны этих атомов по квантовым ячейкам. К какому электронному семейству относятся каждый из этих элементов.
  3. Какое максимальное число электронов могут занимать s-, p-, d и f - орбитам данного энергетического уровня? Почему? Напишите электронную формулу атома элемента с порядковым номером 34.
  4. Сколько и какие значения может принимать магнитное квантовое число ml при орбитальном числе l = 0, 1, 2 и 3? Какие элементы в периодической системе называют s-, p-, d и f- элементами. Приведите примеры.
  5. В чем заключается принцип Паули? Может ли быть на каком-нибудь подуровне атома р7 или d12 электронов? Составьте электронную формулу атома с порядковым номером 21.

III Периодическая система элементов Д.И. Менделеева

  1. Что такое электроотрицательность? Как изменяется восстановительная активность s – и p - элементов в группах периодической системы с увеличением порядкового номера? Почему?
  2. Исходя из положения германия, молибдена и рения в периодической системе составные формулы водородного соединения германия, оксида молибдена и рениевой кислоты, отвечающие их высшей степени окисления. Изобразите формулы этих соединений графически.
  3. Что такое сродство к электрону? В каких единицах оно выражается. Как изменяется окислительная активность неметаллов в периоде и в группе периодической системы с увеличением порядкового номера?
  4. Составьте формулы оксидов и гидрооксидов элементов третьего периода периодической системы, отвечающих их высшей степени окисления. Как изменяется кислотно-основной характер этих соединений при переходе от натрия к хлору? Напишите уравнения реакций, доказывающих амфотерность гидрооксида алюминия.
  5. Какой из элементов четвертого периода- ванадий или мышьяк обладает более выраженными металлическими свойствами? Какой из этих элементов образует газообразное соединение с водородом? Ответ мотивируйте, исходя из строения атомов данных элементов.

Наши рекомендации