Опровержение и доказательство гипотез.

Простые ги­потезы о существовании явлений и предметов опровергаются или доказываются путем обнаружения этих явлений и предме­тов или установлением их отсутствия.

Способами, опровержения сложных гипотез, например, объясняющих ненаблюдаемые связи между явлениями, могут быть следующие.

Опровержение посредством приведения к абсурду, дополненное проверкой следствий опытным или практическим путем. При этом способе опровержения из гипотезы выводятся следствия, которые сопоставляются с действительностью. Если какие-то из этих следствий оказываются ложными, то ложной считается гипотеза или ее часть, если гипотеза является сложным утверждением.

Опровержение путем доказатель­ства утверждения, являющегося отрицанием гипотезы.

Одним из способов доказательства гипотез является разде­лительное доказательство. Оно заключается в оп­ровержении всех возможных предположений, кроме одного.

Гипотеза может доказываться путем ее выведения логиче­ским путем из общих положений.

Указанные способы имеют ог­раниченное применение в социальной сфере.

Первый и второй способы применимы лишь к простым гипотезам. Третий работа­ет только в тех случаях, когда можно перечислить все возможные предположения. Четвертый не применим к наиболее общим и наибо­лее фундаментальным гипотезам о социальных явлениях.

Как же доказываются сложные гипотезы о социальных яв­лениях, в частности такие, которые после доказательства по­лучают статус теорий?

Такие гипотезы, как правило, нельзя доказать полностью. После доказательства они представляют собой относительную истину, поскольку их ос­новные положения с течением времени не отбрасываются, а может быть, лишь уточняются.

Доказательством таких гипотез является практическая активность людей. На практике подтверждаются следствия, вы­текающие из гипотез. Факты, описываемые следствиями, могут быть неизвестными в то время, когда следствия выводятся. Затем факты могут быть обнаружены. Это повышает степень правдоподобия гипотез.

Т.о., вероятность гипотезы повышается, если она обладает предсказательной силой. Слож­ная гипотеза, кроме того, позволяет объяснять природу явле­ний, которые она описывает. Если, зная природу явлений, можно воспроизвести их на практике, то гипотеза становится более правдоподобной. Подтверждение отдельных следствий гипотезы и выявление отдельных случаев ее практического ис­пользования еще не делают гипотезу достоверным знанием.

Многократное практическое использование гипотезы и подтверждение ее следствий, а также наличие связей между следствиями, позволяет считать гипотезу доказанной в диалектическом смысле. Т.е. в том смысле, что она содержит моменты абсолютной и относитель­ной истины. Такая гипотеза может с течением времени уточ­няться, однако основные ее положения остаются верными в существенных чертах, т.о. она становится теорией.

Понятие версии.

В следственной и судебной практике, в некоторых дру­гих областях активности, требуется исследовать конкретные действия и поступки людей, причину и мотив их активности.

Расследование преступлений в ходе предварительного следствия, а также и судебное разбирательство носят весьма сложный характер. Здесь важно выдвигать предположения, которые можно будет проверить и оценить с помощью вещественных доказа­тельств, показаний очевидцев, данных судебных экспертиз, следственных экспериментов и других средств установления истины. Установление связи следствия и причины в конкретно-исторической обстановке осу­ществляется посредством версий (от лат. verto и позднелат. vertio — поворачиваю, превращаю). Версия – это один из вариантов описания одного и того же события.

Версия – это предположение, объясняющее условия и причины появления фактов действитель­ности, раскрывающее мотивы активности людей в конкретных ситуациях.

Версии и гипотезы – это разновидности предположения. Они имеют различия.

Гипотезы ориентированы на установление всеобщих и общих закономерных связей между природными явлениями или событиями в развитии человеческого сообщества. На основе гипотез можно составлять прогнозы.

Версии ориентированы, в первую очередь, на объяс­нение произошедшего события, частный случай, на уже совершенные действия отдельными людьми.

Однако требования к формулированию гипотез можно распространить и на версии.

Первое требование должно выполняться.

Второе требование применительно к следственной версии формулируется так: среди предположений не должно быть принципиально непроверяемых.

Пример. В отделение милиции обратились сельские жители с просьбой установить, кто отбирает пенсию у старушки Киселевой. Ки­селева жила очень бедно, хотя возделывала небольшой огородик и получала пенсию. Соседям свою бедность она объясняла тем, что каждый месяц в день получения пенсии к ней приходит черт и все деньги забирает. В доме Киселевой сделали засаду. После прихода почтальона и получения пенсии в доме открылась дверца подпола, и вылез черт, с рогами и хвостом. Его схватили. Оказалось, что это со­сед прорыл подземный ход из своего дома и каждый месяц навещал Киселеву, нарядившись чертом.

Если бы выдвинули предположение, что к Киселевой действитель­но ходит черт, то это предположение нельзя было бы проверить.

Третье и четвертое требование должно выполняться.

Пятое требование — простоты предположений — здесь не работает, поскольку ни одно из предложений не отбрасыва­ется, по крайней мере, не выпускается из поля зрения.

После объяснения всех имеющихся фактов на основе хотя бы одного из предположений и выполнения указанных требо­ваний с учетом отмеченной их специфики все предположения считаются версиями. Это различные предположения о наличии состава преступления в деянии, о виновных по делу, о мотивах преступления и т.д., по крайней мере, одно из которых является обоснованным в описанном выше смысле.

Процесс формулирования и обоснования судебно-следственных версий имеет определенную специфику. Данная специфика предопре­деляется не только тем, что они формулируются для конкретных юри­дических фактов, которые восстанавливаются следствием, но и самим содержанием судебно-следственной работы, осуществляемой в соответствии с принятыми в стране законами, в частности с требованиями уголовно-процессуального кодекса.

Следует обратить внимание на то, что на первом этапе формулиро­вания версии следует стремиться к тому, чтобы в ней исследуемые факты были взаимосвязаны в единое целое. Версия обязана быть своеобразной системой, на основе которой можно было бы сделать правдоподобное заключение о причине конкретного поступка, его целях и мотивах, способах его совершения, участниках, времени, условиях.

Иначе говоря, на этом этапе необходимо соблюдать требование пол­ноты предположений, отраженных в версии.

На втором этапе правдоподобное предположение, выступающее как версия, проверяется с помощью методики и техники судебных доказа­тельств.

С логической точки зрения способы опровержения версий не отличаются от способов опровержения гипотез в других об­ластях знания.

Доказательство версий имеет следующие особенности:

— косвенные логические доказательства требуют подкреп­ления прямыми доказательствами;

— доказательство считается завершенным лишь при вступлении в силу обвинительного приговора; до этого момента в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого
ведется судебное производство, считается невиновным;

— решение суда по делу считается обоснованным, пока не будет установлено обратное в порядке, предусмотренном законом (презумпция истинности решения суда по делу).

Дополнительная литература:

Кириллов В.И., Старченко А.А.Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2007. Гл.11. §§ 1 – 4.

Наши рекомендации