Тема: Биологически важные пяти– и шестичленные гетероциклы с одним и двумя гетероатомами

Тема №15: Биологически важные пяти– и шестичленные гетероциклы с одним и двумя гетероатомами.

2. Цель:Изучить строение и химические свойства важнейших представителей пяти-, шести- и конденсированных гетероциклических соединений, установить их биологическое значение

3. Задачи обучения. Изучить формулы важнейших гетероциклических соединений. Выполнять качественные реакции на гетероциклические соединения. Изучение темы формирует знания строения и особенности химического поведения гетероциклических соединений, обладающих биологической активностью.

4. Основные вопросы темы:

1. Биологически важные гетероциклические соединения. Классификация.

2. Гетероциклы с одним гетероатомом. Пиррол, индол, пиридин, хинолин. Ароматичность. Кислотно-основные свойства. Электронное строение пиррольного и пиридинового атома азота.

3. Гетероциклы с несколькими гетероатомами. Пиразол, имидазол, пиримидин

4. Химические свойства пяти- и шестичленных гетероциклов с одним и двумя гетероатомами.

5. Производные пиридина: никотинамид и пиридоксаль.

6. Гетероциклы с двумя и более гетероатомами: пиримидин, пиразол, имидазол

7. Пирозалон-5 - основа ненаркотических анальгетиков

8. Пиримидиновые (урацил, тимин, цитозин) основания. Ароматические свойства. Лактим-лактамная таутомерия.

5. Методы обучения и преподавания:

Определение входного уровня знаний, беседа-опрос по теме занятия, работа в парах - выполнение лабораторной работы и оформление отчета. Итоговый контроль знаний.

Указания к лабораторной работе №15.

Тема: Биологически важные пяти– и шестичленные гетероциклы с одним и двумя гетероатомами

Качественные реакции на антипирин и амидопирин.

Опыт 1. Реакция антипирина и амидопирина с хлорным железом.

В одну пробирку вносят 5-6 капель 0,5% раствора амидопирина, во вторую - 0,5% раствора антипирина. В каждую пробирку добавляют по 1-3 капли 1% раствора хлорного железа FeCl3. Антипирин с хлорным железом дает оранжево-красное окрашивание, амидопирин – сине-фиолетовое, быстро исчезающее.

Сделать вывод о качественном определении антипирина и амидопирина. Записать формулы антипирина и амидопирина.

Опыт 2. Реакция антипирина и амидопирина с азотистой кислотой.

В одну пробирку вносят 5-6 капель 0,5% раствора антипирина, во вторую столько же 0,5% раствора амидопирина, затем в каждую пробирку добавляют по 2-3 капли 5% раствора азотнокислого натрия и 10% раствора серной кислоты. Антипирин дает изумрудное окрашивание вследствие образования нитрозоантипирина. С амидопирином получается очень нестойкое фиолетовое окрашивание.

Сделать вывод о качественном определении антипирина и амидопирина

6. Литература:

1. Н.А. Тюкавкина, Ю.П. Бауков. Биоорганическая химия. М., 1991., с 268-310

2. П.А. Верболович. Практикум по органической, физической и коллоидной химии. 1973, раб. 116 (1,2), 82 ( 3 )

3. Н.А. Тюкавкина. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии. М., 1985, с.159-179, опыты №40,41

7. Контроль:

Выполнить упражнения:

1. Какое из соединений – пиррол, имидазол или пиразол – обладает самым кислым и основным характером?

2. Напишите схему реакции получения амида никотиновой кислоты.

4. Напишите формулу лекарственных соединений: антипирина и амидопирина.

5. Напишите уравнение реакции нитрования пиррола, тиофена, имидазола

Наши рекомендации