Перечень вопросов к промежуточной аттестации

1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе представлений о строении атомов. Значение периодического закона для развития науки.

2. Строение атомов химических элементов и закономерности в изменении их свойств на примере: а) элементов одного периода, б) элементов одной главной подгруппы.

3. Строение атома. Состояние электронов в атоме. Квантовые числа.

4. Электронные конфигурации атомов. Правила и принципы составления электронных конфигураций.

5. Валентность. Валентные возможности атомов химических элементов.

6. Химическая связь. Типы химической связи: ионная, ковалентная, металлическая, водородная.

7. Ионная связь. Механизм образования ионной связи.

8. Ковалентная связь. Обменный и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

9. Оксиды: классификация, получение, химические свойства.

10. Основания: классификация, получение, химические свойства на основе представлений об электролитической диссоциации.

11. Амфотерные гидроксиды: получение, химические свойства.

12. Кислоты: классификация, химические свойства на основе представлений об электролитической диссоциации.

13. Соли: классификация, номенклатура, химические свойства с учетом особенностей реакций окисления-восстановления и ионного обмена.

14. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства металлов на основании их положения в ряду напряжений.

15. Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов, металлическая химическая связь. Общие химические свойства металлов как восстановителей.

16. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

17. Комплексные соединения. Основные положения координационной теории.

18. Комплексные соединения: строение, классификация, номенклатура.

19. Комплексные соединения: получение, химические свойства, применение комплексных соединений.

20. Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем.

21. Растворы, растворимость веществ. Виды растворов. Гидратная теория растворов Д.И. Менделеева.

22. Способы выражения концентрации.

23. Основные положения теории электролитической диссоциации.

24. Электролитическая диссоциация кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей.

25. Понятие о степени и константе диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

26. Водородный показатель. Определение рН среды.

27. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца.

28. Гидролиз солей. Факторы, влияющие на степень гидролиза.

29. Типы химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Тепловой эффект химических реакций.

30. Степень окисления. Важнейшие окислители и восстановители.

31. Окислительно-восстановительные реакции. Сущность процессов окисления-восстановления.

32. Окислительно-восстановительные реакции. Классификация окислительно-восстановительных реакций.

33. Скорость химических реакций. Зависимость скорости от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора

34. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и условия его смещения.

35. Общая характеристика элементов VII А группы периодической системы Д. И. Менделеева. Биологическая роль галогенов, применение их соединений в медицине и народном хозяйстве.

36. Хлор: строение атома, возможные степени окисления, физические свойства, распространение в природе, способы получения, химические свойства.

37. Галогеноводороды. Качественные реакции на галогенид-ионы.

38. Соляная кислота: получение, свойства, хлориды. Качественная реакция на хлорид- ион.

39. Кислородные соединения хлора.

40. Общая характеристика элементов VIА группы периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика серы, как простого вещества.

41. Кислород: аллотропия, физические, химические свойства, применение.

42. Сероводород: получение, свойства, действие на организм.

43. Оксид серы +4: получение, физические и химические свойства, применение.

44. Оксид серы +6: получение, физические и химические свойства, применение.

45. Тиосульфат натрия: получение, свойства, качественная реакция на тиосульфат- ион.

46. Серная кислота: получение, физические свойства. Кислотно-основные свойства серной кислоты.

47. Окислительно-восстановительные свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты.

48. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат- ион. Применение в медицине и народном хозяйстве.

49. Общая характеристика VА группы периодической системы Д.И. Менделеева. Азот - простое вещество.

50. Аммиак: получение, свойства, действие на организм.

51. Оксиды азота: получение, свойства.

52. Азотная кислота: получение, кислотно-основные свойства.

53. Окислительно-восстановительные свойства концентрированной и разбавленной азотной кислоты.

54. Соли азотной и азотистой кислот: свойства, применение.

55. Фосфор: аллотропия, физические и химические свойства, биологическая роль.

56. Фосфор – простое вещество: получение, физические и химические свойства, биологическая роль и применение фосфора.

57. Оксид фосфора (V): получение, свойства.

58. Фосфорная кислота: получение, физические и химические свойства. Качественная реакция на ортофосфат-ион.

59. Общая характеристика IVА группы периодической системы Д.И. Менделеева. Углерод: аллотропия, свойства.

60. Оксиды углерода: получение, свойства.

61. Угольная кислота и ее соли (карбонаты, гидрокарбонаты). Качественные реакции на карбонат-ион

62. Кремний и его важнейшие соединения: оксид кремния, кремниевая кислота, силикаты.

63. Общая характеристика IIIA группы периодической системы Д.И. Менделеева. Алюминий: физические и химические свойства, биологическая роль.

64. Соединения алюминия. Амфотерный характер свойств оксида и гидроксида алюминия.

65. Бор. Соединения бора. Химические свойства, качественная реакция на борат-ион.

66. Общая характеристика щелочных металлов. Натрий, калий: свойства, биологическая роль.

67. Щелочноземельные металлы. Соединения кальция: свойства, биологическая роль.

68. Щелочноземельные металлы. Соединения магния: свойства, биологическая роль

69. Жесткость воды: виды жесткости, способы ее устранения

70. Соединения железа в степени окисления +2: свойства, строение важнейших соединений, в том числе лекарственных.

71. Соединения железа в степени окисления +3: свойства, строение важнейших соединений, в том числе лекарственных.

72. Соединения марганца в степени окисления +6.

73. Соединения марганца в степени окисления +2, +4.

74. Окислительные свойства перманганата калия в зависимости от рН среды.

75. Соединения хрома в степени окисления +3 .

76. Соединения хрома в степени окисления +6.

77. Серебро и его соединения.

78. Соединения ртути +1,+2.Влияние соединений ртути на живые организмы.

79. Соединения цинка. Амфотерный характер свойств оксида и гидроксида цинка. Биологическая роль цинка.

80. Соединения меди: оксиды, гидроксиды, комплексные соединения. Биологическая роль меди.

.

Упражнения (задачи)

1. Опишите строение атома и составьте электронные и электронно-графические формулы атомов элементов с порядковыми номерами 16 и 25. К какому электронному семейству относится каждый из элементов?

2. Опишите строение атома и составьте электронные и электронно-графические формулы атомов элементов с порядковыми номерами 9 и 26. К какому электронному семейству относится каждый из элементов?

3. Опишите строение атома и составьте электронные и электронно-графические формулы атомов элементов с порядковыми номерами 14 и 20. К какому электронному семейству относится каждый из элементов?

4. Валентные возможности атома серы.

5. Валентные возможности атома хлора

6. Валентные возможности атома фосфора.

7. Вычислите массу хлорида натрия и объем воды, необходимые для приготовления 400 г. 0,9 % -ного раствора.

8. В каком объеме раствора с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/л содержится 0, 4900 г. серной кислоты?

9. Вычислите массу 30%-ного раствора перекиси водорода, необходимую для приготовления 300 г. 3%-ного раствора.

10. Вычислите массу Na2SO4 · 10H2O и объем воды, необходимые для приготовления 50 г. 14,2%-ного раствора.

11. Для обработки рук хирурга, ран, операционного поля используется йодная настойка с массовой долей 5%. В каком массовом соотношении нужно смешать растворы с массовыми долями йода 2,5% и 30%, чтобы получить 330г йодной настойки с массовой долей 5%?

12. При некоторых аллергических заболеваниях взрослым назначают раствор с массовой долей хлорида кальция CaCl2 10%, детям – с массовой долей CaCl2 – 5%. Рассчитайте массу 10 %-ного и 2%-ного растворов CaCl2, которые необходимы для приготовления 400г. 5%-ного раствора CaCl2.

13. Дать название и разобрать комплексные соединения: K4[Fe(CN)6], [Ag(NH3)2]Cl, K3[AlF6]

14. Дать название и разобрать комплексные соединения: K3[Fe(CN)6], [Cu(NH3)4]Cl2, K3[Co(NO2)6]

15. Дать название и разобрать комплексные соединения: Na3[Co(NO2)6], [Zn(NH3)4]SO4, K[Ag(CN)2]

16. Дать название и разобрать комплексные соединения:[Cr(H2O)6]Cl3 , K2[Cu(OH)4], K3[Co(NO2)6]

17. Дать название и разобрать комплексные соединения: [Pt(NH3)3Cl]Cl , K2[HgI4], [Cu(NH3)4]SO4

18. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза солей: нитрат свинца (II), карбонат калия. Какие значения рН имеют растворы этих солей?

19. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза солей: хлорид цинка, сульфит натрия. Какие значения рН имеют растворы этих солей?

20. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза солей хлорид кобальта (II), нитрат алюминия. Какие значения рН имеют растворы этих солей?

21. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза солей: нитрат меди (II), сульфид калия.

22. Какие из солей Al2(SO4)3, K2S, Pb(NO3)2, KCl подвергаются гидролизу?

Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей.

23. Как изменится цвет лакмуса в растворах солей: хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида меди (II)? Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза солей.

24. Запишите реакцию получения гидроксида цинка и докажите его амфотерность соответствующими уравнениями реакций.

25. Запишите реакцию получения гидроксида алюминия и докажите его амфотерность соответствующими уравнениями реакций.

26. Запишите реакцию получения гидроксида свинца (II) и докажите его амфотерность соответствующими уравнениями реакций.

27. Осуществить превращения: KCrO2 → K2CrO4 ® K2Cr2O7® Cr2(SO4)3® Cr(OH)3.

28. Осуществить превращения: Cr ® Cr2O3 ® CrCl3 ® Cr(OH)3 ® K3[Cr(OH)6]

29. Осуществить превращения: Fe® FeCl2 ® Fe(OH)2→ FeSO4 ® Fe3[Fe(CN)6]2

30. Осуществить превращения: Cu ®Cu(NO3)2 ® Cu(OH)2 ®CuSO4 ® [Cu(NH3)4]SO4

31. Осуществить превращения: Н2S → SO2 → SO3 → H2SO4 → K2SO4 → BaSO4

32. Подберите коэффициенты электронно-ионным методом, укажите окислитель и восстановитель: K2CrO4 + FeSO4 + H2SO4 =…+…+…+….

33. Подберите коэффициенты электронно-ионным методом, укажите окислитель и восстановитель: K2CrO4 + K2SO3 + H2SO4 = …+…+….+…..

34. Подберите коэффициенты электронно-ионным методом, укажите окислитель и восстановитель: KМnO4 + H2S + H2SO4 = …+….+…+….

35. Подберите коэффициенты электронно-ионным методом, укажите окислитель и восстановитель: KМnO4 + KI + H2SO4 = …+…+…+….

36. Подберите коэффициенты электронно-ионным методом, укажите окислитель и восстановитель: KМnO4 + FeSO4 + H2SO4 = …+….+….+….

37. Подберите коэффициенты электронно-ионным методом, укажите окислитель и восстановитель: KМnO4 + KI + KOH = …+….+….

38. Подберите коэффициенты электронно-ионным методом, укажите окислитель и восстановитель: KMnO4 + K2SO3 + H2O→ … + … + …

39. Подберите коэффициенты электронно-ионным методом, укажите окислитель и восстановитель: H2SO4(k) + Zn → … + …. + ….

40. Подберите коэффициенты электронно-ионным методом, укажите окислитель и восстановитель: HNO3(разб)) + Cu → … + …. + ….

Критерии оценок

Отметка «5»

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Наши рекомендации